Цвета проводов в электрике: как маркируются и как определить назначение провода без маркировки
Содержание:
- Основная разновидность
- По внешнему виду
- Маркировка проводов при переменном трехфазном токе
- Выполнение маркирования для токов разных видов
- Можно ли установить другой полярности
- Определение полярности альтернативными методами
- Схемы подключения колонок к магнитоле
- Полярность аккумулятора L и r.
- Меры безопасности
- Поиск РЕ, L и N
- Как определить полярность светодиода — 2 простых способа
- Расположение токовыводящих элементов
Основная разновидность
На сегодняшний день для электромонтажных работ применяют шнуры, кабели и провода. Перед расшифровкой маркировки необходимо разобраться с тем, что собой представляют эти изделия и в чем их различия.
Провода
Провод представляет собой электротехническое изделие, состоящее из одной или нескольких скрученных между собой проволок, без изоляции либо заизолированных. Оболочка жилы, как правило, легкая, не из металла (хотя также встречается обмотка проволокой).
Такие изделия могут использоваться в электромонтажных работах (к примеру, монтаж электропроводки в деревянном доме), а так же при изготовлении обмотки электродвигателя. На сегодняшний день существуют провода с медными и алюминиевыми жилами. Медный вариант быстро окисляется в открытом пространстве и имеет высокую цену, но при этом способен пропустить через себя более высокие токовые нагрузки. К тому же медь более эластична, а значит, не так быстро сломается. Алюминиевые более хрупкие и не соединяются с медными (разве что только через клеммы), но за то имеют низкую стоимость. На сегодняшний день алюминиевая электропроводка используется все реже и реже.
Также следует отметить, что контакты могут быть заизолированными и голыми. Последний вариант используется для линий электропередач. Изолированный провод может быть защищенным и незащищенным. Защитой служит еще один слой изоляции (из пластмассы либо резины), который закрывает оболочку жил.
Последняя классификация осуществляется в зависимости от назначения: монтажные, силовые и установочные. Монтажный провод обязательно должен быть медным, используется, как правило, для соединения элементов электрической схемы в щите, а так же для соединения цепи в радиоаппаратуре. Силовой (как и установочный) для нас более известный, т.к. используется на открытом воздухе и внутри помещений.
Кабели
Электрический кабель представляет собой изделие из нескольких проводов, которые находятся под одной изоляционной оболочкой (из ПВХ, резины, пластмассы). Помимо этой оболочки может присутствовать дополнительная защита — бронированная оболочка из проволоки либо стальной ленты, которая обязательно указывается в маркировке.
Существует 5 основных видов электрических кабелей:
- силовой;
- контрольный;
- для управления;
- для связи;
- радиочастотный.
Кратко рассмотрим условия применения каждого из изделий.
Силовой используется для передачи электроэнергии в силовых и осветительных электроприборах. Существуют изделия различного типа и назначения. В основном силовые кабели используются для электропроводки внешней (как воздушным, так и подземным способом) и внутренней (в жилых и нежилых помещениях). Силовые кабели могут иметь как алюминиевые, так и медные жилы. Предпочтение рекомендуется отдавать последнему варианту. Изолирующим слоем может быть ПВХ, бумага, резина, полиэтилен и т.д.
Контрольный используется для работы электротехнических устройств, которые передают информационный сигнал для управления какими-либо устройствами. Данный вид также может быть с алюминиевыми и медными жилами.
Кабель управления представляет собой медный электропроводник с защитным экраном. Применяется в различных системах автоматики. Защитный экран служит для отвода помех, а так же защиты от механических повреждений.
Кабель связи используется для передачи информации с помощью токов различных частот. Передача местных линий связи осуществляется низкочастотными проводниками, а дальних линий – высокочастотными.
Радиочастотный кабель применяется в радиотехнических устройствах. Основное предназначение – передача видео- и радиосигналов.
Шнуры
Шнур для бытовых электроприборов
Вот мы и разобрались с основными различиями всех трех видов электротехнических изделий. Надеемся, что информация была для Вас доступной. Рекомендуем так же просмотреть видео, в котором данная информация предоставлена более наглядно:
Основные характеристики и различия проводников
Общие различия
Все проводники могут иметь различия по следующим признакам:
- Поперечное сечение. Существуют жилы сечением от 0,35 мм.кв. до 240 мм.кв.
- Материал изготовления: медь, алюминий, алюмомедь (специальный композит из двух металлов).
- Номинальное напряжение (к примеру, способен выдержать 220 либо 380В).
- Количество жил (одножильный либо многожильный).
- Материал изоляции (ПВХ, резина, бумага).
- Материал защитной оболочки (резина, пластмасс, металл).
По внешнему виду
Иногда можно определить полярность по внешнему виду. У некоторых типов светодиодов на корпусе есть ключ – выступ или метка. Чтобы определить, какой вывод помечен ключом, лучше ознакомиться со справочными материалами.
Ключ у катода светоизлучающего диода АЛ102.
Внешний вид расположения выводов у светодиода АЛ307.
У бескорпусных светодиодов производства СССР можно выяснить цоколевку, присмотревшись к внутреннему устройству прибора сквозь слой компаунда. Вывод катода имеет большую площадь и сделан в виде флажка. Этот принцип мог стать стандартом, но сейчас производители его строго не соблюдают, поэтому данный способ ненадежен, особенно для элементов от неизвестного производителя. Поэтому использовать такое определение выводов можно только для предварительной ориентировки.
Маркировка проводов при переменном трехфазном токе
Особое цветовое обозначение оболочки помогает определять назначение отдельных линий даже без изучения сопроводительной конструкторской документации:
- серый, фиолетовый, оранжевый или красный провод – фаза;
- желтые и зеленые полоски – заземление;
- синий либо сочетание белых и синих полос – нейтраль.
Такие обозначения упрощают монтажные операции при прокладке линий питания, в процессе сборки электрощитов
Особенно важно исключить ошибки, когда применяется скрытая установка коммуникаций внутри строительных конструкций. В этом случае исправление неверных действий будет сопровождаться повышенными затратами
Выполнение маркирования для токов разных видов
Разберемся, по каким признакам разделяют электрокабели.
Классификация электрокабелей
Первым делом надо определиться с их расцветкой и характеристиками:
- Число проводов в кабеле. Этот параметр определяет сферу применения того или иного кабеля. К ней относятся питание электрических машин, токопередача электроэнергии, монтаж подключений многоквартирных домов, а также других электромонтажных работ.
- Материалом для производства проводников для кабелей в основном бывает алюминий, медь или их сочетание.
- Изоляционное покрытие. Для него имеется множество материалов, таких как пластиковые, резиновые, бумажные и другие диэлектрики. Провод может не иметь изоляции. Голый провод обычно применяют на воздушных ЛЭП. Там, где возможно негативное влияние окружающей среды, монтируют кабели, снабжённые надёжной изоляцией.
С помощью точного подбора кабеля по его сечению определяется сила тока, переменного или постоянного, для которого предназначен этот провод.
Другие характеристики — сопротивление, мощность, напряжение — также нужно определить при подготовке подключений электрических схем.
Стандарты расцветки
Трехфазный ток переменного значения.
Подключение высоковольтных проводных и шинных вводов при 3-фазном напряжении в РУ производят по такой схеме расцветки фаз:
- A жёлтого цвета.
- B зелёная.
- C красная.
Постоянный ток.
Чаще всего в быту и промышленности работает электроток с переменным напряжением. Но и для электроустановки на постоянном напряжении имеется своё применение:
В производстве и строительстве такое напряжение используют для питания электроподъёмников, телег, погрузо-разгрузочного инструмента на складах.
Электротранспорт тоже работает от сетей постоянного тока.
Питание цепей защиты и автоматики на релейных щитах электроподстанций.
Кабели, применяемые для таких подключений двухжильные. Их обычно зовут «плюс» и «минус».
Ответ на вопрос — фаза это плюс или минус — даст ПУЭ.
Стандартная расцветка такова:
- полюс плюсовый окрашивается в красный цвет;
- минусовой — в синий цвет.
Соответственно, плюсом является фаза, а минусом-ноль.
Контакт, обозначенный в электросхемах литерой М и покрашенный голубым, будет нулём.
Если осуществляется подключение двухпроводной сети к сети с тремя проводами, нужно проверить строгое соответствие цветов питающей и подсоединяемой сетей.
Цветовые стандарты трехфазной электропроводки
Разнообразие раскраски изоляции особо актуально, если монтажом разводки занимается одна организация, а эксплуатирует другая. Благодаря этому работник второй компании всегда будет знать нахождение «фазы» или «ноля», не используя индикатора напряжения или прибор.
Соприкасаясь с электрической разводкой, следует опасаться касания фазного фидера, каковое рискует стать смертельным. Скорее всего, в стремлении сохранения жизни и здоровья и применена подобная ярко выраженная, кричащая цветовая гамма.
Раскраска фазных жил.
Обычно жилы предопределены к подсоединению фаз красной или чёрной расцветки. Как отмечалось ранее, цветовая гамма предусмотрена разнообразная, за исключением земли и ноля.
Окрас заземляющего провода
Новые требования предписывают окраску «земли» в жёлто-зелёный цвет. Традиционно, он будет жёлтым диэлектриком с применением долевых зелёных полосок либо красится поперёк жёлтым и зелёным цветом поочерёдно.
Иногда встречается кабельная продукция, где в наличии жилы лишь жёлтые и ярко-зелёные. Этот кабель является земляным. Схематично применяют те же цвета. На кожухах, крышках, схемах в местах подсоединения наносят латинские буквы P. E. Ими же помечаются и контактные точки для его подключения. Не следует путать земляной контакт с защитным нулевым, так как именно он защищает от удара электричеством.
Окраска нулевой жилы
Если провод имеет окраску голубого, синего, бело-синего, значит, это нулевой, или нейтральный, проводник. Прочие расцветки и отражения в электротехнических схемах не применяются. Он останется неизменным в составе любого кабеля с произвольным количеством жил.
Синим оттенком обозначается он и на схематических изображениях с добавлением буквы N на латинице. На профессиональном уровне его могут называть рабочим нулём. Он действительно участвует в формировании электрической цепи. Частенько его называют минусом, а фазу — плюсом.
Можно ли установить другой полярности
Автомобилистов, которые по неопытности приобрели неподходящий аккумулятор, интересует можно ли как-то поставить его в автомобиль. Теоретически можно. Естественно просто подключить аккумулятор как обычно не получится. Придётся перевернуть АКБ и тянуть провод к соответствующему выводу. Провод иногда коротковат, поэтому его нужно будет наращивать. Кое-как к этому делу не подойти, поскольку нужно тщательно подобрать провод, рассчитав необходимое сечение. И такое подключение уже будет халтурой. Вместо рискованного мероприятия по подключению аккумулятора с неправильной полярностью, опытные водители рекомендуют продать прибор и купить тот, который нужно.
Чтобы избежать неправильного подключения АКБ, опытные водители советуют новичкам покупать точно такой же аккумулятор, что и был установлен. Однако этот способ не спасает от неправильной установки на подзарядку, поэтому будьте внимательны при покупке и установке батареи.
Определение полярности альтернативными методами
Если случилось так, что мультиметра под рукой нет, а полярность необходимо найти, можно использовать альтернативные и «народные» средства.
К примеру, заряды проводки динамиков проверяются при помощи батарейки на 3 вольта. Для этого необходимо на короткий промежуток времени прикоснуться проводами, присоединенными к батарейке, к выводам динамика.
Если диффузор в динамике начинает двигаться наружу, это будет значить, что положительная клемма динамика присоединена к плюсу батарейки, а отрицательная к минусу. Если же диффузор движется внутрь – полярность перепутана: положительная клемма замкнута на минусе, а отрицательная на плюсе.
Если необходимо подключить блок питания постоянного напряжения или аккумулятор, но на них нет маркировки полярности, а под рукой нет мультиметра, плюс и минус можно определить «народными» методами при помощи подручных материалов.
Самый простой способ определения полярности, которым можно воспользоваться дома – это использовать картофель. Для этого необходимо взять один клубень сырого картофеля и разрезать пополам. После этого два провода (желательно разного цвета или с любым другим отличительным знаком) оголенными концами втыкаются в срез картофеля на расстоянии 1-2 сантиметра друг от друга.
Другие концы проводов подключаются к проверяемому источнику постоянно тока, и прибор включается в сеть (если это аккумулятор, то после подсоединения проводов больше ничего делать не нужно) на 15-20 минут. По истечении этого времени на срезе картофеля, вокруг одного из проводов образуется светло-зеленое пятно, которое будет признаком плюсового заряда провода.
Второй способ также не требует, каких либо, особых устройств или инструментов. Для определения полярности проводов источника постоянного тока понадобится емкость с теплой водой, в которую опускаются два подключенных к источнику питания провода.
После включения прибора в сеть вокруг одного из проводов начнут появляться пузыри газа (водород) – это процесс электролиза воды. Эти пузырьки образуются вокруг источника отрицательного заряда.
Следующий способ подойдет в том случае, если есть не используемый, рабочий компьютерный кулер. Способ определения полярности данным методом заключается в том, что кулер необходимо запитать от проверяемого источника бесперебойного питания. Но зачастую в кулерах присутствует три провода:
- черный, отвечает за отрицательный заряд;
- красный, отвечает за положительный заряд;
- желтый, является датчиком оборотов.
В данном случае желтый провод игнорируется и никуда не подключается. Если после подключения кулера к источнику постоянного напряжения, кулер начал работать, то полярность определена правильно, плюс подключен к красному проводу, а минус – к черному. А если кулер не срабатывает – это будет означать что полярность неправильная.
Для этого необходимо дотронутся индикатором до одного из выводов аккумулятора, прижать палец к обратной стороне индикатора (к контакту на рукоятке), а ко второму выводу аккумулятора дотронуться рукой.
Если индикатор начал светиться, то заряд проверенного вывода, с которым он контактирует, имеет положительное значение, а если индикатор не засветился – вывод отрицательный. Но у этого способа определения полярности есть один недостаток.
Если аккумулятор разрядился или поврежден (пробит), индикатор будет загораться при контакте с обеими клеммами, из-за чего определить значения полюсов аккумуляторной батареи будет невозможно.
В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.
Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.
Схемы подключения колонок к магнитоле
В настоящее время большинство автомобильных магнитол использует стандартный интерфейс ISO подключения внешних динамиков и колонок. Его функциональная схема и распиновка выводов на разъеме приведена на рисунке.
По схеме видно, что за подключение динамиков и колонок отвечает разъем В, от которого отходят провода различного цвета. Провод основного цвета подключается к плюсовому контакту динамика, двухцветный провод – к минусовому. Во многих магнитолах сигнал передается по одноцветному проводу, двухцветный проводник является общим (массой).
Видео — подключение колонок к магнитоле по цветам:
Некоторые автолюбители с целью экономии проводника и времени объединяют массу, и сигнал разводят только по одноцветному проводу. Этого делать ни в коем случае нельзя. Схемы многих усилителей магнитол с большой выходной мощностью имеют мостовой тип. На их выходе нет общего провода: один выход «раскачивается» первым плечом, другой вторым в противофазе. Заземление одного из выводов приводит к выходу усилителя плеча из строя. Пример мостовой схемы усилителя магнитолы.
Для того чтобы правильно выполнить соединение проводников лучше найти цветовую схему подключения динамиков или колонок к вашей магнитоле. Она выглядит примерно так.
На такой схеме наглядно видно, как подключать динамики и какие провода на магнитоле идут на колонки. Но спешить с подключением не следует. Сначала необходимо правильно установить динамики, выбрать проводники.
Полярность аккумулятора L и r.
Полярность АКБ – это то, как расположены внешние токовыводящие элементы (токовыводы), находящиеся на корпусе аккумулятора. Наиболее распространенные схемы их расположения – прямая и обратная, но все же имеются и другие способы, однако, они практически не используются. Если говорить просто, то полярность – это то, как расположены клеммы. Плюсовая – может находиться как слева, так и справа, в чем и заключается разница. В этой статье рассмотрим, как определить полярность аккумулятора.
Как выглядит АКБ
Разница между прямой и обратной полярностью
Нынешние аккумуляторные батареи, устанавливаемые в автомобилях, имеют две клеммы на корпусе: плюс и минус. Около них имеется арифметическое обозначение: «+» и «-». Отталкиваясь от требований международного стандарта, обозначения должны быть рифлеными, что позволяет точно определить полярность, если на улице темно.
Чем различаются противоположности
Обратите внимание! Как правило, чтобы узнать полярность, следует обратить внимание на табличку или наклейку на самом АКБ – она будет спереди. Если какие-либо таблички отсутствуют, АКБ чаще всего установлен клеммами вперед
Когда «+» справа, а «-» – слева, такую полярность называют обратной. Если наоборот, это прямая, чаще всего встречающаяся на территории России. Сами клеммы могут быть расположены внутри корпуса АКБ или выполнены выступающими над ее верхней крышкой. Современные аккумуляторы имеют различный диаметр клемм: положительная – более толстая, по сравнению с отрицательной.
Прежде чем приобретать аккумулятор для авто, необходимо ознакомиться с параметрами места, куда он будет устанавливаться:
- Размеры области, куда будет вставляться АКБ;
- Каким методом осуществляется крепеж;
- Как подключается прямая и обратная полярность;
- Какого размера клеммы;
- Где расположен газоотвод.
Чтобы облегчить выбор, многие изготовители предлагают покупателям пользоваться автоматизированным онлайн-каталогом, изучив который, безошибочно определяется необходимый АКБ. Изготовители выпускают аккумуляторы как с прямой, так и с обратной контрастностью.
Существуют автомобили, где размеры выводов клемм позволяют подключать аккумуляторы любой полярности. Такие универсальные модели пользуются популярностью, но есть вероятность, что полярность все же будет установлена неправильно (переполюсовка).
Если перепутать полярность
Немало автолюбителей, снимая АКБ для подзарядки, подключают его потом неправильно, то есть путают плюс с минусом. Если провода в контактах ошибочно соединены, аккумулятор начинает сильно искрить, что может привести к перегоранию любых элементов электросхем авто. Машины, выпускаемые сейчас, как правило, имеют защиту от этого: если происходит короткое замыкание, автоматически выбиваются предохранители.
Устанавливать клеммы нужно внимательно
Если все же водитель установил обратную полярность, вместо прямой, или наоборот, может случиться следующее:
- На приборной панели исчезнут значения и подсветка;
- Перегорит диодный мост или реле напряжения;
- Выход из строя блока управления двигателем;
- Сгорит силовой предохранитель.
Как правило, серьезным повреждениям подвергаются азиатские автомобили – они не терпят, если неправильно была подключена батарея.
Стоит отметить, что перепутать контрастность не так просто, ведь:
- Плюсовой провод недостаточно длинный, и его придется сильно натягивать;
- Толстая плюсовая клемма не дает зафиксировать массовый провод.
Если перепутать полярность на аккумуляторе, происходит короткое замыкание. Это связано с тем, что водитель, как правило, не может в случае ошибки качественно зафиксировать провода на клеммах. В момент контакта получается сильное искрение, а сами клеммы имеют неподходящие размеры.
Определение полярности АКБ без маркировки
Используем мультиметр
Бывает, что нужно узнать, какой полярности аккумулятор, но на его корпусе нет каких-либо обозначений. В этом случае существуют другие способы определения:
Меры безопасности
При любой работе с электрическим током необходимо соблюдать меры предосторожности:
- Использовать приборы только по их назначению;
- Не включать технику с поврежденными проводами и вилками, не использовать неисправные розетки;
- Не прикасаться к проводам или розеткам мокрыми руками или стоя на мокром полу. При работе в помещении с повышенной влажностью нужно использовать резиновые перчатки и коврик;
Работа с электричеством требует соблюдения мер предосторожности
- Не сгибать провода и кабели;
- Перед началом работы стоит обесточить всю сеть;
- Если техника искрит или начинает загораться при включении, прикасаться к ней нельзя. Необходимо отключить питание через щиток;
- При возникновении любых сомнений или боязни лучше обратиться к специалисту или выбрать более безопасный вариант, например, определить полярность при помощи картофеля, а не подключения к устройству.
Чаще всего в аккумуляторах красный провод обозначает плюс, черный — минус, и при работе с электричеством проблем не возникает. Однако сегодня многие страны используют свои цветовые обозначения или отказываются от них вовсе, оставляя провода одинаково белыми. Чтобы не создавать аварийных ситуаций, стоит предварительно проверить полярность.
Поиск РЕ, L и N
Допустим, в процессе ремонта электрической сети вы обнаружили, что все провода покрашены в один цвет. Как разобраться, что означает каждый из проводников?
Если однофазная сеть не подразумевает наличие заземления (в сети идут всего две жилы), то нужна отвертка-индикатор. Она-то и поможет определить, какой из проводов – «фаза», а какой – «ноль».
Перед процедурой не забудьте выключить подачу электроэнергии на входном щитке. Дальше нужно будет аккуратно зачистить оба провода сети и развести их подальше друг от друга, после чего – вновь-таки включить подачу тока. Теперь останется отличить «фазу» от «ноля» с помощью индикатора: при контакте с проводом «фазы» лампочка на рукоятке отвертки засветится (из чего следует, что второй провод – и есть искомый «ноль»).
В той же ситуации, когда проводка имеет еще и третий заземляющий провод, нужно использовать мультиметр. Если вкратце, то применяется он следующим образом. Для начала установите на устройстве диапазон измерения переменного тока на отметку выше 220 Вольт. Дальше один из двух щупалец прислоните к фазной жиле, а вторым щупальцем найдите «ноль»/«землю». При этом в случае контакта с нулевым проводником на дисплее мультиметра появится значение напряжения в пределах 220 Вольт. В случае же контакта с проводом заземления, напряжение будет слегка ниже.
Есть еще один способ определения видов проводников. Он поможет вам тогда, когда под рукой нет ни отвертки-индикатора, ни мультиметра. Здесь выручит логика и цвет изоляции. Запомните, что синяя оболочка – это абсолютно всегда «ноль». Определить же оставшиеся два провода будет немножко труднее. Первый вариант таков: перед вами остается цветной и черный/белый контакт, среди которых цветной – это, скорее всего, «фаза», а последний белый или черный провод – «земля». Возможен и второй вариант развития событий: перед вами остается красный и черный/белый провод, где белая изоляция (согласно ПУЭ) означает «фазу», а оставшийся красный – «землю».
Что еще хотелось бы сказать, так это то, что в цепи постоянного тока цветовая маркировка плюса и минуса представлена черным и красным цветом изоляционного слоя. В трехфазной же сети каждая «фаза» будет иметь свой цвет (А – желтая, В – зеленая, а С — красная). При этом «ноль» будет синим, а «земля» — желто-зеленой. В кабеле на 380 Вольт провод А будет исполнен в белом цвете, В – в черном, а С – в красном. Нулевой рабочий и защитный провода будут такими же, как в предыдущем варианте.
Как определить полярность светодиода — 2 простых способа
Светодиод – полупроводниковый оптический прибор, пропускающий электрический ток в прямом направлении. При подключении инверсионно тока в цепи не будет, и, естественно, не произойдет свечения. Чтобы этого не случилось, нужно соблюдать полярность светодиода.
Светодиод на схеме обозначается треугольником в кружке с поперечной чертой – это катод, который имеет знак «-» (минус). С противоположной стороны находится анод, имеющий знак «+» (плюс).
Обозначение светодиода в схеме
В монтажных схемах должна присутствовать цоколевка (или распиновка) выводов для идентификации всех контактов соединения.
Как определить полярность диода, держа в руках крохотную лампочку? Ведь для правильного подключения нужно знать, где у него минус, а где плюс. Если распайка выводов будет попутана, схема не заработает.
Визуальный метод определения полярности
Первый способ определения – визуальный. У диода два вывода. Короткая ножка будет катодом, анод у светодиода всегда длиннее. Запомнить легко, так как присутствует начальная буква «к» и в том и другом слове.
Длина выводов светодиода
Когда оба вывода согнуты или прибор снят с другой платы, их длину бывает сложно определить. Тогда можно попробовать разглядеть в корпусе небольшой кристалл, который выполнен из прозрачного материала. Он располагается на небольшой подставке. Этот вывод соответствует катоду.
Также катод светодиода можно определить по небольшой засечке. В новых моделях светодиодных лент и ламп применяются полупроводники для поверхностного монтажа. Имеющийся ключ в виде скоса указывает на то, что это отрицательный электрод (катод).
Иногда на светодиодах стоит маркировка «+» и «-». Некоторые производители отмечают катод точкой, иногда линией зеленого цвета. Если нет никакой отметки или ее трудно разглядеть из-за того, что светодиод был снят с другой схемы, нужно произвести тестирование.
Тестирование с применением мультиметра или аккумулятора
Хорошо, если под рукой есть мультиметр. Тогда определение полярности светодиода произойдет за одну минуту. Выбрав режим омметра (измерение сопротивлений), нетрудно произвести следующее действие. Приложив щупы к ножкам светодиода, производится замер сопротивления. Красный провод должен подключаться к плюсу, а черный – к минусу.
При правильном включении прибор выдаст значение, примерно равное 1,7 кОм, и будет наблюдаться свечение. При обратном включении на дисплее мультиметра отобразится бесконечно большая величина. Если проверка показывает, что в обе стороны диод показывает малое сопротивление, то он пробит, и его следует утилизировать.
Определение полярности светодиода при помощи мультиметра
В некоторые приборах существует специальный режим. Он предназначен для проверки полярности диода. Прямое включение будет сигнализировать подсветкой диода. Этот метод подходит для красных и зеленых полупроводников.
Синие и белые светодиоды выдают индикацию только при напряжении более 3 вольт, поэтому нельзя достигнуть нужного результата. Для их тестирования можно использовать мультиметры типа DT830 или 831, в которых предусмотрен режим определения характеристик транзисторов.
Используя PNP-часть, один вывод светодиода вставляют в коллекторное гнездо, второй – в эмиттерное отверстие. В случае прямого подключения появится индикация, инверсионное включение не даст подобного эффекта.
Как определить полярность светодиода, если под рукой нет мультиметра? Можно прибегнуть к обычной батарейке или аккумулятору. Для этого понадобится еще любой резистор. Это нужно для защиты светодиода от пробоя и выхода из строя. Последовательно соединенный резистор, величина сопротивления которого должна быть примерно 600 Ом, позволит ограничить ток в цепи.
Проверка полярности при помощи источника питания
И еще несколько советов:
- если известна полярность светодиода, впредь нельзя подавать на него обратное напряжение. В противном случае есть вероятность пробоя и выхода из строя. При правильной эксплуатации светодиод будет служить исправно, так как он долговечен, а также его корпус хорошо защищен от попадания влаги и пыли;
- некоторые типы светодиодов чувствительны к воздействию статического электричества (синие, фиолетовые, белые, изумрудные). Поэтому их нужно предохранять от влияния «статики»;
- при тестировании светодиода мультиметром желательно это действие произвести быстро, касание к выводам должно быть кратковременным, чтобы избежать пробоя диода и вывода его из строя.
Расположение токовыводящих элементов
Чаще всего можно встретить две комбинации расположения клемм. Это и есть полярность, которая может быть:
- Прямой, когда плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа. Иногда такое распределение токовыводов обозначается единицей, что часто можно увидеть на аккумуляторах отечественных производителей. Найти маркировку довольно просто, достаточно повернуть батарею лицевой стороной таким образом, чтобы токовыводящие элементы располагались внизу. Если плюс стоит слева, то это прямая полярность. Такие АКБ установлены на российских авто. Ярким примером послужит «Приора».
- Обратной, когда плюсовая клемма расположена справа, а минусовая — слева. Нередко такой тип полярности обозначается нулем, что считается чисто европейской разработкой. Процесс нахождения информации о расположении полюсов такой же. Если на этикетке минус находится слева, то это говорит об обратной полярности АКБ. Чаще всего такие аккумуляторы встречаются в иномарках.
Как отличить аккумуляторы
Нередко в разговорах автолюбителей проскакивает фраза о мифической азиатской и американской полярности. На самом деле, это слухи: таких в природе не существует. Скорее всего, понятие расположения токовыводов путают с типоразмерами АКБ. Батареи азиатского типа отличаются более компактными размерами, отсутствием выступа на верхней крышке аппарата, тонкими клеммами. Американские аккумуляторы также имеют характерные признаки — это расположение токовыводящих деталей на верхней панели. Рекомендуем: Типы и особенности выбора аккумуляторов для автомобиля (АКБ) Что касается полярности аккумулятора, российскую и европейскую легко можно различить по месторасположению клемм или маркировке (0 и 1). В остальном компоновка, размеры коробки, количество банок и прочие внешние признаки идентичны, поэтому даже опытный автомобилист может попасть впросак, не посмотрев на этикетку. Чтобы не угадывать, проще обратиться к продавцу, который подберет АКБ, соответствующую той или иной марке авто.
АКБ для грузовых автомобилей
Система расположения клемм на аккумуляторах для грузовых машин мало чем отличается от легковых. Оба вывода находятся на одной из коротких сторон коробки. Определить полярность АКБ просто, необходимо посмотреть на расположение клемм:
- Если токовывод с обозначением «+» находится с левой стороны, то это обратная (европейская) полярность, которая также может помечаться тройкой.
- Если положительный токовыводящий элемент размещен справа, то это прямая (российская) полярность. Некоторые производители могут обозначать ее четверкой.
Нередко батарейки для грузовых авто встречаются с компоновкой, которая помечается цифрой 2. В таком случае клеммы располагаются на верхней панели по диагонали.
Грузовые автомобили могут оснащаться одним из двух типов аккумуляторов, только клеммы у них обычно располагаются на одной из коротких сторон. Определить, полярность АКБ прямая или обратная, в этом случае также можно визуально:
Нужно повернуть батарею так, чтобы она была обращена к лицу смотрящего той стороной, на которой расположены клеммы и обратить внимание на то, какой из токовыводов будет слева, а какой справа.
Если «плюс» находится слева, то это обратная полярность, которая в случае с грузовыми автомобилями нередко называется европейской. Для ее обозначения была выбрана цифра «3».
Если же слева «минус», а справа — «плюс», это полярность прямая, которая также может называться российской. Такие батареи маркируются цифрой «4».
Такие батареи маркируются цифрой «4».
Рекомендуем: Сколько ампер имеется в аккумуляторе автомобиля
Итак, две полярности аккумуляторов для легковых автомобилей обозначаются цифрами «0» и «1». Для обозначения аккумуляторных батарей, рассчитанных на установку в грузовых автомобилях, применяются цифры «3» и «4».
Нераспространенные типы батарей
Есть батареи, которые обозначаются цифрой «2», однако используются они не так часто. Расположение токовыводов на них можно назвать диагональным: в одном углу на верхней крышке находится клемма со знаком «минус», а в противоположном углу — клемма со знаком «плюс». В этом случае поверхность крышки можно сравнить в боксерским рингом, а сами клеммы — с боксерами в начале раунда.
Стоит также сказать еще о двух менее распространенных типах, которые маркируются цифрами «6» и «9». Если указана шестерка, значит, клеммы находятся на крышке в двух углах, но не в противоположных, а в соседних. Если указана девятка, то «плюс» и «минус» находятся друг напротив друга.