Обслуживание газовых форсунок: основные правила, важные моменты, дельные советы
Содержание:
- Ответы знатоков
- Проверка герметичности системы
- Что такое жиклер для газа
- Как выбрать устройство
- RailIG3 Horizon
- Установка блока управления ГБО
- Принцип работы
- Газовые форсунки для печей: типы и выбор
- Характеристики форсунок AEB
- Что это такое?
- Как это работает?
- Чистка газовых форсунок — пошаговый фотоотчет
- Как почистить форсунку на газовой плите
- Основные параметры газовых форсунок
- Нюансы приобретения ГБО 4 поколения
- Общие понятия
- Как установить оборудование самостоятельно
- Для начала небольшое вступление.
- Пошаговый ремонт газовых форсунок ГБО своими руками
Ответы знатоков
Truculentus:
При эксплуатации газовых плит используются различные типы газа. Самым распространенным является природный газ — NG G20 (20 mBar), он используется в современных бытовых газопроводах. Также, в случаях отсутствия системы подачи природного газа, все еще используют балонный или сжиженный газ — LPG G30 (50 mBar). Так как для различных типов газа процесс горения так же происходит по разному, при подключении газовой плиты необходимо использовать соответствующие газовые жиклеры конфорок. В таблице приведены средние параметры жиклеров для большинства моделей газовых плит.
Анатолий Бондарь:
Больше, чем на баллонном, и в зависимости от мощности конфорки. Или по паспорту смотреть, или подбирать.
Дмитрий дмб:
должны быть в комплекте плиты
ihojp:
Импортная ли, наша ли (у меня в Индезите было) — идут два комлекта жиклеров, как правило установлен комплект под природный (магистральный низкого давления) газ. При работе с балонным (сжиженым пропаном) поменяйте.
Иозеф Швейк:
Те, которые указаны в инструкции к газовой плите.
Мишка:
Необходимо смотреть жеклер. Если отверстие в жеклере с толстую иглу или примерно 0.8 мм-это природный газ. Отверстие в жеклере под балонный газ с тонкую иглу или примерно 0,4 мм.
ПЛИТЕ по барабану. Это конфорки заточены под разный тип газа. Для баллонного дырки ширее.
Старый охотник:
Жеклеры под магистральный газ (толше отверстие) с балоном будут коптить, продаются наборы жеклеров для балоннога газа.
Truculentus:
При эксплуатации газовых плит используются различные типы газа. Самым распространенным является природный газ — NG G20 (20 mBar), он используется в современных бытовых газопроводах. Также, в случаях отсутствия системы подачи природного газа, все еще используют балонный или сжиженный газ — LPG G30 (50 mBar). Так как для различных типов газа процесс горения так же происходит по разному, при подключении газовой плиты необходимо использовать соответствующие газовые жиклеры конфорок. В таблице приведены средние параметры жиклеров для большинства моделей газовых плит.
Онлайн журнал Советы хозяевам:
На глаз никак. В конфорках плиты есть специальные «жиклеры» — крохотные отверстия через которые подается газ. В современных плитах они выполнены съемными.
Как правило, приобретая плиту Вы, в комплекте, получаете и набор жиклеров под разный газ. По трубам подается метан в баллонах пропан (пропан-бутан) . При сравнении жиклеров разница заметна. Под пропан те где отверстия меньше.
Нахал:
Регулировка под любой газ производится увеличением или уменьшением подсоса воздуха-добиться ровного горения без копоти.
Аленький цветочек:
Да ни какой разницы, просто для установки плиты вызываете мастера из газовой службы и он вам отрегулирует как хочешь. Я вызывала 4 года назад, заплатила всего 137 р, ну сейчас это будет стоить где то рублей 200- 300.
Проверка герметичности системы
Итак, оборудование установлено, нужно проверить герметичность системы.
Для этого нужно отправиться на газовую заправку и «задуть» полный баллон. Но при этом кран подачи газа в систему должен быть перекрыт.
Затем отправляется на смотровую яму.
Все места соединения и трубопроводы газового оборудования вплоть до газовой рампы, перед открытием подачи, нужно смочить мыльным раствором. В случае пропускания газа этот раствор в месте утечки будет пузыриться.
Проверку герметичности можно делать частями. Вначале смочить раствором патрубки, идущие от баллона.
Проверяются не только соединения, но и сами трубопроводы, поскольку течь может образоваться из-за дефекта самого трубопровода или же в случае пробоя при монтаже.
После проверки магистралей, идущих в подкапотное пространство, нужно проверить герметичность соединений оборудования, которое там установлено.
Проверяется подвод газа к редуктору, выход от него к газовой рампе. Далее можно не проверять, пока не будет произведено подключение в работу оборудования.
Соединения, идущие после газовой рампы, можно будет проверить позже.
Если проверка герметичности показала, что пропускания газа нет, можно переходить к следующему этапу. Если же течь обнаружена, к примеру, в месте соединения трубопроводов с оборудованием, то подача газа перекрывается, и производиться дополнительный обжим или же переупаковка соединения. После чего производиться повторная проверка.
Если течь обнаружена в самом трубопроводе, то он подлежит замене от соединения до соединения.
Попытки заделать течь подручными средствами к положительным результатам практически не приводит.
После замены поврежденного трубопровода снова проводиться проверка герметичности
Важно добиться того, чтобы утечки газа нигде не было
Что такое жиклер для газа
Жиклер (форсунка) — деталь, через которую в конфорку газовой плиты подается газовоздушная смесь для пламени.
Жиклер для газовой плиты в центре имеет отверстие определенного диаметра. Значение диаметра (в сотых долях миллиметра) в обязательном порядке выбивается на торце (грани) жиклера. К примеру, цифра 135 на грани форсунки означает, что отверстие для прохождения газовоздушной смеси имеет диаметр 1,35 мм.
Жиклер (форсунка) для газовой плиты
Диаметр жиклеров зависит от мощности конкретной конфорки и типа газа, на который настроена плита. Так, мы подошли к вопросам, для чего нужны форсунки, и какие особенности в работе у плит в зависимости от типа подаваемого газа.
Как выбрать устройство
Чтобы выбрать подходящую комплектующую для котла, необходимо изучить технические характеристики устройства, узнать топочную мощность прибора отопления.
Лучше проконсультироваться со специалистом. Наиболее важные факторы при выборе — мощность, диапазон и способ регулирования.
Сначала подбирают форсунку по мощности. Она должна превышать мощность котла, но не очень значительно. От этого будет зависеть диапазон регулирования мощности системы.
По типу регулирования форсунки подбирают исходя из размеров помещения. Для частной котельной с малой мощностью подойдёт любой тип, для промышленных масштабов или для очень больших домов нужны системы с плавнодвухступенчатым или модулированным регулированием.
RailIG3 Horizon
Этот тип форсунки широко распространен благодаря возможности набора в структуру, увеличенной производительности, высокой скорости срабатывания, возможности установки на моновпрыск. Большую производительность Rail IG3 Horizon обеспечивает увеличенный до 3,5 мм диаметр седла клапана. Повышенная производительность и быстрота реагирования на электрический сигнал позволяют интегрировать эту марку клапанов в ГБО для двигателей, оснащенных турбонаддувом и турбокомпрессором, с большой мощностью каждого цилиндра.
Недостатки:
- очень шумная работа;
- невысокая наработка на отказ;
- подверженность пластмассовых элементов температурной деформации;
- боязнь загрязнений;
- высокая стоимость комплекта.
Установка блока управления ГБО
Работа оборудования управляется электронным блоком управления, который идет в комплекте ГБО 4 поколения.
Проводка к блоку управления.
Для начала нужно определиться с местом положения блока. Доступ к нему должен быть свободным, но при этом нужно минимизировать длину проводки, чтобы после подключения его под капотом не образовался ворох запутанных проводов.
Вся проводка, идущая от контроллера, делится на несколько частей, каждая из которых выполняет свои функции.
Главное, иметь под рукой схему с цветовым определением, к какой части относится тот или иной провод. Или хотя бы такую.
Перед подключением проводки нужно бортовую сеть отключить от аккумулятора.
Первое, нужно определить, какие провода отвечают за запитывание электроэнергией блока. Их должно быть три – к плюсовой клемме, к массе, и к плюсовой клемме замка зажигания. Отделив их, лучше сразу произвести подключение.
Проводка к форсункам.
Далее, переходим к проводке, отвечающей за работу форсунок – топливной части. Данная проводка подключается к проводам, идущим к бензиновым форсункам.
После определения, какие провода подключаются к каждой определенной форсунке, производится их врезка.
По цветовой схеме определяется, какой провод нужно подключить к тому или иному, затем производится подсоединение.
Можно воспользоваться обычной скруткой с последующей изоляцией, но такое соединение не надежно, все же лучше провода от блока управления в местах соединения припаивать с последующей изоляцией.
По топливной части проводки остается только подключить обратно разъемы к бензиновым форсункам, а также соединить разъемы электромагнитных газовых форсунок.
С топливной частью проводки закончено, переходим к следующей.
Сигнальная проводка.
Переходим к подключению следующей части проводки – сигнальной.
Данная проводка предназначена для передачи сигналов с датчиков, идущих с оборудованием – температуры и давления газа.
В сопровождающей инструкции указывается, в каких местах должны быть размещены датчики. После установки датчиков к ним подключается проводка от блока управления.
Проводка для блока переключения режимов работы.
Последней частью является управление работой блока управления, то есть блок переключения работы газобаллонного оборудования.
Блок управления устанавливается в салоне, в доступном для обозрения и управления им месте.
После чего к нему проводиться проводка и подключается.
Все провода желательно собрать в жгуты и закрепить их, чтобы исключить возможность их случайного повреждения.
У блока управления имеется еще один выход, для подключения компьютера, которым производится регулировка работы оборудования.
Этот выход должен иметь свободный доступ для облегчения выполнения регулировочных и диагностических работ.
На этом работы по установке на автомобиль газобаллонного оборудования 4 поколения закончены.
Но осталась еще проверка герметичности системы, а после уж – проверка и регулировка работы оборудования.
Принцип работы
На такой, казалось бы, несложный элемент, как распылитель газа, возложена очень важная функция. Он отвечает за дозированную подачу газа во впускной коллектор двигателя. Когда из баллона газ поступает в редуктор-испаритель, происходит его преобразование в пар. Далее он попадает на форсунку, где по сигналу ЭБУ осуществляется или прекращается его подача на жиклёр и в камеру сгорания. Нужные прошивки ЭБУ обеспечивают полноценный контроль всего процесса. Располагаются газовые распылители под капотом автомобиля в специальных местах, выбранных согласно их конфигурации.
В продаже встречаются разнообразные модификации распылителей газа (регулируемые и нерегулируемые, одиночные и для использования в рампе). Ещё одно отличие этих деталей заключается в разном материале, из которого они могут быть изготовлены. Однако все виды форсунок для газобаллонного оборудования в первую очередь делят на следующие:
- Ремонтопригодные. В случае выхода их из строя такие распылители можно почистить и починить.
- Ремонтонепригодные. Ни чистке, ни ремонту они не подлежат. В случае поломки их требуется менять на новые.
Выбирая форсунки для газобаллонного оборудования, автолюбитель должен учитывать возможность их самостоятельной чистки
В процессе выбора важно также обращать внимание на скорость их работы. Этот показатель зависит от следующих характеристик:
- Линейность работы. Если использовать в автомобиле дешёвые нелинейные распылители газа, это может спровоцировать падение мощности двигателя, перерасход газа, преждевременную поломку каталитического анализатора и другие проблемы.
- Время отклика (реакция). Так называется временной промежуток, в течение которого форсунка открывается и закрывается. Чем он короче, тем лучше. Именно от времени реакции зависит точность дозирования подаваемого газа.
- Производительность. Все форсунки, установленные в газобаллонном оборудовании, должны обеспечивать равную подачу газа на каждый цилиндр двигателя.
Газовые форсунки для печей: типы и выбор
Многие пользователи путают два устройства — горелку и форсунку, на самом деле — это не одно и то же. Форсунка входит в конструкцию горелки, то есть они работают в паре. Она ответственна за процесс смешивания топлива с воздухом в нужном соотношении. Если воздуха подается мало, то такая смесь будет коптить, а если много, то процесс горения проистекать не сможет.
Существует 2 вида форсунок, в зависимости от технологии подачи воздуха:
- Атмосферные — осуществляют забор дутьевого воздуха из помещения, где находится печь. Для работы такого устройства не нужна установка сложного функционального блока автоматики и регулирования. Основным недостатком является повышенные требования к организации приточно-вытяжной вентиляции. В связи, с чем они устанавливаются в хорошо проветриваемых комнатах. В современных модификациях предусмотрена установка специализированных детекторов, контролирующих уровень кислорода в помещении, и при предельно низких показателях, происходит отсечка газа.
- Надувные форсунки работают с принудительной подачей воздуха дутьевым вентилятором. Они комплектуются сложным блоком автоматического регулирования процессами горения. Поэтому горелка в целом имеет более сложную конструкцию, а форсуночное устройство, расположенное в ней, должно обеспечить правильное смешение газа с воздухом. В таких конструкциях забор воздуха осуществляется с улицы.
Достоинства газовых форсунок
Форсунки жидкого и газообразного топлива — обязательный элемент горелочного устройства, они обладают многими достоинствами:
- Устойчивость, прочность и износостойкость. Эти качества позволяют работать устройствам даже больше срока службы, заявленного производителями оборудования, более 12 лет.
- Экологичность, благодаря грамотно организованному процессу горения, выбросы вредных веществ в атмосферу от них минимальны.
- Обеспечивают предельные показатели КПД газовых котлов – 90- 92 %.
- Легкая эксплуатация и техобслуживание.
- Безопасность, устройство снабжается датчиками загазованности, которые в случае создания аварийной ситуации мгновенно перекрывают подачу газового топлива в печь.
- Высокая степень ремонтопригодности, наличие в торговой сети достаточного объема запасных частей.
Важные моменты при выборе форсунки
Печь на газовом топливе — это модификация твердотопливных отопительных устройств. Обычно печь переводят на газообразное топливо, когда она и система дымоотвода находится в удовлетворительном состоянии. Если в доме впервые устанавливается отопительное оборудование, то в форсунку рекомендуется устанавливать не в печи, а специальном отопительном котле.
Поэтому перед выбором форсунки для печи, необходимо тщательно изучить все технологические нюансы такой установки:
Габариты помещения — топочной, где будет размещена печь. Если ее площадь меньше 14 м2, то потребуется установка распылительного устройства с принудительной подачей воздуха в составе наддувной газовой горелки.
Тип печи. Если она функционирует только на магистральном газе — достаточно установить атмосферную конструкцию. Если на сжиженном и жидком печном топливе, то потребуется горелка с наддувом.
Тепловая мощность
Нужно очень осторожно подойти к выбору мощности горелки, сильно мощную горелку устанавливать в печи не рекомендуется. Так как в этом случае материал ее может не выдержать высокие температурные режимы
Для предварительного расчета можно воспользоваться простым соотношением «отапливаемая площадь — мощность» из расчета на 10 м2 площади потребуется 1 кВт тепловой мощности.
Страна-производитель
Выбирая бренд горелки, важно учитывать, что западные варианты более долговечны и имеют лучшее оснащение системами безопасности. Тем не менее у них есть свои недостатки, так как они не всегда способны работать в условиях низкокачественных технологических параметров газовой сети, а кроме того на российском рынке они не имеют достаточного объема запасных частей, для выполнения ремонтно-восстановительных работ
Среди западных модификаций наиболее популярными являются немецкие и итальянские распылители.
Характеристики форсунок AEB
Подводка газа осуществляется с помощью газового шланга диаметром 12 мм, выход газа осуществляется с помощью шланга диаметром 5 мм. Форсунки АЕБ имеют тарельчатую конструкцию и требовательны к качеству потребялемого газа.
Перед ними необходимо устанавливать:
- фильтр тонкой очистки с отстойником;
- или фильтр-бочонок и дополнительно фильтр с отстойником.
Без замены ремкомплекта инжекторы АЕБ способны пройти около 100 тысяч километров пути, при условии своевременного прохождения ТО и замены фильтров. Форсунки марки A.E.B. поддерживаются в большинстве программ настройки блоков управления газовым оборудованием 4-го поколения, а также совместимы в работе практически со всеми известными марками газовых редукторов (Tomasetto, KME, Zavoli, OMVL, Atiker и многие другие).
Характеристики форсунок aeb:
- Сопротивление: 1.96 Ом;
- Рабочая температура: От -20 °С до +120 °С.;
- Тип форсунок: тарельчатые;
- Страна производитель: Италия;
- Цена форсунок AEB на 4 цилиндра: около 60 долларов.
Что это такое?
Принцип работы газовой плиты имеет определенный алгоритм. Газ под давлением подается в систему газопроводов, являющихся частью плиты. При открытии запорного крана, расположенного на передней панели, голубое топливо движется в сторону точки сгорания. На данном отрезке, в зависимости от конструкции конкретной модели, происходит смешивание газа с воздухом, что обеспечивает оптимальные условия для воспламенения. В конечной точке установлены рассекатели пламени, дающие ему возможность гореть в стабильном режиме.
Газообразное топливо может поставляться по сетевому газопроводу или в сжиженном состоянии в специальных баллонах. В большинстве случаев сетевой и сжиженный газы – это одно и то же вещество. Однако способы их доставки до конечного потребителя влияют на свойства горения и условия, при которых последнее становится возможным.
Жиклеры для газовой плиты – это заменяемые детали горелки плиты. Их основная функция – подача в точку сгорания топлива в необходимом объеме под соответствующим давлением. Жиклеры оснащены проходным отверстием, диаметр которого определяет параметры «струи» газа. Величина отверстия в каждом конкретном виде жиклеров рассчитана на определенное давление в системе газопровода. Характеристики последнего существенно отличаются в зависимости от способа подачи и вида топлива – природного или сжиженного (пропана).
Как это работает?
Принцип работы довольно простой. После установки газа, бензиновые форсунки отключаются принудительно, в результате штатный ЭБУ воспринимает это как неисправность и сигнализирует про обрыв питания на всех форсунках, соответствующей ошибкой типа «CHECK ENGINE», после чего мотор начинает работать в аварийном режиме. Так вот это приспособление способно эмулировать (эмитировать) работу бензиновых форсунок, которые имеют сопротивление — 100 Ом. Штатные «мозги» ничего не подозревают об установке ГБО и продолжают работать в обычном режиме.
Как уже говорил, используется такая схема исключительно на втором поколении ГБО. После того как вышло 3-е и 4-е поколение, эмуляторы уже были вшиты в ЭБУ ГБО. Чаще всего эмуляторы форсунок используют для того, чтобы избежать ошибок типа «CHECK ENGINE» и прочих проблем, которые влияют на корректную работу мотора.
Для правильной работы эмулятора форсунок ему необходим сигнал, который он берет из салона с переключателя типа топлива. Эмуляторы могут быть разными, в зависимости от количества цилиндров (4, 6, 8) и марки автомобиля. В основном эти устройства делят на два класса для европейских и для японских автомобилей, т. к. у них разные разъемы. Чтобы понять какой эмулятор перед вами необходимо уметь правильно читать название и зашифрованные в нем буквы. Для этого разберем следующий пример. Допустим у вас есть эмулятор с вот такой маркировкой OMV EI-04E, как ее расшифровать?
- Первое слово — OMV в данном случае обозначает название фирмы-производителя.
- EI — указывает то, что эмулятор электронно-инжекторный.
- 04 — количество цилиндров, на которое рассчитан данный эмулятор отключения форсунок.
- Буква «E» в данном случае информирует о том, что устройство разработано для европейских автомобилей. Если вместо буква «E» вы увидите «J», это будет означать, что эмулятор форсунок предназначен для японских авто и имеет соответствующий разъем.
При помощи эмулятора работы форсунок можно также установить необходимую задержку во время переключения с бензина на газ. В зависимости от конфигурации двигателя время задержки можно установить в диапазоне от 0 до 5 сек., делается это для плавности перехода с одного типа топлива на другое, а также недопущения остановки мотора.
Как правило в комплекте с эмулятором идут провода и разъемы в зависимости от типа эмулятора («E» или «J»).
Незамысловатое устройство эмулятора форсунок позволяет существенно сэкономить на покупке готового устройства. Существуют умельцы, которые «пилят» подобного рода устройства в домашних условиях, используя проверенные схемы, которых немало в Интернете.
Чистка газовых форсунок — пошаговый фотоотчет
1. Первым делом необходимо перекрыть подачу газа, для этого закручиваем один или два вентиля на газовом баллоне.
2. Заводим машину и даем поработать для того, чтобы сбросить давление в газовых магистралях и выработать остатки газа.
3. Производим демонтаж газовой рейки с форсунками. У каждого данный процесс будет происходить по-своему, все зависит от марки форсунок и типа двигателя.
4. Далее, используя отвертку, выкручиваем саморезы и достаем газовые форсунки.
5. Извлекаем штоки из корпуса форсунок. На фото видна причина всех моих бед — смолистые отложения, они то и не давали форсункам полноценно функционировать. Когда мотор холодный и форсунки не прогреты, вязкая смола препятствовала нормальному ходу штока газовой форсунки.
6. Используя ватные палочки и спирт (можно и растворитель), вытираем штоки, а также то, что внутри корпусов.
7. Сборка выполняется в обратной последовательности.
Как почистить форсунку на газовой плите
Заранее стоит предупредить, что чистить форсунки самостоятельно нежелательно, так как данные детали напрямую связаны с подачей газа. Для таких мероприятий лучше вызвать специальные службы, которые по всем правилам проведут процедуру без опасности для окружающих.
Почему нельзя чистить форсунки самостоятельно? Форсунка — небольшая деталь. Она так же, как и конфорка, содержит отверстия для подачи газа, но они очень мелкие. Обычно их прочищают тонкой проволокой или иголкой. Когда человек занимается этим самостоятельно, он может не заметить, как протолкнёт засор дальше или вовсе повредит «путь». В дальнейшем это может привести к самым непредсказуемым последствиям, поэтому чистку форсунок лучше доверить специалистам.
По сути, чистка конфорок в газовой плите не занимает длительного количества времени и не требует особых физических нагрузок. Главное — следовать рекомендациям и обязательно учитывать технику безопасности.
Чтобы газовая плита служила как можно дольше, необходимо правильно за ней ухаживать. В предыдущих статьях мы рассказывали, как почистить духовку и решетку на плите. Сегодня мы поговорим о том, как привести в порядок газовые конфорки. Это совсем несложно, если проводить чистку регулярно.
Основные параметры газовых форсунок
Форсунки, предлагаемые на рынке производителями, очень разнообразны по своему техническому исполнению и конструктивным характеристикам.
Основными и принципиально важными моментами при выборе этого элемента системы ГБО служат следующие моменты:
- материал, из которого изготовлен корпус;
- тип применяемого топлива;
- напряжение, при котором работает катушка;
- давление, вырабатываемое при работе и максимальное давление;
- временной интервал, за который открываются элементы;
- период закрытия;
- диапазон температур, при которых работает движок;
- диаметр выпускного штуцера снаружи;
- размеры седла клапана;
- вариации в размерах жиклеров газовых форсунок.
Нюансы приобретения ГБО 4 поколения
Остановимся именно на газовой установке 4 поколения, и рассматривать будем последовательность установки ее на современный инжекторный двигатель.
Основой будет обычный современный инжекторный автомобиль с 4 цилиндрами и среднестатистической мощностью, поскольку установка данного оборудования на авто с большим количеством цилиндров, или с увеличенными показателями мощности имеет свои особенности.
Такой выбор обусловлен массовым использованием авто именно с такими показателями, независимо от марки.
Определяемся с выбором.
Сначала нужно определиться с приобретением данного оборудования. Можно все элементы оборудования приобрести комплектом, а можно по отдельности. В этом есть свои положительные качества, а также недостатки.
Покупка оборудования комплектом, от брендового производителя, обеспечит высокую надежность всех элементов, поскольку они проходят сертификацию качества.
Да и установка оборудования будет проще, поскольку соединительные элементы и отладка оборудования уже произведена. Но приобретение комплекта обойдется значительно дороже.
Приобретая элементы оборудования по отдельности можно значительно сэкономить.
Многие элементы являются общими для всех видов ГБО, и стоимость их по отдельности будет ниже, чем в комплекте.
Но некоторые элементы оборудования используются только на установках данного поколения. Это и газовый редуктор, используемый только на 4 поколении ГБО, и газовая рампа с электромагнитными форсунками, и электронный блок управления, и требуемые для работы этого оборудования датчики – температуры и давления газа.
Приобретать это оборудование нужно с серьезным подходом, лучше немного переплатить за качественное оборудование, чем в дальнейшем разочароваться в ненадежности его работы.
Имея все элементы на руках, хоть комплектом, хоть в виде сборки, можно приступать к монтажу.
Можно конечно, все это дело предоставить спецам, но придется заплатить. А можно все сделать самому, что и дешевле, и даст возможность полностью понять, как оборудование работает.
Общие понятия
Газобаллонное или газовое оборудование (утвержденная аббревиатура — ГБО) – это дополнительное оборудование для автомобиля, назначение которого заключается в хранении и подаче в двигатель внутреннего сгорания топлива в газообразном состоянии.
К такому виду топлива относится метан и смесь бутана с пропаном.
Различают шесть поколений газового оборудования. Разница поколений ГБО в системах подачи и регулировке газа (инжектор, карбюратор).
Форсунки ГБО 4-го поколения – это узел оборудования, который используется в параллельном или распределенном последовательном впрыскивании смеси в двигатель. Его задача осуществлять дозировку топлива.
Как установить оборудование самостоятельно
При самостоятельной установке ГБО 4-го поколения на инжекторный автомобиль следует правильно расположить газовое оборудование и выполнить врезку во впускной коллектор, проверить герметичность системы. Наиболее сложный этап — подключить ГБО к штатной системе электрического питания
Важно не перепутать кабели электропроводки
Краткое описание действий по самостоятельной установке ГБО на автомобиль:
Для седанов используют цилиндрические газовые баллоны, которые крепят возле задней стены багажника. В хэтчбеках устанавливают тороидальную ёмкость в выемку, где обычно стоит запаска. Закрепляют газовые баллоны с максимальной надёжностью. При этом мультиклапан должен оказаться вверху.
Отмечают места выхода газовой магистрали. Прорезанные отверстия, диаметром больше, чем газовая магистраль, обрабатывают антикоррозионным раствором. Для защиты газовой магистрали от повреждения острыми кромками, в отверстие вставляют отрезок пластмассовой трубки.
Устанавливают устройство для заправки газом. Это должно быть удобное чистое место. (в багажнике, под бампером, внутри бампера). Магистраль от баллона не должна мешать или подвергаться механическим воздействиям.
Газовые магистрали для устойчивости можно прикрепить к бензиновым трубам.
Производят закрепление редуктора ГБО на кузове или подрамнике.
Подключают редуктор ГБО к системе охлаждения двигателя.
Подводят к газовому редуктору патрубок с вакуумом от впускного коллектора. В него врезают штуцер, чтобы соединить трубкой с редуктором.
Подводят к редуктору газовую магистраль высокого давления
Нельзя забывать о таком важном элементе — как фильтр от механических примесей.
В коллекторе (предварительно снятом) делают отверстия для штуцеров подачи газа и подачи вакуума к редуктору. Перед тем, как вкручивают штуцеры, резьбу смазывают герметиком.
Коллектор устанавливают на место.
В верхней части коллектора устанавливают рампу с форсунками.
В газовую магистраль врезают ещё один фильтр.
Все трубопроводы ГБО стягивают в местах соединения хомутами.
Устанавливают в автомобиль блок управления газовым оборудованием по инструкции-схеме с цветовым делением проводов
Блок располагают с таким расчётом, чтобы обеспечить к нему доступ и одновременно минимизировать длину кабелей.
Монтаж ГБО на автомобиль является сложным процессом, требующим вмешательства во внутренние агрегаты машины и проведения серьёзных диагностических работ. При установке ГБО 4 поколения Стаг новую прошивку авто не делают, так как она считывает информацию с «родных» мозгов.
Регулировку электронного газового редуктора итальянской марки Томасетто следует доверить специалисту.
Для начала небольшое вступление.
Всем известно, что «бадяжат» у нас не только бензин и ДТ. Давным-давно АГЗС научились «надувать» нашего брата, да не газом, а воздухом, подмешивая в газовое топливо различную гадость, которая пагубно влияет на состояние газовой аппаратуры и всего двигателя в целом.
Так однажды было замечено, что мотор работает нестабильно на газе, во время переключения на газ мотор глох, а холостого хода просто не было. Кроме прочего ухудшилась динамика, пропала тяга, увеличился расход газа и появились провалы во время разгона. Причем вышеописанные «глюки» проявлялись, как правило, «на холодную». Спустя какое-то время после прогрева двигателя до оптимальной температуры, все эти «болячки» практически исчезали.
Проблема не давала жить и ездить на любом авто. Порывшись в Интернете, нашел похожие случаи, а также отзывы тех, кто «победил» данную проблему. Подозрение упало на фильтра (как менять фильтры и сливать конденсат написано тут и тут), а также газовые форсунки. Фильтры были заменены, кстати, во время замены было обнаружено большое количество смолы в фильтрующих элементах, это насторожило и заставило задуматься. Если в фильтрах столько «каки» то, что же тогда в газовых форсунках? Решение было принято — необходима чистка газовых форсунок, а также дальнейшая их калибровка. Что из этого вышло – читайте дальше.
Пошаговый ремонт газовых форсунок ГБО своими руками
Чтобы отремонтировать форсунки ГБО 4 поколения тип Valtek или OMVL, для этого потребуется снять всю рейку в сборе:
- перекрыть поступление газа на баллоне. Чтобы это сделать, нужно закрутить соответствующий кран мультиклапана;
- завести двигатель на некоторое время, для выработки остатков топлива из системы;
- отключить клеммы АКБ;
- отсоединить шланги и электропитание;
- открутив виброгасители, снять газовую рампу.
Разборка и промывка
Для того чтобы разобрать и промыть форсунку (рассмотрим на примере Вальтек type 30), нужно:
- ключом на 12 выкрутить калибровочные жиклёры/сопла снизу рампы;
- круглогубцами или отвёрткой снять стопорные кольца катушек;
- демонтировать катушки;
- вывинтить (ключ на 14) сердечники клапанов и вынуть из них поршеньки.
Далее нужно проверить на предмет износа: резиновые детали, сёдла клапанов и штоки с гильзами.
Провести дефектовку деталей. Выявить продавленные резиновые кольца отбойники и уплотнители, также проверить на износ цилиндрики и якоря. На резинке клапана не должно быть больших углублений от седла. Седло тоже имеет свойство усадки со временем. Непригодные части отбраковать.
Затем почистить детали форсунок от грязевых отложений, сделать это удобно с помощью ветоши, ватных палочек. Применив очиститель карбюратора (карбоклинер), ацетон, бензин или другие подобные средства. Резиновые изделия (если принято решение не менять), нужно снять, мыть их агрессивными веществами нельзя. Резина может разбухнуть от таких составов. По этой же причине чистить/промывать форсунки (неразборные) такие, как Hana (Хана), Barracuda (Барракуда), Brc (БРС) не желательно, хватает эффекта от такой очистки ненадолго, если вообще они будут работать после этого.