Шинам

Где впервые появилось колесо

Так кто же изобрёл колесо? Самый первый изобретатель так и остался неизвестным. Различные колёса использовались во многих древних цивилизациях. Их применяли для обработки земли. С ростом поселений, у человека появилось больше времени исследовать мир, его строение. Так постепенно люди начали разрабатывать новые технологии. Древние люди открыли свойства разных металлов. Вместо камня они стали использовать бронзу – смесь меди и олова. Древние цивилизации были в Месопотамии. Ученые считают эту область – «колыбелью цивилизации». На этой территории было расположено множество городов-государств.

В них развивались ремёсла и торговля. Математики, астрономы, алхимики продвигали вперёд научные знания. Они разрабатывали календари и измерительные системы. Колесо из металла было впервые изобретено на территории Месопотамии. Для его изготовления использовалась бронза. После смерти шумерские правители брали в загробный мир колёсные повозки. Эти захоронения были найдены около древних городов Ур, Киш, Сузы.

Около больших рек выросли и другие древние цивилизации. Древний Египет находился около реки Нил, Древняя Индия – у реки Инд, а Китай – у Хуанхэ. Эти районы были очень плодородными. Для обработки полей требовались новые технологии и орудия. Во всех этих цивилизациях вёлся примитивный отсчёт времени. Так появились водные и солнечные часы. Стала развиваться металлообработка и производство стекла. Во всех этих производствах полным ходом стало использоваться колесо.

Во многих древних цивилизациях, например, индоевропейских, использовалась символика, связанная с колесом. Так люди в древности обозначали сменяемость циклов жизни и смерти. Круг был связан с бесконечностью, в которой жизнь и смерть приходили на смену друг другу. Древние народы использовали его в своей сакральной символике. Например, славянский Солнцеворот или буддийская Дхарма. Колесо было символом власти и вечного обновления.

Но в мире были народы, которые не использовали колесо в быту. Например, коренные народы Америки и Африки. Но даже при раскопках у них были найдены игрушечные повозки на колёсиках. Ольмеки тоже вплотную подошли к изобретению колеса. Они использовали деревянные катки во время строительства. На Американском континенте колёсные повозки появились только, когда туда прибыли европейцы. Если бы люди не изобрели колесо, то трудно даже представить, как развивалось бы человечество.

В природе

Человеческие изобретения часто появляются как имитация природы (например, ранние конструкции самолётов напоминали птиц), но в природе имеется очень мало конструкций, напоминающих колесо. Исследователи связывает это с тем, что:

  • преимущества колеса проявляются только в определённых нечасто встречающихся условиях. Для эффективности колеса нужна гладкая твёрдая поверхность. Конечности же животных являются более универсальным движителем: с помощью лап (ног) можно перемещаться не только по ровной поверхности, но и прыгать, плавать, нырять, лазать, преодолевать труднопреодолимые препятствия, двигаться боком, разворачиваться на месте и т. д. Это даёт эволюционное преимущество в дикой природе.
  • колесо должно свободно вращаться вокруг оси и потому не может быть органом, которому нужны подвод нервов и питательных веществ.

В качестве возможных аналогов колеса Г. Шольц перечисляет:

  • креветку Nannosquilla decemspinosa (англ.)русск., которая перемешается, перекатываясь как нечто среднее между колесным и гусеничным движителем;
  • гусеницу Pleuroptya ruralis (англ.)русск., также активно перемещающуюся, свернувшись в колесообразную форму.

Примеров пассивного качения в природе гораздо больше. Шольц указывает, в частности, на:

  • перекати-поле;
  • паука Capparaceae aureola, свёртывающегося в шар для движения вниз по склону;
  • краба Hippa pacifica (англ.)русск., который использует округлую форму тела, чтобы кататься по песку в зоне прибоя.

На микроскопическом уровне у бактерий встречается биохимический механизм осевого вращения (жгутик), но бактерии не «катятся» вокруг оси-жгутика в прямом смысле этого глагола, аналогов жгутика в макроскопическом мире нет.

Жук-навозник

Как ближайший пример (и возможный прототип) колеса, Шольц указывает на жука-навозника, который скатывает экскременты животных в шарик и затем закатывает его в норку. При этом одна пара задних ног придерживает шарик с двух противоположных сторон, образуя аналог оси.

Эритроциты в кровеносных сосудах образуют сложные структуры, катящиеся подобно колесу, как по стенкам сосудов, так и в плазме, что приводит к снижению сопротивления тока крови. Явление открыто советским учёным Чижевским А. Л. в 1951 г.

Паутина, состоящая из белковых молекул, не перекручивается в отличие от канатов, и позволяет пауку вращаться на ней в горизонтальной плоскости неограниченное время.

В автомобиле

Основная статья: Колесо (автотранспорт)

Колесо гоночного автомобиля

Колесо современного автомобиля (в сборе с шиной)

В общепринятой автомобилестроении терминологии, колесом называется только узел, расположенный между ступицей и шиной (см. рис.), — состоящий, в свою очередь, из обода, на который сажается шина, и диска или спиц, служащих для соединения обода со ступицей.

Несмотря на это, в быту автолюбители очень часто называют колесо в этом значении «колёсным диском» («литые диски», «легкосплавные диски», и так далее).

Колёса первых автомобилей по сути не отличались от колёс конных экипажей и были сделаны из дерева. Впоследствии появились колёса с металлическим ободом и деревянными спицами, а также с металлическими проволочными спицами, как у мотоциклетных. Шины изначально имели вид сплошных резиновых лент, впоследствии, по мере роста скоростей, их сменили пневматические шины, высота профиля которых вплоть до 1960-х годов постоянно увеличивалась, повышая комфортабельность езды и грузоподъёмность автомобиля. На грузовиках резиновые ленты можно было встретить ещё в 1920-х годах, а на военных автомобилях и сегодня могут применяться сплошные шины — гусматики, впервые разработанные для бронеавтомобилей времён Первой мировой войны.

Начиная с 1920-х годов спицованные колёса стали постепенно заменять на колёса со штампованными металлическими дисками, более простыми и дешёвыми в производстве. Уже в середине следующего десятилетия они стали стандартом де-факто, но кое-где, например в США, «спицовка» продолжала сохранять определённую популярность у покупателей дорогих автомобилей вплоть до 1950-х — 1960-х годов в качестве дополнительного оборудования или даже заводской опции (в отдельных случаях и в 1980-е — 1990-е, например, заводские спицованные диски предлагались на Cadillac Deville Brougham до 1996 года). Сегодня она ассоциируется в первую очередь с классическими автомобилями и субкультурой лоурайдеров.

В 1960-х годах появились в качестве спортивной опции колёса, целиком или частично отлитые из лёгкого сплава, алюминиевого или магниевого. Сегодня ими снабжается едва ли не большинство автомобилей.

Прототипы колеса в Египте

В Египте прототипом нашумевшего изобретения считаются катки, которые использовались при строительстве огромных пирамид. Это были огромные катящиеся бревна. Способ был не очень удобным, но для Египта наземный транспорт не имел большого значения: в этой водной стране роль дорог и магистралей выполняли реки и каналы.

Первый раз египтяне увидели колесницы, когда на них напали кочевые племена — гиксы. Этот боевой транспорт, запряженный лошадьми, они приняли за чудовищ и в ужасе разбежались, что позволило гиксам захватить страну. В течение двухсот лет, находясь под вражеским игом, египтяне сами научились делать повозки и боевые колесницы. И в дальнейшем создали хорошо обученную и снаряженную армию.

Появление колеса со спицами

Конструкция из двух колёс, прикреплённых к оси, часто ломалась. Поэтому следующим прорывом в технологии стало изобретение колеса со спицами. Учёные считают, что такой вид колеса появился впервые на Южном Урале, где жила Синташтинская культура. Кроме спиц, в конструкции использовался и гнутый обод. Первые такие модели появились примерно в 2000 году до нашей эры. Это изобретение позволило тележкам и коляскам двигаться намного быстрее. Сначала такие колёса использовали для колесниц и тележек, которые тянули лошади и волы.

Их применяли на территории всей Европы: от Урала до Ирландии. Они докатились от Европы до Китая. Позднее деревянные колёса стали обивать металлом. Синташтинские лёгкие колесницы стали прообразом древнеримских. Больше всего различные повозки на колёсах использовали в Древней Греции, а позднее в Риме. Древние изобретатели заметили, что колесо можно использовать не только в повозках. Они видели, что его можно применять и для других целей, эксплуатируя для этого силу животных, людей, ветра и воды.

Древние прототипы

Сложно сказать, кто изобрел первый велосипед. Конструкции, которые двигались при помощи мускульной силы человека, создавали в разные периоды времени.

Впервые о подобном средстве передвижения говорили еще при правлении Александра Македонского. Античные источники утверждают, что у Дионисия, правителя Сиракуз была повозка, называвшаяся гемаксионом и относящаяся к прототипам велосипедов. Позже такие устройства создавались в Риме.

В 1801 году крепостной Ефим Артамонов придумал велосипед на двух железных колесах и с деревянным сиденьем. Историки утверждают, что за свое изобретение крестьянин получил вольную и награду — 25 рублей от самого Александра 1.

В 1493 году Леонардо да Винчи нарисовал средство передвижения с 2 колесами, рулем, педалями и цепью. Правда, по его эскизу велосипед никогда не мастерили.

Считается, что в 1791 году Граф де Сиврак изобрел деревянный велосипед. Но многие современные историки уверены, что этот человек — вымышленное лицо. Соответственно, и средство передвижения он не создавал.

Велосипед по эскизу Леонардо да ВинчиВелосипед Ефима Артамонова

Примечания

  1. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1999. Т. 1. С. 411.
  2. David W. Anthony. The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World. — Princeton University Press, 2010. — С. 34. — 566 с. — ISBN 1400831105.
  3. Parpola, Asko; Carpelan, Christian. The Cultural Counterparts to Proto-European (англ.). — New York, London: Routledge, 2005. — P. 121—122. — ISBN 978-0700714636.
  4. Кондрашов A.B., Резепкин А. Д. Новосвободненское погребение с повозкой // КСИА. 1988. Вып. 193.
  5. . // koliscar.si. Дата обращения: 25 июля 2013.
  6. Кульбака В., Качур В. Індоєвропейські племена епохи палеометалу. — Маріуполь: Рената, 2000. — 80 с.
  7. Резепкин А. Д. Проблема происхождения колесного транспорта и его появления на Северном Кавказе // Четвёртая Кубанская археологическая конференция. Тезисы и доклады. Краснодар. 2005.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2016.
  9. Третьяков Н. Н., Монгайт А. Л. (ред.) Очерки истории СССР — М.: Академия наук СССР, 1956. — 633 c.
  10. Колесо // Словарь символов (рус.). — 2000.

  11.  (англ.) (2000). Дата обращения: 8 июля 2009.
  12. , с. 139.
  13. ↑ , с. 142.
  14. , с. 141—142.
  15. , с. 143.
  16. Чижевский А. Л. Структурный анализ движущейся крови. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  17. Моносов Б. М. 10-й аркан. Колесо Фортуны // Фаербол-3: Знакомство с астральным миром. — СПб: Невский проспект, 2003. — С. 91—99. — 128 с. — ISBN 5-94371-242-9..

Кто изобрёл колесо?

К сожалению, изобретатель колеса жил в настолько древние времена, что история не сохранила для нас не только его имени, но даже места, где это произошло. Прообразом колеса многие историки считают круглые каменные жернова, которые использовались для размалывания злаков, начиная с периода неолита.

Исторический период, к которому относятся первые колёса, определяется довольно приблизительно – где-то около V тысячелетия до нашей эры. Именно к этому времени относится археологическая находка, сделанная румынским учёным неподалёку от города Яссы в 1981 году. В раскопе были обнаружены глиняные игрушки, изображавшие колёсную повозку. На текущий момент это наиболее древние из колёс, известных историкам.

Аналогичные находки, датируемые IV тысячелетием до н.э., обнаружены и в других местах Центральной Европы. Это керамические горшки с рисунком повозки, игрушечные модели колёс и даже деревянное окаменевшее колесо из древесины ясеня. Примерно пять тысяч лет насчитывает двухколёсная повозка из погребения «Тягуновой могилы» – кургана в Запорожской области Украины. Все эти находки доказывают, что современная цивилизация зародилась не на Ближнем Востоке, как это было принято считать раньше, а в Центральноевропейском регионе.

Влияние на жизнь человечества

Изобретение колеса дало мощный толчок развитию техники. На колёсных повозках стало легче перемещать грузы, что позволило людям заселять удалённые территории, торговать, путешествовать, воевать. Колесо — это не только транспорт, идея колеса лежит в основе таких изобретений, как жернов, гончарный круг, блок, мельница, прялка, токарный станок. Колёсная зубчатая передача используется во многих механизмах — от часов до швейной машинки. Колесо — это штурвалы каравелл и гребные колёса пароходов, турбины и моторы, вентиляторы и гидроэлектростанции.

Колесо со ступицей:
1. Тяжёлое колесо из цельного куска дерева
2. Лёгкое колесо со спицами

Поделиться ссылкой

Колесо в Европе

Дальнейшая история колеса и его развития связана исключительно именно с кельтскими племенами. Они начали “обувать” обод колеса металлом (1500 год до н. э.), а всего лишь через пару веков (во времена Троянской войны) колеса были практически целиком металлические.

На таких и сражались гомеровские герои. Про такие колесницы восхищенно писал библейский пророк Наум. Они сильно разбивали дорогу, поэтому в 50 году до н. э. был создан и принят самый первый закон, который ограничивал нагрузку на каждое колесо до 250 кг.

За 3000 лет древнее колесо изменило жизнь почти всей Европы. А вот до Африки (территории южнее Сахары), Азии (Юго-Восточной) и Австралии так и не доехало.

круг гончарный

Оригинальные виды колёс

  • Колесо эллиптической формы (расположенное под таким углом, что, если смотреть сбоку, выглядит как круг) — позволяет грести в воде.
  • Квадратное колесо, патент на которое в 1959 году получил американец Альберт Сфредда. Оно легко шло по снегу, песку, грязи, преодолевало ямы. Вопреки опасениям, машина на таких колёсах не «хромала» и развивала скорость до 60 км/ч.
  • Роторно-фрезерный движитель — вариант колёсного движителя, в котором используются роторы- в сочетании с поддерживающими лыжами.
  • Многокамерное колесо с пневматическим принципом качения.
  • Мотор-колесо
  • Колесный движитель американца Р. Берда
  • Ренское колесо
  • Колёса системы Pedrail (англ.)русск. с опорными «башмаками», шарнирно закреплёнными на ободе.

История развития и совершенствования

В каком году изобрели колесо с настоящей, современной покрышкой? Случилось это в 1888, и заслуга принадлежит вовсе не инженеру, и не автомеханику. Благодарить надо обычного ветеринара из Шотландии Джона Бойда Данлопа. Наблюдая, как его сын катается на велосипеде, мысленно врач возмущался шуму, который производят железные колеса велосипеда, соприкасаясь с покрытием дорожки. Случайно он заметил, насколько смягчился звук, когда колесо наехало на прорезиненный шланг для поливки цветов, забытый на дорожке. Недолго думая, ветеринар отрезал куски нужного размера, запаял их и надел на сталь.

Так появились первые пневматические шины. Это изобретение сделало имя Данлопа знаменитым на всю планету, одноименная фирма, выпускающая покрышки для автомобилей, существует и сегодня.

Позднее был изобретен подшипник, а в начале прошлого столетия появились колеса с дисками из легких сплавов. Сегодня колесо – это достаточно сложная конструкция, мало чем напоминающая первые прототипы. Для его изготовления используются различные материалы и особые технологии, над разработкой которых трудятся целые команды специалистов.

Немного истории

Путём продолжительных исследований учёным удалось определить дату пояления первого колеса. Считается, что это произошло примерно 3500 лет до нашей эры, а родиной его стала Месопотамия, на территории которой сейчас расположен Ирак. Но лишь через несколько столетий, в 3200 году до нашей эры, изобретение начали применять как неотъемлемую часть транспортных средств. Именно в те времена появились первые «месопотамские» колесницы.

Однако некоторые ученые придерживаются мнения, что история создания колеса уходит своими корнями намного дальше, и датируют открытие началом эпохи палеолита (от 15 до 750 тысяч лет назад).

Но, скорее всего, в те далекие времена его заменяли обычные бревна и овальные предметы, которые устанавливались под крупные (например, под тушу мамонтов, камни, деревья) для более продуктивной транспортировки. Принцип действия такой технологии был простой: после перемещения объекта на небольшое расстояние очередной ролик укладывали спереди. В результате предмет медленно, но двигался.

Потом люди изобрели новое транспортное приспособление, которое подразумевало соединение двух бревен по краям крупной деревянной платформы. К сожалению, изобретение не оправдало себя из-за многих недостатков и плохой износостойкости.

Через 1500 лет произошло ещё одно изменение в жизни колеса. Перед людьми встала задача создания эффективного приспособления для более быстрой транспортировки грузов и экономии расходуемого материала. В результате появились колеса со спицами. Ученые считают, что родиной колесниц является Древний Египет, но модернизированную версию деревянного изделия нашли и в Греции.

Первый вариант полноценного стального колеса был найден на территории, которую больше 3 000 лет назад населяли племена кельтов. Но в понимании «металлическое» подразумевается стальной круг, а спицы по-прежнему делали из дерева, пока Ф. Бауэр не представил прототип металлических спиц. В их качестве использовалась железная проволока повышенной прочности, проходящая сквозь обод. Для обеспечения хорошего баланса спицы плотно натягивали. Аналогичные изделия до сих пор применяются на велосипедах.

Ещё одно очень важное открытие произошло в 1845 году, когда Р. В

Томсон зарегистрировал патент на первую пневматическую шину для автомобилей. Идею усовершенствовали в конце 19 века, и вскоре такое изобретение появилось на всех велосипедах тех времен. Твёрдая резина усиливала сцепление транспортного средства с дорогой, делая перемещение комфортным и быстрым. Именно в этот период эволюция колеса вышла на совершенно новый уровень.

Первые упоминания

Изобретателями пра-пра-колеса принято считать жителей древней Месопотамии шумеров. В захоронениях этой народности были найдены колесницы, представляющие собой подобие кресла, установленное на деревянные оси с закругленными катками по бокам. Приблизительная дата захоронения – 2700 год до нашей эры.

Однако многочисленные наскальные рисунки свидетельствуют, что первые изображения круглого колеса были сделаны намного раньше – примерно в 4-ом тысячелетии до нашей эры. А форма диска была известна еще за 25 тысяч лет до нашей эры, как свидетельствуют амулеты из костей мамонта, символизирующие солнце. То есть, уже тогда люди понимали, что диск может вращаться, перекатываться под воздействием внешнего толчка. Только не применяли пока что это знание в практических целях.

При строительстве египетских пирамид использовались тележки, уложенные на бревна, которые перекатывали по специальным рельсам. Позднее было замечено, что когда со временем в центральной части бревно истирается, груз на нем удерживается надежнее. Так появились цельные деревянные оси с круглыми катками по бокам. А где было изобретено колесо, отдельное от деревянной оси, с ободом и спицами, впервые?

Первые примеры, уже напоминающие современное колесо, применялись в Египте, Древнем Риме и Греции. Изготавливались они все еще из дерева, зато уже имели спицы – количество их зависело от диаметра колеса. А примерно в 3-ем тысячелетии кельты стали делать эту деталь из железа. Чтобы она не так громыхала, обод обтягивали кожей животных.

Дальнейшее усовершенствование техники передвижения грузов

В итоге получилось что-то вроде подобия повозки. Она была грубоватая и неказистая. Но положенный на нее сверху груз двигался. Оставалось только сильно нажимать на рычаги. На такой более совершенной повозке возили и другие грузы: мешки с зернами, камни и др.

Это сооружение могло катиться только по ровной поверхности. Любое препятствие в виде камня на пути могло легко разрушить эту конструкцию. И тут появилась идея закрепить бревна между собой (штук 10), внизу прикрепить еще по две пары гладко обтесанных бревен, а между этими еще и третье — гладкое, большего диаметра и свободное.

Так появилась повозка, вернее каток. Он очень хорошо двигался, и не приходилось его толкать рычагами, для этого было достаточно усилия рук. Таким был прообраз колеса.

История развития колеса довольно длинная. До изобретения настоящего колеса решалось много промежуточных проблем.

В автомобиле

Колесо гоночного автомобиля

Колесо современного автомобиля (в сборе с шиной)

В общепринятой автомобилестроении терминологии, колесом называется только узел, расположенный между ступицей и шиной (см. рис.), — состоящий, в свою очередь, из обода, на который сажается шина, и диска или спиц, служащих для соединения обода со ступицей.

Несмотря на это, в быту автолюбители очень часто называют колесо в этом значении «колёсным диском» («литые диски», «легкосплавные диски», и так далее).

Колёса первых автомобилей по сути не отличались от колёс конных экипажей и были сделаны из дерева. Впоследствии появились колёса с металлическим ободом и деревянными спицами, а также с металлическими проволочными спицами, как у мотоциклетных. Шины изначально имели вид сплошных резиновых лент, впоследствии, по мере роста скоростей, их сменили пневматические шины, высота профиля которых вплоть до 1960-х годов постоянно увеличивалась, повышая комфортабельность езды и грузоподъёмность автомобиля. На грузовиках резиновые ленты можно было встретить ещё в 1920-х годах, а на военных автомобилях и сегодня могут применяться сплошные шины — гусматики, впервые разработанные для бронеавтомобилей времён Первой мировой войны.

Начиная с 1920-х годов спицованные колёса стали постепенно заменять на колёса со штампованными металлическими дисками, более простыми и дешёвыми в производстве. Уже в середине следующего десятилетия они стали стандартом де-факто, но кое-где, например в США, «спицовка» продолжала сохранять определённую популярность у покупателей дорогих автомобилей вплоть до 1950-х — 1960-х годов в качестве дополнительного оборудования или даже заводской опции (в отдельных случаях и в 1980-е — 1990-е, например, заводские спицованные диски предлагались на Cadillac Deville Brougham до 1996 года). Сегодня она ассоциируется в первую очередь с классическими автомобилями и субкультурой лоурайдеров.

В 1960-х годах появились в качестве спортивной опции колёса, целиком или частично отлитые из лёгкого сплава, алюминиевого или магниевого. Сегодня ими снабжается едва ли не большинство автомобилей.

Занимательные мифы 

Не вся информация о создании первого велосипеда — правда. Самые популярные мифы, которым верят люди: 

  1. Говорят, что Иван Кулибин изобрел первый велосипед. На самом деле это не так. Он сделал нечто другое — самоходный экипаж. Появившиеся своеобразное транспортное средство с 3 колесами и рычагом управления так и не стало популярным. 
  2. Говорят, что Артамонов смог проехать 5 тысяч километров на своем изобретении и оставил его в музее Нижнего Тагила. После долгих проверок было выяснено, что велосипед, который находится в коллекции — ненастоящий, изготовлен намного позже. Из этого делается вывод, что изобретатель не преодолевал такое расстояние, а вся эта история — просто вымысел. 
  3. Говорят, что Граф Сиврак создал самый первый из велосипедов в мире. Но историки доказали, что такого человека вообще не существовало. А был Джин Сиврак. Он действительно делал самоходные экипажи, но они не имеют никакого отношения к велосипедам.

Помимо этих слухов есть и другие, порой противоречивые. Например, некоторые медики 19 века утверждали, что длительная езда на велосипеде способна привести к ослаблению потенции у мужчин. Современная медицина этот факт опровергает. Более того, поговаривали, что и девушкам такая езда грозит бесплодием. Это тоже неправда.

Принцип механики колеса

Колесо — самое важное изобретение в истории человека и ключ к техническому прогрессу. Без него исчезнет все, начиная с велосипеда и заканчивая сложным оборудованием на современных заводах

Это простейший механизм, который при повороте переводит вращательное движение в прямолинейное, благодаря чему стало возможным перемещение тяжелых грузов с меньшими затратами энергии.

Еще одно физическое свойство, применяемое в механизмах, — получение выигрыша в силе при вращении колеса. Чем больше диаметр, тем меньше усилий нужно прилагать для вращения оси, при этом устройство максимально эффективно передает механическую энергию.

И до сегодняшних дней принцип действия колеса остается неизменным, совершенствуются лишь его составные части и конструкция.

Следующий этап,

валики стали делать отдельно, которые крепились осью, так появилась первая повозка, которую тянули волы. Именно с этого момента считалось изобретение колеса. Жесткое крепление колес осью позволяло крутиться колесам вместе с ней, это двигало повозку по прямой дороге, но на поворотах являлось сложностью, попросту такое сооружение тяжело повернуть и часто на поворотах повозка просто могла перевернуться.

Прошло немало времени, когда люди научились обрабатывать металл, что привело к использованию металлических изделий в колесном сооружении. Еще одним революционным скачком в развитии колеса стало использование спиц, после того, как научились работать с металлом, деревянные спицы заменили металлическими, а еще немного позже появился обод с металла. Так появилось колесо с металлическим ободом и спицами. Такое колесо вращалось в несколько раз быстрее, предыдущего. Через пару веков колеса стали полностью из металла.

Самым большим изобретением в те времена стало колесо со ступицей, которое насаживалось на неподвижную ось. В таком исполнении, колеса вращались не зависимо друг от друга. Между ними, конечно, происходило трение, и для уменьшения смазывали места трения дегтем или жиром. С такими колесами еще долгое время передвигалась телега уже с запряженными лошадьми. Колесо использовали в повозках, а так же появилось водяное колесо, нашлось применение еще во многих сферах деятельности человека, такие как гончарное дело, строительное и т.д.

Но вернемся к колесу, которое дало развитие транспорта. В середине 18 века, появилось новое исполнение колеса, шина, о создании которой тоже существует своя история. И так шли года, столетия, примитивное бревно дало толчок к появлению транспорта и, усовершенствуясь, пришло в наше время в таком издании, как мы видим уже сегодня. Древнее коло (колесо), которое означает движение, в нашей цивилизации продолжает видоизменяться, и никто не знает, какое оно будет через века.

Колесо как мистический и сакральный символ

В древних культурах многих индоевропейских народов присутствует символика, так или иначе связанная с колесом. Оно обозначало бесконечность циклов жизни и смерти, вечный путь, совершаемый живыми существами в бесконечном колесе инкарнаций. Круглая форма связывалась с солнечным божеством, совершающим свой ежедневный круг по небосводу. Все культуры, знакомые с колесом, использовали его в своей сакральной символике. Нельзя не вспомнить славянский Солнцеворот, буддийскую Дхарму, египетские боевые колесницы и т.д. Как правило, оно было символом власти, вечного движения и обновления, высшего закона и истины.

Идея создания рычага

И в то время кроманьонцы изобрели еще и рычаг. С этого момента началась история изобретения колеса.

Как это случилось? Благодаря нажатию на подложенную палку под бревно, оно стало катиться. После повторного нажатия оно покатилось еще дальше. Тогда стали использовать еще больше подобных рычагов, благодаря которым уже можно было передвигать одновременно несколько бревен.

Потом пришла прекрасная идея — положить на катящиеся бревна наискосок другое бревно, и оно покатилось вместе с ними.

Таким образом, пришла очередная мысль, что бревна транспортируемые уже сами могли бы быть в качестве «транспорта», если поперек сверху еще положить бревна. В Древнем Египте таким образом передвигали немыслимой величины каменные статуи. История происхождения колеса продолжала пополняться любопытными фактами.

Колесо к повозке

Платформу преобразовали в повозку — первое сухопутное транспортное средство. Повозки возили одомашненные быки, ослы, лошади. У первых повозок парные колёса жёстко сидели на оси и вращались вместе. Такая конструкция позволяла ехать по прямой, но при повороте ось часто ломалась. Колёса, связанные одной осью, не могли вращаться с разной скоростью, а ведь на поворотах одно колесо должно пройти больший путь, чем другое.

Превращение бревна в ось с колёсами

Заставить колёса вращаться с разной скоростью удалось с изобретением ступицы — отверстия в центре колеса. Ось оставалась неподвижной, а колёса стали вращаться независимо друг от друга и от оси. Для уменьшения трения ступицы об ось ось смазывали жиром или дёгтем. Первые повозки Запада были четырёхколёсными на двух осях, а индийские — двухколёсными с одной осью.

Интересные факты о колесах

Долгое время считалось, что в природе нет ничего, аналогичного по форме и назначению колесу. Существовала гипотеза, будто идею подкинули древним пришельцы из других миров. Однако не так давно было сделано феноменальное открытие на основе археологических раскопок. Был обнаружен скелет парнокопытного дикого животного, напоминающего вепря. Конечности его заканчивались… колесообразными округлыми костяными наростами!

Открытие стало настоящей сенсацией. Ученые и по сей день не пришли к единому мнению, что же это такое на самом деле: результат естественной эволюции природы, аномальная мутация или действительно последствия экспериментов внеземных цивилизаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector