Как выкрутить шпильку гбц

Содержание:

Почему болты срываются?

Несмотря на массу плюсов, резьбовые соединения имеют один существенный недостаток: болты достаточно часто ломаются

В такой отрасли, как автомобильная промышленность, резьбовые соединения применяются очень широко. Практически все детали автомобиля собираются при помощи резьбы. Несмотря на ещё большую простоту и дешевизну сварки, она не может полностью вытеснить резьбу, поскольку последняя обладает возможностью быстро разобрать конструкцию. 

При поломке болта возникают ситуации, когда его часть остаётся в отверстии и извлечь её оттуда достаточно проблематично

В статье рассмотрен вопрос, какими образом можно достать остаток сорванного болта из резьбового отверстия на примере работы с блоком цилиндров автомобиля.

Верхнюю часть сорванного болта с головкой часто удаётся выкрутить из резьбового отверстия, поскольку в 90% случаев болты ломаются по направлению закручивания

Причин, по которым болты разрушаются, немного. Основная – это чрезмерное усилие при закручивании. Используя ключи с длинной ручкой к болтам можно прикладывать огромные силы, которые, в конце концов, приведут к превышению усилия над пределом текучести, и болт просто разрушится в самом слабом месте. Чаще всего это первая треть длины резьбы, начиная от головки болта.

При сборке некоторых аппаратов важно не только подобрать правильные болты по резьбе и классу прочности, но и закрутить их с правильным усилием. Причём, оно должно быть не больше и не меньше чем то, которое указано в инструкции по сборке

Обычно, болт закручивают до его остановки, а потом производят докручивание.

Усилие при докручивании измеряют в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр (устаревший способ). Как это часто бывает, у мастеров может не оказаться нужного ключа, и используется то, что есть под рукой.

Вполне может сложиться такая ситуация, когда гипотетический болт, например, с резьбой М8, который должен закручиваться ключом с номинальным усилием 3.8 кгс·м, будет закручен ключом с усилием 4 кгс·м. При этом болт может сломаться. Даже разница в силе закручивания в 5% часто приводит к поломкам болтов.

Если приложить болт к двигателю, видно, что его срыв произошел точно надо блоком цилиндров, то есть остатки резьбы есть и в блоке и в головке

Нижняя же часть болта остаётся в конструкции. При этом, поскольку резьба уже находится на своём штатном месте, а болт просто докручивается, она может находиться сразу в обеих скручиваемых деталях. 

То есть, даже разборка всей конструкции не могла бы извлечь остатки болта. Единственное возможное решение в такой ситуации – провести экстракцию сломанной резьбы каким-либо другим способом.

При этом нужно понимать, что при извлечении болта ни в коем случае нельзя повредить внутреннюю резьбу конструкции, иначе ничего в это отверстие закрутить больше не получится.

Как сделать детский домик своими руками: из дерева и других материалов. Чертежи с размерами | (80 Фото Идей & Видео)

Как выкрутить оставшуюся в блоке резьбу?

Здесь есть два варианта, но каждый из них начинается с высверливания обломка. Для этого, следует укрыть блок двигателя плотной тканью для предотвращения попадания в двигатель искр и грязи, затем подрезаем болгаркой верхнюю часть и накерниваем ее строго посередине.

Высверливание резьбы обломавшейся шпильки

Сверлом немного меньшего диаметра высверливаем обломки на сверлильном станке, а чаще всего электродрелью

Здесь очень важно держать инструмент строго вертикально, без перекоса. Доходим до края обрезка и пробуем выкрутить остаток резьбы

Для этого перед тем как выкрутить можно попробовать прогнать ее метчиком или попытаться тонким зубилом забить вовнутрь кромку металла, освобождая нитки резьбы.

Если вас постигла неудача при откручивании или сверлении, необходимо переходить ко второму варианту.

Замена шпильки ремонтной деталью с нарезанием большей резьбы

Для примера, шпилька на Ваз с резьбой М-8. На ремонтной, с одной стороны будет резьба М-8, а на другой лучшим вариантом будет накатка резьбы М-9. При таком варианте сверлом 7,8 мм прогоняем наше отверстие с обломком. Очищаем отверстие от остатков старой резьбы. Машинным метчиком М-9 нарезаем резьбу и накручиваем ремонтную шпильку. Дальше устанавливаем головку.

По такому же алгоритму можно заменить обломок свечи зажигания. Ремонт свечного отверстия и доставание обломанной свечи проводится в несколько этапов. Как выкрутить обломанную свечу, вам расскажет на Ютубе множество видеороликов. Сначала попытаемся открутить обломок. Как правило, она ломается сразу за шестигранником, поэтому смачиваем ВД-40 или тормозной жидкостью резьбу и даем постоять. Затем специальным ключом с динамометром выкручиваем обломок.

Получилось – хорошо. Нет, в этом случае обращаемся к токарю для вытачивания футорки. Пока она делается, подводим поршень под это отверстие для перекрытия канала и предотвращения пропадания в картер стружки и грязи. Высверливаем большее отверстие, нарезаем резьбу и закручиваем футорку. Внутренняя резьба сделана под вашу свечу, в нее закручиваем свечку и пользуемся автомобилем.

Выполнив все работы по замене, ремонту и нарезанию внутренней резьбы на двигателе вашего авто, вы получаете новые знания и умения, а также экономите семейный бюджет.

Как выкрутить сломанный болт если обломок хоть немного выступает из изделия.

В любом случае, прежде чем что-то  делать с этим обломком, стоит обработать резьбу
WD-40. Если есть
возможность – нагреть это место газовой горелкой или строительным феном, дать
остыть и снова обработать WDшкой.
Подобные действия облегчат ваши дальнейшие манипуляции.

Способ 1.

В самом простом случае, вам поможет зубило (а если не жалко,
то и отвёртка может сгодиться на мелких шпильках).

Наставляете зубило на край выступающей шпильки, наклонив его
так, чтобы удары по нём могли привести к вращению шпильки в сторону
вывинчивания из массива изделия.

Если вам удалось провернуть шпильку на пару оборотов,
дальнейшее выкручивание удобнее будет производить с помощью пассатижей или
газового ключа.

Если же шпилька сидит глухо и вы своими действиями срезали
остатки шпильки, за которые хоть как-то можно было зацепиться – смотрите один
из следующих способов.

Способ 2.

Очень действенный способ на крупных шпильках, но для его
реализации нужна электросварка.

Поверх обломка шпильки устанавливается гайка (под гайку
желательно положить лист бумаги с вырезанным в ней отверстием по диаметру
шпильки),  с бОльшим типоразмером (на 1-2
типоразмера больше, чем шпилька). Например, если пытаетесь выкрутить шпильку М
12, значит гайку используете М 14.

Делаете несколько 
прихваток между внутренней поверхностью гайки и обломком шпильки.

Выкручиваете гаечным ключом, соответствующего типоразмера.

Способ 3.

Если обломок выступает над поверхностью изделия на  2-3мм, можно попробовать сделать в нём шлиц
под отвёртку.

Сделать его можно либо болгаркой (тонким диском), либо
ручной ножовкой по металлу.

Выкручивать отвёрткой.

Этот способ можно применить даже в том случае, когда обломок
не выступает над поверхностью, но тогда придётся надрезать «тело» изделия. Если
это не критично – можете попробовать этот способ.

Как высверлить высокопрочный болт?

Последовательность действий такая же до того момента, когда нарезается резьба в просверленном отверстии. В этом случае, до того, как высверлить каленый болт, необходимо изготовить следующую деталь: из углеродистой стали вытачивается болт с головкой под гаечный ключ. Концу болта, при помощи кузнечного молота, придают четырехгранную коническую форму.

Далее болт забивают в высверленное отверстие на всю глубину, где он должен заклиниться. Накидным ключом, расшатывая, постепенно выкручивают отломанный кусок болта.

А вот как высверлить обломанный болт, если ни один способ не помогает? В этом случае, единственный кардинальный способ, полностью высверлить всю оставшуюся часть. Это самый сложный и ответственный способ, как высверлить болт, не повредив резьбу в деталях механизма.

Для начала в обломке просверливается отверстие тонким сверлом. Затем более толстым. И так до тех пор, пока не будет высверлена большая часть оставшегося куска. Это один из самых эффективных способов, как высверлить болт из ступицы автомобиля.

Способы, которыми можно выкручивать болты

Экстракторы сломанных болтов

Существует несколько способов выкрутить сломавшийся болт. Рассмотрим их более детально.

При помощи верхушки болта с головкой

При деформации на ней образуются своеобразные «усики», которыми можно зацепиться за оставшуюся часть болта в отверстии

Самый простой способ выкрутить сломанный, но хорошо смазанный при закручивании болт – это воспользоваться его уже отломанной верхней частью. 

Вероятность успеха при использовании данного способа невелика, но попытаться стоит, в особенности, если срыв болта произошел на начальном этапе докручивания.

Использование небольшой отвертки или зубила

Выкручивание поврежденных болтов

Можно попробовать выкрутить остатки болта, если воспользоваться отверткой или зубилом небольших размеров. При этом есть два варианта действий: либо просто выкрутить сломанную часть, используя неровности на месте разрыва, либо сделать на верхней стороне сломанной части некое подобие небольшого шлица, цепляясь за края которого и произвести выкручивание.

Последний способ реализуем только в том случае, если материал, из которого изготовлено зубило или отвёртка имеет более высокую прочность, нежели материал из которого был сделан болт.

Использование экстрактора

Экстрактор представляет собой сверло, имеющее длинный конусообразный наконечник

Это наиболее эффективный способ, поскольку с его помощью удаётся практически всегда добиться результата. Особенности устройства экстракторов заключаются в том, что они вкручиваются в отверстие, расположенное в центральной части выкручиваемого болта. При этом резьба, присутствующая на экстракторе имеет противоположное направление резьбе болта (т.н. «левая резьба»). 

Обычно, в продаваемых наборах идёт несколько сверл разного диаметра

Все они имеют одинаковую форму, при этом с другой стороны относительно конусообразной резьбы находится прямоугольное крепление для дрели или метчика.

В процессе вкручивания в болт, экстрактор расклинивает его и в какой-то момент стопорится. Дальнейшее вращательное движение передаётся через экстрактор к болту и выкручивает его.

Рассмотрим последовательность действий, которые необходимо проделать, чтобы выкрутить сорванный болт при помощи экстрактора.

№1 Рассверливание остатков болта

Рекомендуется сделать втулку небольшой длины, с внешней части которой нарезать резьбу с шагом, равным резьбе отверстия, в которую закручивался сорванный болт

1

Вначале необходимо сделать отверстие в остатках сломанного болта. Это очень сложная операция, поскольку диаметр болта относительно небольшой. Кроме того, при сверлении нужно быть очень осторожным, чтобы не повредить резьбу.

При этом используются два сверла с разной формой наконечника – с тупым и острым углом

2

В центре втулки нужно проделать отверстие, достаточное для прохождения сверла, которое будет рассверливать остатки болта.

К сожалению, этот способ применим не всегда, поскольку для его реализации необходимо иметь под рукой токарный станок. Поэтому применяется другой метод. 

Первое используется для выравнивания верхней части остатков болта, а второе – непосредственно для сверления отверстия под экстрактор. При этом диаметр сверла с наконечником, имеющим тупой угол, должен быть немногим меньше диаметра отверстия с резьбой. Диаметр второго сверла должен быть равен диаметру экстрактора.

№2 Закручивание экстрактора

Плоскогубцы использовать нежелательно, поскольку они приводят к «слизыванию» прямоугольного торца экстрактора

1

Дальше всё просто – в полученное отверстие закручивается экстрактор соответствующего диаметра

Это также следует делать осторожно, по возможности с малой скоростью. Нужно использовать правильный инструмент для закручивания экстрактора (метчик или специальную насадка на дрель с квадратным сечением), чтобы не испортить его крепление с противоположной стороны

В крайнем случае, можно к торцу экстрактора приварить гайку соответствующего размера, чтобы выкручивание болта сделать при помощи обычного ключа

Далее экстрактор закручивается в болт и вращается в нём до упора.

Дальнейшее вращение экстрактора приводит к выкручиванию остатков болта

ЛУЧШИЙ СПОСОБ выкрутить СОРВАННЫЙ БОЛТ или СЛОМАННУЮ ШПИЛЬКУ своими руками в гараже !?

Как выкрутить сломанный болт: 100% Рабочий способ

9.2
Total Score

Как выкрутить сломанный болт

Раскрытие темы

9

Доступность применения

9

Актуальность информации

9.5

Оценки покупателей: Будьте первым!

Как выкрутить прикипевшую шпильку

Закисшую шпильку необходимо выкручивать с дополнительными хитростями, как в части инструментария, так и в части методики.

  • нанести несколько ударов молотком в торец шпильки вдоль ее оси, не повредив край резьбы;
  • нанести несколько несильных ударов с разных сторон по боковым поверхностям шпильки (на резьбовую часть при этом накрутить гайку для исключения повреждений), не допустив при это сгибания;
  • применить специальные проникающие составы – WD-40, жидкий ключ и их аналоги, дав необходимое время в соответствие с инструкцией к этим препаратам от их производителя перед попыткой откручивания;
  • использовать удлинитель к ручному инструменту для увеличения прикладываемого усилия (вороток большей длины или надев трубу подходящего диаметра на вращаемый конец ручного инструмента;
  • использовать при отворачивании за приваренную гайку не рожковый ключ, а головку Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям;
  • вместо приложения физической силы и ручного инструмента использовать ударный гайковерт (если его нет в домашней мастерской, то можно обратиться в ближайший шиномонтаж или автосервис, доставив туда деталь с прикипевшей шпилькой);
  • при способе наворачивания двух гаек первую накручивать до упора с настолько большим усилием, чтобы она врезалась в цилиндрическую часть шпильки, а вторую гайку использовать не стандартную, а самоконтрящуюся (это позволит применять гораздо большие усилия, снизив риск холостого откручивания гаек);
  • несколько раз нагреть и дать остыть, на финальной стадии нагреть и выкрутить.

Незаменим многократный нагрев и для откручивания шпилек, посаженных на специальные составы — фиксаторы резьбы.

При выкручивании прикипевшей шпильки за приваренную или накрученную гайку лучше использовать, тот инструмент, который более прочен конструктивно и плотнее охватывает периметр рабочих поверхностей гайки, исключая слизывание граней:

  • 6-гранную головку вместо 12-гранной;
  • головку Super Lock вместо обычной;
  • накидной ключ место рожкового;
  • вороток вместо трещотки.

Как выкрутить сломанный болт, если обломок не выступает над поверхностью изделия.

Способ 4.

Если у вас имеется сверло с левым ходом, можно попробовать выкрутить им.

Диаметр сверла = наружный диаметр шпильки – высота зубьев х 2

По центру шпильки делаете углубление керном. В образовавшееся углубление устанавливаете обычное «правое» тонкое сверло. Сверлите на 1-2 см.

Потом устанавливаете в патрон «левое» сверло бОльшего диаметра и сверлите на малых оборотах.

Особенность способа в том, что «Левое» сверло сверлит против часовой стрелки, что совпадает с направлением выкручивания шпильки. И если она не сильно прикипевшая, в процессе сверления шпилька может начать проворачиваться.

Способ 5.

Экстрактор.

Сверлите по центру шпильки отверстие диаметром, соответствующим типу экстрактора.

В полученное отверстие вставляете экстрактор и выкручиваете вашу шпильку.

Способ 6.

Сверлите в шпильке отверстие, нарезаете метчиком в нём резьбу.

Вкручиваете соответствующий болт, зажимаете его контр-гайкой, выкручиваете шпильку ключом, накинутым на головку зафиксированного болта.

Способ 7.

Подбираете сверло с правым ходом, диаметром как в «Способе 4».

Высверливаете шпильку по всей глубине отверстия. Задумка способа такова: в теле резьбы изделия останутся только зубья резьбы шпильки, которые можно удалить метчиком.

Метчиком того же диаметра, как и диаметр шпильки, прогоняете резьбу в массиве изделия.

Главным условием успешной реализации данного способа, является точное размещение сверла по центру шпильки. Иначе вы испортите резьбу в массиве изделия.

Если в процессе демонтажа шпильки была нарушена резьба, есть смысл рассверлить повреждённое отверстие под следующий типоразмер резьбы и нарезать метчиком новую резьбу бОльшего диаметра.

Способ 8.

Если шпилька обломалась в алюминиевом массиве, можно воспользоваться азотной кислотой (её трудно найти, но вдруг у вас имеется).

Заливаете обломыш кислотой. Она разъедает сталь, оставляя нетронутым алюминий (или дюраль). Когда остатки шпильки будут извлечены, не забудьте нейтрализовать кислоту в отверстии щелочью (например содой).

Процесс конечно длительный, поэтому годится в том случае, если вы никуда не спешите.

Способ 9.

Сверлите в шпильке отверстие и загоняете в него либо напильник трёхгранный, либо метчик заточенный под конус с тремя гранями.

Выкручиваете шпильку, вращая расклинившийся напильник или метчик.

Болт обломился заподлицо с поверхностью детали или глубже

По словам специалистов, такая поломка является наиболее сложной. Проблема заключается в том, что не всегда можно определить границы окружности сломанного метиза. Поэтому перед тем, как приступить к выкручиванию болта, нужно зачистить то место, где он находится. Только так можно определить, где находится край метиза и не повредить резьбу детали при его выкручивании.


Керно – это инструмент, который должен быть в любой мастерской или гараже ФОТО: fine-tools.com

Когда границы определены, нужно отметить центр обломанного болта и при помощи специального инструмента (кернера), выбить углубление. Это необходимо для того, чтобы начать сверление. В противном случае, сверло будет «плавать», и засверлиться ровно по центру не удастся. Те же действия производятся в случае обламывания болта глубже верхнего уровня детали.


В теории, сверло должно пройти вдоль болта ровно по центру ФОТО. yandex.ua

Далее, ровно по центру необходимо просверлить отверстие, диаметром меньше, чем у метиза. Оно должно идти как можно ровнее вдоль оси болта. Когда эта работа выполнена, можно приступить непосредственно к выкручиванию. Для этого используют метчик с обратной резьбой, который вкручивается в просверленное отверстие против часовой стрелки до упора, после чего вращение в том же направлении продолжается. Остатки болта должны выкрутиться.


Метчики могут иметь правую или левую резьбу ФОТО: vseinstrumenti.ru

Использование экстрактора в борьбе со сломанными болтами

Если при помощи метчика вывернуть метиз не удаётся, потребуется более мощный инструмент. Таковым может стать специальное приспособление, называемое экстрактором. Он выглядит как насадка на гайковёрт с правой или левой конусной нарезкой. Экстрактор вворачивается в отверстие до упора, после чего, обломок болта выкручивается при помощи головки с усилителем. Сломать такое приспособление практически нереально, а значит, и усилия можно прилагать не опасаясь.


Экстракторы прекрасно справляются с выворачиванием сломанных болтов или шпилек ФОТО: afmforum.ru

Что нужно сделать в первую очередь

Прежде чем переходить к основным действиям, можно провести предварительные «операции» — это позволит увеличить шансы на успешное извлечение обломка, а, возможно, поможет избавиться от него сразу же.

В первую очередь можно попробовать постучать по обломку, если это возможно, с помощью молотка. Не нужно бить сильно. Такие действия ослабят посадку болта, извлекать его будет проще.

Также можно попробовать хорошо прогреть деталь в том месте, где остался обломок. Для этого используют газовую горелку. Это позволит снять внутреннее напряжение

Помните: использовать горелку важно аккуратно в случае, если деталь выполнена из алюминия – она может просто его расплавить

Предварительно нужно прогреть деталь в том месте, где находится обломок

Делать это нужно крайне осторожно. Не будет лишним залить в отверстие немного жидкости типа W-40

Если ее нет, можно использовать средство для удаления загрязнений и ржавчины. Подобные смазывающие жидкости помогут облегчить «выход» обломка болта

Не будет лишним залить в отверстие немного жидкости типа W-40. Если ее нет, можно использовать средство для удаления загрязнений и ржавчины. Подобные смазывающие жидкости помогут облегчить «выход» обломка болта.

W-40

Если в процессе подготовительных мероприятий обломок еще не вышел, пора переходить к более радикальному методу. Рассмотрим его более подробно ниже.

Как выкрутить шпильку за гладкую цилиндрическую часть

Если доступен только гладкий участок шпильки (например, резьбовая часть обломлена), то применимы следующие приемы;

  • зажать цилиндрическую часть в походящем инструменте (в плоскогубцах, трубном ключе, маленьких тисках, струбцине или в др.) и приложить усилие в направлении откручивания;
  • приварить к обломанному торцу сваркой металлический пруток в качестве Т-образной рукоятки;
  • надеть гайку чуть большего диаметра, приварить к шпильке по кругу и выкрутить ключом;
  • использовать квадратную шайбу толщиной с гайку или больше, с внутренним диаметром под один размер с диаметром цилиндрической части шпильки (идеально, если шайба садится на цилиндрическую часть шпильки с натягом), разрезать ее с одной стороны аналогично гайке в предыдущем подразделе, надеть на шпильку, зажать трубным ключом и откручивать;
  • использовать плашку (ту, что используется для нарезания резьбы), обточив конец шпильки до квадрата нужного размера;
  • использовать шпильковерт;
  • ножовкой по металлу выполнить пропил в торце под плоскую отвертку, с помощью которой извлечь шпильку.

В некоторых случаях при возможности, для усиления воздействия, одновременно с приложением усилия к отвертке или гаечному ключу можно использовать и второй инструмент (трубный ключ, плоскогубцы и т.п.), зажав ими гладкую боковую поверхность и воздействуя в направлении отворачивания.

Как выкрутить сломанную шпильку

Если шпилька сломана и нет выступающей над поверхностью части, то выкрутить ее можно следующими способами:

  • сварочным полуавтоматом постепенно и аккуратно «наростить» пару сантиметров (если торец шпильки в зоне досягаемость сварочной проволоки) и за это «нарост» вывернуть с использованием зажимного инструмента;
  • использовать специальный инструмент – экстрактор (с виду похож на метчик, рабочая часть конусная, направление резьбы противоположное резьбе шпильки): выровнять торчащий торец шпильки напильником (или ровно отпилить ножовкой по металлу), накернить точно в центре, просверлить по оси шпильки отверстие нужного диаметра и глубины (примерно 2/3 от длины рабочей части экстрактора), вставить экстрактор и вращать с усилием до выкручивания шпильки;
  • подготовка с высверливанием как предыдущем способе, только применить метчик на левую резьбу шпильки (если шпилька с правым направлением) — когда метчик, нарезая резьбу, упрется в дно высверленного углубления в теле шпильки, то обломок часто выкручивается;
  • высверлить центр шпильки, подобрав таким образом диаметр, чтобы не задеть резьбовую часть гнезда, после чего извлечь остатки металла шпильки;
  • высверлить обломанную часть шпильки и резьбовое гнездо на сверлильном станке или ручной дрелью сверлом большего диаметра под ремонтную шпильку.

Использование метода высверливания углубления с вбиванием в него наконечника торкс несет в себе риски усиления клина в резьбовом гнезде из-за расширяющейся деформации стенок шпильки. С учетом возможных осложнений рекомендовать его в этой ситуации не будем, несмотря на то что ограниченно, с определенными условиями, и он может быть применен.

Затруднение может доставить выравнивание торца шпильки, если облом произошел в глубине. В таком случае неоценимую помощь окажет торцевая борфреза.

Еще одна вариация для метода высверливания. Можно применить сверла с левым направлением вращения и электродрель с переключателем направления и регулировкой числа оборотов. При сверлении на малых оборотах подклинившая резьба прослабляется и за счет левого вращения дрели остаток шпильки легко страгивается с места и выходит из резьбового гнезда.

Сверление часто разумнее делать в несколько проходов, от маленького сверла к тем, что покрупнее, до нужного диаметра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector