Для чего служат дверные доводчики на машине
Содержание:
- Порядок установки доводчика на дверь
- Примерная схема установки доводчика на заднюю дверь
- Основные разновидности дверных доводчиков
- Общая информация
- Конструкции и виды доводчиков
- Варианты дверных доводчиков, которые можно изготовить своими руками
- Как устанавливаются доводчики дверей
- Установка доводчика на дверь: способы и виды монтажа
- Как установить и отрегулировать доводчик двери для автоматического её закрывания
- Возможные проблемы с доводчиками и способы их устранения
- Важность регулировки
Порядок установки доводчика на дверь
В домашних условиях для установки на межкомнатные двери чаще всего используют доводчики реечного типа с рычажным механизмом – своеобразным «коленом», которое заметно. Чуть реже используются устройства со слайдерной тягой. Скрытые доводчики используются реже, однако без них не обойтись, если установка происходит на стеклянные конструкции или интерьер требует строгого соблюдения стиля. Критических отличий в общем плане установки доводчика своими руками нет.
Первый этап: определение схемы установки
Схема установки дверного доводчика зависит от направления открывания двери. Различаются несколько типов:
- Дверь открывается туда, где будет размещен доводчик. Корпус в этом случае устанавливается на полотно, а система рычага – на раму.
- Открывается наружу от доводчика. Схема становится противоположной – скользящий канал устанавливают на движущееся полотно, а корпус на косяк.
Следует учесть, что болты регулировки оборудования будут располагаться по направлению в сторону петель (на графической инструкции найдите обозначение буквами или цифрами).
Второй этап: применение шаблона
В комплекте с доводчиками идет обязательная схема установки, выполненная в масштабе 1 к 1. С его помощью монтаж устройства заметно облегчается, требуя лишь точных движений и определенных инструментов. На схему нанесена разметка крепления рычага и корпуса.
На шаблоне также учитывается, для каких классов дверей предназначен доводчик, отчего может меняться место крепления (при покупке оборудования класс En выбирают согласно весу и размеру полотна). Под каждый тип нанесения на схеме нанесены линии разных цветов или типов (сплошная, пунктир).
Пример шаблона для установки доводчика
Третий этап: пошаговая установка
Перед началом установки доводчика шаблон из комплекта аккуратно и очень точно закрепляют на дверном полотне, следуя инструкции (по линиям). Для этого используют тоненький скотч. Затем кернером отмечают центры отверстий для сверления. Далее приступают к установке:
- Крепежными деталями устанавливают корпус, определяя по положению регулировочных винтов правильность монтажа.
- Затем устанавливают систему коленного рычага на противоположную строну от двери. Иногда детали рычажного оборудования в комплекте поставляются соединенными. Временно шарнир нужно убрать, к его установке возвращаются в процессе регулировки доводчика.
- Устанавливают нерегулируемую часть рычажной системы – колено. Для его монтажа используют ось доводчика, закрепляют с помощью гайки и ключа.
- Если доводчик устанавливается с целью плавного закрывания полотен без лишнего шума, то колено доводчика должно устанавливаться перпендикулярно двери. Рычаг ставится под углом относительно полотна. Проводить соединение частей доводчика нужно при полностью закрытой двери.
- Если целью установки доводящего механизма выступает финишное усиление (при использовании на полотне уплотнителя или защелки), то жесткий рычаг устанавливают перпендикулярно двери. Длина регулируемого колена подгоняется под жесткий механизм. Подобная установка усиливает пружину доводчика и позволяет ускорить дохлоп при закрывании.
- Установку заканчивают соединением обеих частей колена с помощью шарнира.
В комплект установки доводчика входят все необходимые крепежные элементы для монтажа на деревянные, пластиковые и металлические двери (если применение механизма подходит для этих классов полотен). Так саморезы для древесины внешне будут отличаться от крепежных элементов для металла.
Примерная схема установки доводчика на заднюю дверь
В зависимости от марки и модели автомобиля, установка механизма здесь может подразумевать различные алгоритмы действий. Но типичная схема выглядит следующим образом:
В первую очередь необходимо демонтировать внутреннюю облицовку. Как правило, это выполняется при помощи снятия клипс крепления обивки и крестообразной отвертки.
Далее необходимо отсоединить провода системы подогрева заднего стекла. Перед этим настоятельно рекомендуется тщательно запомнить или даже зарисовать то положение, в котором элементы находились до начала проведения работ.
Во внутреннем пространстве каркаса задней двери монтируется главный исполняющий блок системы доводчика. В подавляющем большинстве случаев для этого придется просверлить отверстия для крепежа. Все они обрабатываются мовилем.
Еще как минимум два отверстия придется сделать для крепления датчика, расположенного над штатным замком, и для магнитного контрагента, размещенного под ним.
Затем монтируется трос привода
Важно, чтобы он имел достаточное натяжение и при этом не соприкасался с другими частями машины. В противном случае система работать не будет.
После чего главный блок соединяется с общей внутренней электрической сетью автомобиля
Зачастую это затрудняется отсутствием свободных клемм и гнезд подключения. В этих случаях придется либо воспользоваться системой удлинителей и переходников, либо обратиться за помощью к квалифицированным экспертам по автомобильной электрике.
Таким образом, установку универсальных или обычных доводчиков автомобильных дверей никак нельзя назвать очень уж простым процессом. Такая работа требует определенных знаний устройства автомобиля, основ электротехники и принципов работы различных систем, узлов и агрегатов.
Тем более что стоимость таких устройств, достаточно высока. Но при известной доле сноровки, внимательном отношении и аккуратном подходе установка автомобильного доводчика дверей вполне по силам и обычному автолюбителю.
Особенно если воспользоваться нашими рекомендациями и советами.
Итак, мы выяснили, что собой представляет автомобильный дверной доводчик и каким образом его устанавливать.
Основные разновидности дверных доводчиков
- В зависимости от конкретного места установки все доводчики классифицируются на следующие разновидности:
- √ напольные (они, как можно догадаться из названия, устанавливаются на пол; выполнить их установку собственноручно, не имея соответствующего оборудования, не получится);
- √накладной — устройства, которые монтируются на дверное полотно;
- √ автоматические скрытые механизмы (их можно монтировать непосредственно в дверное полотно);
- √ верхние устройства, бывают с зубчастым либо кривошипным приводом (являются самыми распространенными – руководствуясь схемой, их вполне можно установить своими руками).
Помимо того, существуют и специальные доводчики, предназначающиеся для раздвижных дверей. В большинстве случаев эти устройства используют при изготовлении мебели. Их можно врезать в корпус мебели либо в полотно двери. А в зависимости от устройства механизма доводчики могут быть:
коленными (рычаг в данном случае выполнен в форме колена и всегда действует по одному принципу, несмотря на то, стандартный он или наполный);
скользящими (их еще называют слайдовыми). Их выпускают уже без колена, а регулировочный элемент, располагаясь прямо на дверной коробке, во время движения скользит параллельно ему. Главным недостатком таких механизмов, если сравнивать их с рычажными доводчиками, является то, что для открытия двери приходится прилагать больше усилий.
Очень важны при выборе доводчика также габариты и вес дверной конструкции. Так, в некоторых случаях – когда полотно тяжелое и массивное – предпочтение лучше отдавать масляным механизмам, способным функционировать под большим усилием. С этой точки зрения устройства делятся на некоторые классы. К примеру, доводчики первого класса могут использоваться с дверью, ширина которой составляет 75 сантиметров, а вес – не более 2 — 0 килограммов. Если ширина входных дверей достигает 125 сантиметров, а вес – до 100 килограммов, то для них подойдет механизм уже пятого класса.
Обратите внимание! Ни в коем случае не покупайте доводчик с «запасом», ведь этим вы не продлите срок службы, зато при открывании/закрывании дверного полотна придется прилагать больше усилий.
Общая информация
Дверные доводчики выпускаются в разных исполнениях. Технология их крепления и способ регулирования имеют некоторые особенности. Как различаются изделия?
По специфике монтажа
- Скрытые устройства. Корпус механизма помещается в коробе или створке двери. Установка доводчиков этого типа требует профессионального подхода (практический опыт, специальный инструмент). Монтируются лишь на дверях, полотна которых имеют толщину не менее 40 мм.
- Напольные модели. Их установка производится в процессе обустройства полов, так как «тело» прибора помещается под настилом. В частном секторе изделия этой группы используются крайне редко.
- Накладные. Наиболее распространенные в быту варианты. Установить такой дверной доводчик своими руками достаточно просто. Даже при отсутствии опыта понадобится не более получаса.
По типу механизма
- Реечная передача + гидравлика. «Рабочий» элемент в доводчиках этой группы – пружина.
- Кулачковые модели. Такие изделия устанавливаются в жилищах намного реже.
По силе тяги
Данную характеристику называют по-разному – закрывающее усилие, размер доводчика, класс по EN. При выборе механизма определяющими являются параметры дверного полотна: его вес (кг) и ширина (мм). Это учитывается при определении варианта установки прибора.
Конструкции и виды доводчиков
В основе классической конструкции устройства используются электропривод, дотягивающий дверь до закрытия, датчик, считывающий положение двери, механизм крепления. Существует два основных типа доводчиков:
- электрический, получивший сегодня массовое распространение, подразделяется на следующие подвиды:
- устройства, оснащённые червячным редуктором, устанавливаемым вместо штатных газовых упоров на автомобили сегмента J (внедорожники и кроссоверы);
- устройства, основывающиеся на прижимном механизме, наиболее популярные.
- гидравлический, работающий по принципу гидравлики и предусматривающий автономную гидросистему с насосом, электронную регулировку давления, а также конструктивно сложный исполнительный механизм. В силу дороговизны устройства, данный тип используется на дорогих спортивных авто.
Кроме того, дверной доводчик на автомобиль может быть универсальным или заточенным под определённую модель автомобиля (часто машины уже комплектуются штатным оснащением с завода, которое более надёжно). Авто, не относящиеся к премиум классу, не имеют в базовой комплектации таких «плюшек», но, несмотря на это оснащение всё же доступно и для них.
Варианты дверных доводчиков, которые можно изготовить своими руками
Простой доводчик своими руками легко сделать из куска резины. Эластичный материал удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к изделию: он растягивается и сжимается с силой, достаточной, чтобы вернуть дверь в нулевое положение. Плотность резины нужно подобрать в зависимости от веса дверного полотна: чем тяжелее оно, тем более толстую ленту нужно использовать для доводчика.
При установке приспособления концы ленты закрепляют следующим образом:
- первый — на раму на расстоянии 5-10 см от плоскости полотна, примыкающего к ней;
- второй — на само полотнище.
Другой вариант изготовления доводчика — гравитационный — подразумевает использование тросика с грузом. Конец шнура следует прикрепить к полотну в верхней части. Для надежности может быть использована металлическая пластина с отверстием: к нему проще привязать трос.
Для изготовления блочного механизма нужен кронштейн с осью (например, от сломанного ролика мебели или скейтборда). Если есть возможность использовать готовый блок, задача облегчается, но при его отсутствии можно поступить 2 способами:
- трос просто перекидывают через ось;
- изготавливают колесико с пазом для шнура и устанавливают его в кронштейн.
В последнем случае скольжение троса будет происходить легче. На свободный конец шнура можно будет прикрепить груз, достаточный для того, чтобы притянуть дверное полотно к раме.
У автолюбителей есть возможность сделать доводчик двери своими руками из подъемного механизма багажного отделения автомобиля седан или хэтчбэк. Этот агрегат отличается наличием функции амортизации и плавного открывания. Устройство нужно предварительно доработать, прикрепив к нему пластины с отверстиями для крепления к дверной коробке и полотну.
Легко изготовить и компактный доводчик из небольшого дырявого мяча из резины или медицинской груши:
- Круглое резиновое изделие крепят к деревянной или металлической пластине с помощью шурупов.
- Конструкцию нужно установить на раму снаружи, чтобы край мяча находился на уровне стыка коробки и полотна со стороны петель.
- На открывающуюся наружу дверь вплотную к мячу установить металлический уголок, длина одной стороны которого равна диаметру мячика.
При открывании уголок будет сжимать мяч, выдавливая из него воздух. Расширяясь, мяч заставит дверь принять исходное положение.
Магнитная защелка более уместна на межкомнатной двери.Она не выполняет функцию доводки, но надежно удерживает створку в закрытом положении в случае небольшого сквозняка. Для изготовления конструкции необходим сильный магнит и стальная пластина небольшого размера. Детали крепят на раму и полотно так, чтобы при закрытой двери они накладывались друг на друга. Если толщина элементов слишком велика, то под них можно сделать выемки в деревянной двери.
Как устанавливаются доводчики дверей
В первую очередь рассмотрим с чего состоит весь механизм. Первое, что бросается в глаза, это электронный привод, который помогает в дотягивании двери. Далее исполнительный механизм, который монтируется в дверь. Электронный блок управления, датчик положения двери, трос привода и роликовый фиксатор.
Установка всей системы начинается со снятия обшивки двери. Если в автомобиле есть электрозеркала или электростеклоподъемники, то стоит внимательно записать или запомнить расположение контактов, чтоб потом не пришлось снова снимать. В худшем случае можно перепалить систему управления.
После снятия обшивки устанавливаем на свободное место электронный привод, таким образом, чтоб дотягивающее звено было направлено в сторону дверного замка. Это уменьшит силу сопротивления при срабатывании доводчика. Прикручивать электронный привод нужно намертво, так как именно он будет брать на себя всю силу при доводке автомобильной двери. Трос, который будет передавать силу, ставится от рабочего механизма штатного замка и до электронного привода, таким образом, чтоб не мешал другим механизмам и желательно не пересекался с ними.
На двери над замком ставится датчик, который при совмещении с магнитом (так же ставится на стойку автомобиля напротив датчика) срабатывает и дает сигнал для начала работы всего механизма доводчика. Стоит помнить, что магнит и датчик нужно установить точно один напротив одного. Для этого понадобится просверлить два отверстия в кузове и двери автомобиля.
Вся электроника и датчик подключены к блоку управления, который ведет контроль за работой доводчика и передает все сигналы на механизмы. Подключается блок управления от общей системы питания в 12В. Срабатывание на закрытие двери полностью происходит от 1 до 2.5 секунды. Блок управления так же стоит тщательно закрепить на корпусе двери, так как в самый неподходящий момент станет болтаться и создавать неприятный звук. После этого придется снова снимать обшивку.
После установки всех механизмов следует проверить их работоспособность, слегка закрыв дверь, и у вас перед глазами она автоматически должна сама полностью закрыться. Далее обратно устанавливаем обшивку двери. Таким образом, стоит обойти каждую дверь, на которую будет установлен доводчик.
Установка доводчика на дверь: способы и виды монтажа
Готовясь к установке доводчика на дверь своими руками, проведите тщательную ревизию состояния дверной коробки, петель, запорных механизмов. Дверное полотно не должно качаться, упираться в косяк, язычок защелки должен срабатывать без излишнего усилия. Качественная регулировка упростит установку и обеспечит надежную и продолжительную безаварийную работу устройства.
Схема установки доводчика зависит от конструкции механизма, дверной коробки и направления открывания. При открывании внутрь доводчик ставится на полотно, а рычаг крепится на коробку над ним. При открывании наружу устройство, наоборот, устанавливается на косяке, а рычаг — на полотне.
Доводчик не следует использовать в качестве ограничителя открывания. Для этого применяют специальные приспособления в виде упоров, которые устанавливают на пол или на стену.
Как установить
Для правильной установки доводчика на дверь к устройству прилагаются шаблоны, на которых отмечены места крепления самого механизма и рычага. В зависимости от крепления двери (правое или левое) и других особенностей, если они предусмотрены моделью, выберите соответствующий шаблон. Его следует приложить к полотну, развернув в соответствии с выбранным способом установки, и закрепить скотчем. Учтите, что винты регулировки, расположенные в торцевой части механизма, всегда должны быть повернуты в сторону петель.
Места крепления шурупов (4 для самого доводчика и 2 для кронштейна рычага) отмечаются по шаблону. Затем сверлом, диаметр которого указан в инструкции, просверливают отверстия под доводчик и кронштейн. После этого устанавливают механизм и рычаги. Жесткое колено рычага крепится к механизму на шлиц и затягивается гайкой. Чтобы она не раскручивалась в процессе эксплуатации, применяют стопорящую жидкость. В домашних условиях используют масляную краску.
Кронштейн с регулируемым коленом устанавливается отдельно. Длина этого колена изменяется заворачиванием винтовой части. После предварительной регулировки оба колена соединяются.
Варианты правильного монтажа
Иногда установить доводчик на дверь можно разными способами. Например, треугольник, образуемый полотном и двумя коленами рычажной системы, влияет на силу прижимания к коробке. Чтобы закрывание двери происходило плавно, регулируемую часть укорачивают так, чтобы она составляла прямой угол с полотном. Для увеличения силы закрывания регулируемый рычаг удлиняют, в этом случае прямой угол образуется жестким коленом.
При установке механизма на деревянную дверь может потребоваться применение монтажных планок или уголков, не входящих в комплект, но выпускаемых для всех моделей. Если коробка глубокая, а открывание происходит наружу, устройство крепится на монтажный уголок, установленный на косяке таким образом, чтобы обе части механизма располагались на одном уровне относительно дверного полотна.
Если на коробке нет плоского участка для фиксации кронштейна или доводчика, их устанавливают на предварительно закрепленную монтажную планку. При установке механизма на дверь планка также позволит вынести его за край полотна в том случае, когда иное крепление невозможно, неудобно или неэстетично.
Как установить и отрегулировать доводчик двери для автоматического её закрывания
Перед тем, как начать установку доводчика, следует определиться с некоторыми важными параметрами.
Во-первых, встаньте лицом к двери с той стороны, где будет располагаться доводчик.
В случае, если дверь открывается от себя, доводчик крепится к коробу двери. Если же дверь открывается на себя, то доводчик следует закрепить на дверном полотне, а рычаг – на дверном коробе.
Учитывайте тот факт, что если дверь ведёт на улицу, то мы рекомендуем устанавливать устройство внутри помещения, чтобы оно было меньше подвержено воздействию внешней среды (перепадам температуры, влажности и пр.).
Во-вторых, следует определиться с максимально возможным углом открытия двери: 90, 120 или 180 градусов
Обратите внимание, что разным значениям угла открытия соответствуют разные предельные параметры дверного полотна (вес и ширина)
Для удобства выбора угла открытия в инструкции к каждому доводчику есть схема, смотри ниже (на схеме 1 указан пример угла открытия двери из текста инструкции к доводчику 3S).
СХЕМА 1 ВЫБОР УГЛА ОТКРЫТИЯ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ДОВОДЧИКА
После этого необходимо вырезать из инструкции полноразмерный шаблон, который поможет разметить место установки доводчика.
Шаблон необходимо расположить на закрытой двери согласно приведённой схеме: выбранный вами угол открытия будет зависеть от того, на каком расстоянии от дверных петель закреплён корпус доводчика
Внимание! Из-за перепадов влажности воздуха шаблон может поменять свой размер. Перед установкой обязательно сравните его с настоящими установочными размерами, указанными в инструкции
После того, как вы укрепили шаблон на двери (удобно сделать это с помощью скотча), необходимо просверлить отверстия в тех местах, где, согласно шаблону, будут крепиться доводчик и рычаг.
Можно сделать это прямо сквозь бумагу – в этом как раз и заключается удобство полноразмерного установочного макета (рисунок 1 в инструкции).
РИСУНОК 1 РАЗМЕТКА ДЛЯ УСТАНОВКИ ДОВОДЧИКА
Затем разберите рычаг на два колена (рисунок 2 в инструкции).
РИСУНОК 2 РАЗБОРКА РЫЧАГА ДОВОДЧИКА
Укрепите корпус доводчика на двери или на коробке и присоедините к нему одно из колен рычага сверху или снизу – в зависимости от места крепления корпуса (рисунок 3 в инструкции).
РИСУНОК 3
После этого укрепите второе колено рычага (на двери или на дверном коробе).
При закрытой двери угол между этим коленом рычага и полотном должен составлять 90 градусов. Соедините части рычага между собой (рисунок 4 в инструкции).
РИСУНОК 4 УСТАНОВКА РЫЧАГА ДОВОДЧИКА
Закрутите гайку крепления рычага к корпусу доводчика (рисунок 5).
На этом установка доводчика на дверь завершена.
РИСУНОК 5 УСТАНОВКА ГАЙКИ
РИСУНОК 6 РЕГУЛИРОВКА ДОВОДЧИКА
Возможные проблемы с доводчиками и способы их устранения
В процессе эксплуатации дверных доводчиков возникают неисправности и поломки, вызванные различными факторами. Негативному атмосферному воздействию подвергаются устройства на калитке, уличной двери и воротах. В результате внешние части начинают разрушаться. Ошибки при выборе доводчика приводят к плохой работе механизма и быстрому износу деталей. К печальным последствиям приводит деформация дверного полотна и неправильное использование, когда дверь распахивается шире допустимого угла, фиксируется в открытом положении, при закрывании и открытии прикладывается излишняя сила. Также причиной сбоев становится отсутствие профилактического ухода.
Наиболее распространенные неисправности и способы ремонта
-
Утечка масла.
Пружина, обеспечивающая работу доводчика, находится в герметичном корпусе, заполненном маслом. Недостаточное количество масла приводит к быстрому срабатыванию пружины и резкому захлопыванию двери. Следы вытекания масла можно обнаружить на корпусе. Если это произошло, то доводчик демонтируется и осматривается. Для устранения мелких трещин подойдет один из обычных герметиков. При более серьезных разрушениях устройство придется заменить. После устранения течи корпус заправляется маслом из шприца или пипетки. Операция проводится через отверстия, в которые закручены регулировочные винты сбоку корпуса.
-
Дефекты и деформации рычажного механизма.
На рычажном механизме, присоединенном к корпусу доводчика, со временем появляются трещины, нарушающие нормальную работу. Небольшие разрушения устраняются герметиком или холодной сваркой. Обработанное место зачищается и покрывается антикоррозионным средством. От чрезмерных нагрузок рычаг деформируется. Металлические изделия можно выровнять с помощью молотка, а тяги из высокопрочных материалов подлежат замене. В случае перелома рычага потребуется установка нового устройства.
-
Поломка или искривление крепежа.
Ремонт доводчика входной двери может понадобиться в случае ослабления или повреждения крепежных винтов. Их заменяют на другие, одинакового диаметра и длины, с таким шагом резьбы и формой головки.
-
Проблемы с регулировкой механизма.
Если внешних отклонений не выявлено, то причина неправильного срабатывания доводчика может быть в некорректной настройке. Регулировке подлежит скорость дохлопа и окончательного закрывания двери. Операция сводится к подкручиванию специальных винтов с помощью отвертки.
-
Износ деталей.
Поломка проявляется тем, что двери перестают закрываться, двигаются слишком быстро, со стуком или медленно. Для выявления и замены поврежденных элементов придется пригласить мастера, устанавливавшего доводчик.
Важность регулировки
Очевидно, что какими бы ни были по типу доводчики дверей, регулировка параметров их работы имеет наиболее важное значение. Если со штатными агрегатами все понятно – установка и регулировка производится высококвалифицированными специалистами в заводских условиях, то с заменой устройства или с установкой универсального доводчика могут возникнуть определенные проблемы
Если со штатными агрегатами все понятно – установка и регулировка производится высококвалифицированными специалистами в заводских условиях, то с заменой устройства или с установкой универсального доводчика могут возникнуть определенные проблемы.
Лучше всего поручать подобную работу квалифицированным специалистам, которые не только способны профессионально установить достаточно дорогостоящее устройство, но и знают, как отрегулировать доводчик двери автомобиля наиболее оптимальным образом.