Неисправности сцепления авто и их последствия
Содержание:
- Устройство и регулировка сцепления ВАЗ 2109
- Воздух в системе
- Основные признаки неисправности РЦС
- Какие еще встречаются неисправности сцепления автомобиля
- Принцип работы сцепления автомобиля
- Установка ремкомплекта главного цилиндра сцепления
- Профилактика поломки подшипника. Как увеличить срок службы
- Сцепление пробуксовывает
- Рекомендации
- Буксующее сцепление
- Сцепление ведет или буксует | Пособие автомобилиста
- Ремонт и замена рабочего цилиндра сцепления
Устройство и регулировка сцепления ВАЗ 2109
ВАЗ 2109 — это легендарная «девятка». Серийно переднеприводный пятидверный хэтчбек выпускался на Волжском автомобильном заводе в период с 1987 года по 2004. С 2004 до конца 2011 модификация ВАЗ 21093 собиралась на в Запорожье.
Многие автовладельцы стараются самостоятельно обслуживать личное авто и знают, как правильно это сделать, поскольку внимательно изучают работу основных узлов и ведущих модулей. В список регламентных работ входит периодическая регулировка сцепления ВАЗ 2109. Задача это достаточно простая, если заранее ознакомиться с алгоритмом работы.
Вернуться
Устройство сцепления «девятки»
Комплект сцепления — один из ключевых агрегатов трансмиссии «девятки». Это однодисковый механизм фрикционного типа, расположенный между двигателем и коробкой перемены передач (КПП). Алгоритм его работы следующий:
- Первоначально автомобиль стоит неподвижно, двигатель заведен, педаль отпущена. Рычаг КПП находится в нейтральном положении, то есть вращение первичного вала не передается на вторичный.
- Водитель готовится начать движение вперед. Левой ногой он нажимает педаль, и механизм отсоединяет первичный вал КПП от двигателя. Водитель переводит рычаг в положение первой передачи, механизм обеспечивает зацепление первичного и вторичного валов КПП. Автомобиль стоит, так как двигатель отсоединен от первичного вала КПП.
- Водитель плавно, но решительно отпускает педаль. Двигатель соединяется с первичным валом, задача которого через вторичный вал передать мощность на ведущие колеса, тогда автомобиль придет в движение.
- Аналогично происходит переключение с первой передачи на вторую, со второй на третью и так далее.
Устройство сцепления ВАЗ 2109 таково, что при отпускании педали, ведомый диск зажимается пружинами между маховиком и нажимным диском. При этом происходит передача мощности на оба вала КПП и ведущие колеса.
При нажатии педали через специальную тягу поворачивается вилка сцепления ВАЗ 2109 и давит на рычаги, оттягивающие нажимной диск. Ведомый диск сцепления ВАЗ 2109 отсоединяется, и передача мощности прекращается. Кожух механизма соединяется с нажимным диском тремя парами упругих пластин.
Привод агрегата тросовый, нижний его наконечник зафиксирован гайками в кронштейне на картере двигателя.
Тросик сцепления приведен на рычаг вилки выключения сцепления.
Вернуться
Типичные неисправности сцепления ВАЗ 2109
Сцепление относится к числу относительно надежных агрегатов ВАЗ 2109. При штатной эксплуатации и периодической регулировке оно служит годами. Расчетный ресурс агрегата превышает 100 тысяч км. И если провалилась педаль сцепления — это редчайший случай. В список типовых неисправностей входят:
Вид неполадки. | Чем выражено. | Какова причина. |
Сцепление ведет. | Нажатая до упора педаль не обеспечивает полного отсоединения вала от коробки передач, и двигатель не отключается от КПП. Нажатие на педаль при неисправном агрегате, приводит к тому, что нажимной подшипник недостаточно сильно действует на демпферную пружину, а маховик двигателя продолжает частично передавать крутящее усилие на вал КПП. | Причиной этого часто является плохая регулировка троса сцепления ВАЗ 2109 или выход из строя ведущего диска. |
Сцепление буксует. | При полностью отпущенной педали первичный вал КПП остается прижатым к маховику двигателя неплотно и проскальзывает, то есть имеет место пробуксовка. Крутящий момент передается к ведущим колесам только частично и имеет место скольжение контактных поверхностей. Этот эффект ярко проявляется при движении нагруженного автомобиля на подъем: водитель газует, обороты растут, а машина почти не ускоряется, буксует сцепление ВАЗ 2109. | В этом случая чаще всего плохо отрегулирован привод, трос сцепления заедает, ведомый диск изношен или замаслился, вот почему буксует сцепление. |
Шум при выключении передачи. | При нажатии на педаль раздается отчетливый шорох или шелест. | Этот негромкий звук может свидетельствовать о возможном выходе из строя выжимного подшипника. Продолжение эксплуатации автомобиля в таком состоянии грозит неприятностями: при его заклинивании неизбежно быстро выйдет из строя корзина сцепления ВАЗ 2109. Меняйте подшипник при первых признаках неисправности, иначе неизбежен серьезный ремонт сцепления, включая замену корзины. |
Регулировка сцепления не только входит в список регламентных работ ВАЗ 2109, но часто является способом устранения возникающих неисправностей этого механизма.
Вернуться
Воздух в системе
На большинстве современных авто используется гидравлический привод сцепления. В качестве рабочей жидкости применяется тормозная «Дот» третьего, либо четвертого класса. Каковы признаки неисправности сцепления? Если педаль мягкая, а уровень жидкости на минимуме, следует прокачать систему от воздуха и возобновить уровень. Как прокачать сцепление? На рабочем цилиндре найдите шестигранный клапан. Обычно он откручивается ключом «на 10». Предварительно создайте давление в системе, нажав на педаль 5-7 раз. Далее открутите клапан – вы увидите, как оттуда выходит завоздушенная жидкость. Процедуру повторяйте до тех пор, пока воздух полностью не уйдет из системы.
Не забывайте поддерживать уровень жидкости в бачке – если она уйдет, воздух автоматически «засосет» в систему и все работы придется повторять заново. Что делать, если после прокачки педаль снова стала мягкой? В таком случае можно констатировать неисправность сальника штока рабочего цилиндра. Из-под него может сочиться жидкость – не исключен и подсос воздуха извне. Нужно искать место разгерметизации и локализировать его. Это могут быть пыльники, шланги, либо уплотнительные детали в главном цилиндре сцепления.
Основные признаки неисправности РЦС
На проблемы с цилиндром указывают такие симптомы:
- уровень жидкости в бачке снижается, под машиной образуются пятна;
- педаль начинает проваливаться при нажатии, сцепление нормально не работает;
- возникают сложности с переключением или выключением скоростей, регулировка привода совершенно не помогает.
Мастера рекомендуют в первую очередь обращать внимание на работу педали. Мягкий её ход или провал сразу должны насторожить, хотя это не повод для немедленного ремонта гидропривода.. Зато причина для диагностики — нужно осуществить прокачку сцепления
Если в тормозной жидкости пузырьки воздуха, надо определить их «природу». В 99 случаях из 100 воздух попадает внутрь штоков РЦС или ГЦС из-за нарушения герметичности манжет.
Зато причина для диагностики — нужно осуществить прокачку сцепления. Если в тормозной жидкости пузырьки воздуха, надо определить их «природу». В 99 случаях из 100 воздух попадает внутрь штоков РЦС или ГЦС из-за нарушения герметичности манжет.
Какие еще встречаются неисправности сцепления автомобиля
Если в процессе включения передачи в автомобиле наблюдается вибрация, вероятно, имеет место одна из следующих причин:
- плохо закрепленные двигатель и КПП;
- износ шлицев на первичном валу коробки передач;
- износ маховика, нажимного диска либо диафрагменной пружины;
- коробление накладки;
- расшатывание заклепок на накладках;
- заедание ступица ведомого диска на шлицах первичного вала либо потеря упругости пружин на ведомом диске.
Неисправность может быть также обусловлена неодинаково отрегулированными рычагами нажимного диска. Кроме того, трансмиссия автомобиля часто вибрирует по причине неверно установленного свободного хода педали, поврежденного ведомого диска либо усталости пружин этого диска. Наконец, вибрация в трансмиссии зачастую происходит из-за сильного износа или выхода из строя демпфера ведомого диска.
Если при выключении сцепления в нем возрастает шум, это чаще всего говорит об износе или поломке выжимного подшипника. Неисправность также вызывается значительным усталостным износом переднего подшипника первичного вала коробки передач. Кроме того, могут повредиться штифты диафрагмы выжимного подшипника, и это также создает шум.
При включении механизма повышенный уровень шума свидетельствует о пониженной упругости или поломке демпферных пружин либо о выходе из строя пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом. Оттяжная пружина на вилке выключения может в процессе эксплуатации также потерять упругость или соскочить, чем в том числе обуславливается повышение шума.
Когда при выключении зажигания педаль сцепления остается прижатой к полу, скорее всего, имеет место заедание привода или выжимного подшипника. Если нажимаемая педаль начинает скрипеть при выключенном двигателе, втулка оси этой педали изношена либо не смазана.
Если же выключить сцепление можно только при резком нажатии на педаль, а при плавном нажатии педаль сразу утапливается в пол, не задействуя механизм, тут стоит говорить об одной из нескольких причин неисправности:
- износ или сильное загрязнение зеркал главного цилиндра;
- значительный износ манжеты на поршне главного цилиндра;
- при гидравлическом приводе выключения недостаточный уровень рабочей жидкости в бачке главного цилиндра;
- недостаточная герметичность в соединении трубки с главным и рабочим цилиндрами и, как следствие, подтекание рабочей жидкости.
Если переключение передач сопровождается рывками автомобиля, скорее всего, заедают ступица ведомого диска или привод выключения сцепления, замаслились фрикционные накладки ведомого диска или загрязнились маховик с нажимным диском. Причина может быть и в чрезмерном износе фрикционных накладок, а также в их расшатанных заклепках.
Сведем признаки неисправности сцепления автомобиля в единую таблицу.
Признаки |
Неисправности |
сцепление не полностью выключается (его «ведет») |
ведомый диск деформирован; шлицы на ведомом диске изношены; повреждена или изношена накладка ведомого диска; ослабилась или вышла из строя диафрагменная пружина; рабочий цилиндр неисправен; гидравлический привод засорился; нарушена герметичность гидропривода; трос механического привода поврежден, удлинился или заедает; рычажная система неисправна. |
наблюдаются рывки во время работы |
повредились или износились накладки ведомого диска; ведомый диск замаслился; заедает ступица ведомого диска в шлицах; диафрагменная пружина деформировалась; износились или вышли из строя пружины демпфера; деформировался нажимной диск; ослабли опоры двигателя. |
узел вибрирует при включении |
изношены шлицы на ведомом диске ведомый диск деформировался; ведомый диск замаслился; диафрагменная пружина деформировалась; опоры двигателя ослабли. |
при выключении сцепления возникает шум |
изношен или поврежден подшипник включения. |
Принцип работы сцепления автомобиля
Сцепление – одна из комплектующих авто, предназначенная для установления связь между мотором и трансмиссией автомобиля. Эта комплексная деталь необходима для регулировки скоростных режимов (передач) и крутящего момента, что повышает плавность хода машины во время начала движения. При отсутствии этой комплектующей на коробку передач авто будет приходиться колоссальная нагрузка, способная спровоцировать её износ или моментальную поломку. Для правильной эксплуатации сцепления нужно знать об устройстве и принципе работы этого механизма, а также иметь сведения о его возможных поломках.
Устройство
Современное сцепление состоит из следующих элементов:
1. Нажимной диск. Эта деталь является основой узла сцепления. Она представляет собой корзину округлой формы, к которой подсоединено несколько пружин. К основанию нажимного диска подключен маховик двигателя, переносящий крутящий момент от коробки передач непосредственно к мотору. Пружины диска обладают округлой формой и принимают непосредственное участие во время взаимодействия всех основных элементов сцепления.
2. Ведомый диск. Ведомый диск осуществляет подавление лишних шумов, звуков и вибраций во время переключения передач при помощи трансмиссии. В его состав входят такие детали, как пружине из демпфера, муфта, основание выпуклой формы и фрикционные накладки. Гашение производится внутри накладок, состоящих из углепластикового или керамического композита, располагающегося звукоизоляционными свойствами. Ведомый диск входит в шлицы вала КПП и при помощи демпферных пружин свободно перемещается по ним во время изменения скоростного режима.
3. Выжимной подшипник. На защитной конической трубе первичного гребного вала двигателя крепиться выжимной подшипник, представляющий собой округлую нажимную площадку. С его помощью активируется система привода. Он выполняет свои действия посредством оттягивающих или нажимных движений.
4. Система привода. Привод осуществляет передачу крутящего момента от мотора автомобиля к его колёсам. В зависимости от способа передачи выделяют механическую, электрическую и гидравлическую систему привода. В механической системе все транспортировка происходит с использованием троса, располагающегося во внутренней части конической трубы вала. Электрическая система осуществляет передачу под действием встроенного электромотора, который находится рядом с тросом вала.
Активация электродвигателя происходит при нажатии на педаль. Самым сложным принципом действия обладает гидравлическая система привода. Она передаёт крутящий момент по трубке высокого давления. Специализированный поршень при нажатии педальной установки авто начинает надавливать на тормозную жидкость, создавай в этой области высокое давление. При помощи трубки оно передается к рабочему цилиндру, который активирует действие выжимной вилки.
По ней происходит передача крутящего момента.
5. Педаль сцепления. Эта комплектующая находится в салоне авто. Она связана со сцеплением при помощи ряда креплений и узлов. Педаль приводит в действие систему привода.
Принцип действия
Действие сцепления основывается на переменном движении ведущего диска. Он присоединяется к маховику мотора. Для достижения максимальной прочности конструкция скрепляется нажимным диском. Ведомый диск размещен между нажимной площадкой и маховиком мотора. На маховик оказывают воздействие пружины нажимного диска. В результате давления активируется трос, который передаёт давление по трубке высокого давления к выжимной вилке. В итоге, крутящийся момента передаётся к коробке передач и происходит переключение передач.
В зависимости от строения конструкции выделяют 2 типа сцепления, отличающихся принципом действия:
1. Сцепление мокрого трения. Главным отличием этого вида сцепления является наличие маслянистой среды, в которой происходит взаимодействие всех компонентов этой детали. Ведомый диск передвигается посредством поступательных движений и ослабляет сжатие между валом КПП и нажимным диском, вызывая смену скоростного режима. Маслянистая жидкость охлаждает все комплектующие и позволяет передавать момент большего размера, нежели чем в сухой среде. Сцепление мокрого трения применяется чаще всего в мотоциклах и мопедах.
2. Сцепление сухого трения. Эта разновидность сцепления осуществляет работу всех компонентов при отсутствии жидкостей. Он используется в большинстве легковых автомобилей с МКПП. Она обладает менее высоким КПД, но стоит гораздо дешевле сцепления мокрого трения.
Установка ремкомплекта главного цилиндра сцепления
Определить когда необходимо ремонтировать главный цилиндр не сложно, основными признаками его неисправности являются:
- Недостаточное выключение сцепления (сцепление ведет)
- Любой вид подтекания, что из-под гаек крепления шланга и трубок, что из торца из-под резиновых уплотнителей
- Заклинивание главного цилиндра в нажатом положении
В моей же ситуации главный потек из-за износившегося уплотнительного кольца, иными словами жидкость потекла по педали сцепления в салон.
Ремонт я начал с демонтажа шланга бачка, открутил хомут на главном цилиндре и быстро его сняв с главного повернул вверх и защемил за крышкой бачка чтобы жидкость не вытекала из бачка. Далее я открутил трубку, которая идет к рабочему цилиндру, делал это я специальным ключом, жаль нет фотографии но приобрести такой можно без проблем в любом автомагазине. Осталось только открутить сам главный, он крепится двумя гайками на 13 и извлечь его из-под капота.
Главный извлечен
Снят пыльник, заметно, что жидкость текла отсюда
Подковырнув отверткой пыльник, я увидел откуда именно текла жидкость, предположение было абсолютно правильным.
Далее необходимо протереть цилиндр, удалить грязь и ржавчину.
После очистки от грязи, можно приступить к разбору. Для этого понадобится шило или аналогичный предмет.
Штопорное кольцо
Штопорное кольцо
Вытаскиваем кольцо
Далее нужно аккуратно извлечь внутренности, имея ввиду что поршень находится под действием пружины.
Вот так это выглядит
Далее необходимо очистить корпус главного цилиндра, нельзя скрести детали отверткой наждачкой и тп, это так на всякий случай, я использую тряпку с тормозной жидкостью. В мануалах по ремонту я часто встречал такие выражения, что если на деталях появились рыски, царапины и прочее то он не годен. Но вопреки всему этому практика показывает, что не смотря на все риски, при условии установки качественного ремкомплекта главный цилиндр работает без замечаний. Я использовал вот такой комплект:
Ремкомплект главного цилиндра сцепления ВАЗ
Снимаем старые кольца, чистим все канавки, отверстия. Там не должно быть не пыли ни мусора.
Кольцо снято, очищаем поршень, ставим новое
Чистые «Внутренности»
А вот и кстати причина течи цилиндра сцепления:
Кольцо износилось не равномерно
После очистки и замены колец, можно собирать цилиндр, ниже фотография что и как должно стоять:
Здесь фото не очищенного, я его добавил сюда чтобы показать правильность сборки
Собрав цилиндр устанавливаем штопорное кольцо
Прокачка сцепления на ВАЗ 2106
После того как произвели ремонт, необходимо прокачать сцепление. Во всех руководствах по ремонту можно найти стандартную инструкцию по прокачке сцепления, но она может помочь не всегда.
- Первый вариант прокачки стандартный, он состоит в том, что необходимо заполнить бачок жидкостью, открутить штуцер для прокачки, одеть на штуцер шланг, а второй конец опустить в посудину с чистой жидкостью. Затем нажимая на педаль следим за тем когда перестанет выделятся воздух, также не забываем контролировать уровень в бачке.
- Второй способ состоит в задействовании помощника — один человек нажимает на педаль 4-6 раз и держит нажатой ее в пол. Второй откручивает штуцер для прокачки, со штуцера должны выходить пузырьки воздуха, как только они перестанут выходить необходимо завинтить штуцер, а после этого отпустить педаль. И так до восстановления нормальной работы педали и пока не перестанут выходить пузырьки воздуха.
- Есть еще самый простой способ прокачки, но который не всегда срабатывает — для его осуществления необходимо просто налить жидкость в бачек и отвинтить штуцер на рабочем цилиндре. Жидкость самотеком пройдет через всю систему и когда начнет стабильно вытекать из штуцера его можно завернуть и прокачку считать оконченной.
Профилактика поломки подшипника. Как увеличить срок службы
Правильная работа с педалью сцепления позволит сохранить не только выжимной узел, но и продлит срок службы всему устройству.
- Совет 1: Не практикуйте ненужных резких стартов машины с места. В этот момент возникают огромные динамические нагрузки, способствующие поломки подшипника.
- Совет 2: Не нужно держать сцепление отключенным в пробках или на светофоре. Переведите машину в нейтрал и отпустите педаль.
- Совет 3: Не «бросайте» сцепление. По этой причине изнашивается не только подшипники, но и диск. Лишнее усилие только увеличивает негативный эффект от крутящего момента.
- Совет 4: Избегайте ситуаций с пробуксовкой машины. Для проворачивания колес требуется огромная сила, которая передается через весь механизм привода.
- Совет 5: При замене подшипника опирайтесь на выбор проверенных производителей. Таблица с рекомендуемыми фирмами представлена ниже.
Сцепление пробуксовывает
Пробуксовка сцепления является достаточно распространенной неполадкой автомобиля. Первым признаком данной проблемы является уменьшение тяговых качеств машины, ухудшение движения в сложных условиях, а также уменьшение скоростных характеристик машины. Если при нажатии на педаль не происходит резкого набора скорости, и слышно лишь «завывание» двигателя, то это и есть пробуксовывание сцепления.
…
Мой мир
Почему пробуксовывает сцепление?
Причин пробуксовки сцепления может быть довольно много. Чаще всего пробуксовка бывает связана с отсутствием свободного хода у педали сцепления на автомобилях с механической коробкой передач (типтроник или автомат, что лучше — информация к размышлению)
Именно на него следует обратить внимание при появлении первых признаков неполадки. Замер свободного хода педали осуществляется с помощью линейки
Измерять его следует от центра педали. Скажем, для «классических» «Жигулей» свободный ход должен лежать в пределах 25-35 мм, а для переднеприводных «Самар» составлять 35-40 мм.
Ленд Ровер клуб Вся информация об этой легендарной марке.
Ленд Ровер Дискавери 3: http://mylandrover.ru/discovery Наш портал поможет вам сделать свой выбор.
Еще одной причиной пробуксовки сцепления может стать износ фрикционных накладок и набухание деталей из резины ввиду контакта с активными жидкостями и смазочными материалами. В частности, подобная причина весьма часто становится проблемой на автомобилях, оснащенных АКПП либо роботизированными коробками с «сухим» сцеплением.
К износу фрикционных накладок могут приводить различные факторы. На автомобилях с большим пробегом главной причиной является естественный износ. Однако нередко к повышенному износу приводит неграмотное трогание с места, буксование на автомобилях с МКПП либо «недожим» педали сцепления.
Порядок постановки автомобиля на учет. Наша статья для тех, кто собирается сделать покупку.
Уменьшить расход топлива. http://mylandrover.ru/ekspluataciya/kak-umenshit-rashod-topliva.html Несколько советов.
Нередко повышенный износ фрикционов наблюдается и в машинах с роботизированными трансмиссиями при частом движении в грязи либо в жаркое время года в пробках. Связано это с тем, что электроника «робота», избегая поломки трансмиссии, начинает пускать сцепление «в букс», периодически разъединяя фрикционы. Естественно, их износ пропорционально увеличивается. Кроме того, причиной высокого износа может стать и попадание смазочных материалов на фрикционы.
Пробуксовка дисков сцепления может также возникнуть в виду поломки либо износа нажимных пружин. В данном случае целесообразно осуществить замену данных элементов, а также самих накладок.
Узнать о пробуксовке сцепления можно и по характерному запаху, которым сопровождается медленный разгон автомобиля.
В особенности проблемы со сцеплением выдают себя при движении на подъем. Нередко автомобиль движется очень медленно либо останавливается. Проверить работу сцепления можно и затягиванием рычага стояночного тормоза при работающем моторе и последующем включении передачи с троганием. В случае если двигатель глохнет, сцепление работает в нормальном режиме. Если же нет – оно пробуксовывает. Замен фрикционных накладок может потребоваться и без пробуксовки в том случае, если на их поверхности имеются трещины, прогары, либо задиры.
Часто к проблемам со сцеплением с гидроприводом приводит и набухание резиновых деталей в системе привода сцепления.
Как правило, причиной этого становится жидкость, не соответствующая нормативам, либо попадание в жидкость бензина.
Для решения данной проблемы потребуется полная промывка системы и заливка новой тормозной жидкости.
Таким образом, перечень возможных причин довольно широк. Однако уже при первом проявлении пробуксовки сцепления с ремонтом затягивать не стоит, поскольку «болезнь» прогрессирует достаточно быстро и своевременное «лечение» позволит избежать весьма серьезных проблем.
Cамый дорогой автомобиль! Наши советы по выбору автомобиля.
Тип КПП http://mylandrover.ru/ekspluataciya/tipy-korobok-peredach-i-razdatok.html Немного информации для вас.
Тюнинг Рендж Ровер спорт: фото.
Видео инструкция по замене сцепления:
Рекомендации
Чтобы предотвратить поломки сцепления проходите техобслуживание по регламенту, вовремя реагируйте на малейшие признаки неисправностей. Желательно включать и выключать двигатель при выжатой в пол педали сцепления. Не используйте экстремальный стиль вождения с лишними нагрузками. Соблюдайте правила эксплуатации машины, обозначенные автопроизводителем. Это касается, в первую очередь, грузоподъемности и массы буксируемых грузов. И еще один момент – сцепление должно соответствовать условиям эксплуатации определенной модели автомобиля.
Последний момент. После ремонта и замены компонентов сцепления, особенно если это диски, желательно выполнить обкатку, то есть 300-500 километров проехать в нормальном, без экстрима режиме.
Когда понадобится диагностика, обслуживание, ремонт сцепления в Казани – обращайтесь на автомобильный портал Avto.Tatar и подберите автосервис, СТО или техцентр где проведут все нужные работы. Если для этого потребуются запасные части, то в нашем каталоге сможете выбрать автомагазин где есть возможность приобрести все необходимое. Исправное сцепление – залог комфортной, безаварийной и надежной эксплуатации автомобиля, его двигателя и коробки передач.
Буксующее сцепление
Еще одна распространенная проблема, с которой сталкиваются автомобилисты. Причина может заключаться в проникновении масла на фрикционную накладку диска. Из-за этого будет недостаточный зацеп с маховиком и постоянный запах гари. Это основные признаки неисправности сцепления, которое буксует. Машина не в состоянии нормально тронуться и продолжать движение – часто возможны рывки при разгоне.
- Повышенный износ фрикционных накладок диска (о его ресурсе мы поговорим немного позже). Решается полной заменой элемента. Если на его поверхность попало масло (это будет видно по характерным пятнам), следует очистить элемент уайт-спиритом или другим обезжиривателем. Но это возможно только при целостности демпферных пружин и малом износе самих накладок.
- Засор компенсационного отверстия на главном цилиндре сцепления. Устраняется путем очистки (промывки) отверстий.
- Повреждение привода. Это может быть деформированная вилка либо неисправный рабочий цилиндр.
Сцепление ведет или буксует | Пособие автомобилиста
Несколько слов о принципе работы сцепления. Работа любого двигателя на автомобиле заканчивается вращательным движением тяжелого маховика. Управляя акселератором, можно лишь увеличивать или уменьшать скорость вращения маховика. Для того чтобы автомобиль тронулся с места, необходимо передать это движение к механическому редуктору – коробке скоростей. Передавать это вращательное движение необходимо очень плавно, иначе мотор просто заглохнет. Та же операция – плавное отключение трансмиссии – необходима и при остановке автомобиля. Сцепление и является таким «мягким» выключателем.
Принцип действия этого устройства легко понять. Представьте себе два вращающихся диска величиной с небольшое рулевое колесо. Один их них – маховик мотора, а второй – диск сцепления. Если во время вращения маховика к нему плотно прижать диск от редуктора, то вращательное движение будет передано и автомобиль начнет движение. Кажется, все очень просто. Все так и работает, только диски сжимаются с помощью специальных механизмов, а между ними устанавливаются специальные прокладки.
Основными неисправностями могут стать плохое сжатие дисков или несвоевременное их разделение. Говорят, что сцепление «ведет» или «пробуксовывает».
Как буксует сцепление
Если при движении автомобиля возникает запах гари, стал хуже разгон машины, заметно понижение скорости при преодолении подъема, то это явный симптом неисправности – пробуксовывания. Для уточнения этого диагноза можно при работающем двигателе и затянутом ручном тормозе включить передачу. Затем, плавно нажимая на педаль управления дроссельной заслонки, плавно отпустить педаль сцепления. Если двигатель остановится, то пробуксовывания нет, а если он продолжит работу, то сцепление пробуксовывает.
Причинами этого неприятного явления могут быть: нарушение свободного хода педали, износ или замасливание фрикционных накладок, износ нажимных пружин или неисправность гидропривода выключения сцепления.
Как ведет сцепление
Движение автомобиля нарушается рывками, возникает затруднение в переключении передач. Удары в трансмиссии при трогании автомобиля с места, резкое включение сцепления при плавном отпускании педали, неприятный шум – все это признаки неисправности, о которой говорят, что «сцепление ведет», то есть при нажатии на педаль диски полностью не расходятся, а ведущий вал коробки передач продолжает вращаться.
Степень выключения сцепления можно проверить следующим образом. При малых оборотах коленчатого вала двигателя следует выжать педаль сцепления до отказа, и если первая передача включается бесшумно, то сцепление выключается полностью. Если же при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен и передача не включается или включается с трудом, то сцепление «ведет».
Причинами могут быть: большой свободный ход педали, попадание воздуха в гидропривод системы, утечка тормозной жидкости
Возможно, что просто ослабли винты крепления двигателя с коробкой передач или полностью выработалась смазка в подшипниках. Причин для возникновения неисправности довольно много, а вывод один – их необходимо устранять, и чем раньше, тем лучше и значительно дешевле.
Способы уточнения диагноза, методы регулировки и ремонта довольно затруднительно изложить на газетной полосе. Дальнейшая работа по устранению неприятных явлений должна быть поручена специалистам.
Ремонт и замена рабочего цилиндра сцепления
При выборе запчасти для замены цилиндра сцепления стоит обратить внимание на материал, из которого изготовлен корпус детали. Как было отмечено ранее, таким материалом может быть чугун, сталь, алюминий или полимеры
Сегодня многие производители предлагают алюминиевые и даже полимерные цилиндры, но такие детали отличаются меньшей надежностью.
Существует несколько видов неисправностей цилиндра сцепления, при которых потребуется ремонт штока:
- утечки рабочей жидкости через изношенные уплотнители или соединительные трубки, имеющие дефекты;
- наличие трещин на корпусе цилиндра;
- разрушенные пружины рабочего цилиндра.
Шток состоит из нескольких комплектующих, каждая из которых подвержена износу. Его детали -толкатель, поршень, манжеты, пружина в процессе работы испытывают высокие нагрузки, поэтому существует вероятность, что они могут выйти из строя.
Симптомы неисправности цилиндра сцепления:
- снижение уровня тормозной жидкости в бачке цилиндра и появления пятен под автомобилем во время стоянки;
- проваливается педаль и сцепление работает с перебоями;
- появляются проблемы с включением передач.
Специалисты советуют, прежде всего, обратить внимание на ход педали сцепления. Если она ходит слишком мягко, это еще не является поводом для срочного ремонта, но следует провести диагностику работы цилиндра.
Для проверки его необходимо прокачать гидропривод сцепления. При наличии пузырьков воздуха в рабочей жидкости следует разобраться в причинах их появления. Как правило, внутрь штоков рабочего и главного цилиндров сцепления воздух попадает из-за разгерметизации уплотнительных манжет.
Как было отмечено ранее, ремонт и замена рабочего цилиндра сцепления не очень сложные задачи. Эта деталь, чаще всего, расположена на картере КПП.
Вначале нужно открутить болты крепления, отсоединить толкатель от вилки и приступить к демонтажу шланга, который идет от ГЦС.
Поскольку в главном цилиндре находится рабочая жидкость, шланг следует заглушить (для этого можно использовать пробку соответствующего диаметра). Есть также и другое мнение – нужно отсоединить шланг, чтобы полностью слить тормозную жидкость (считается, что это поможет промыть систему гидропривода сцепления от грязи).
После демонтажа главный цилиндр сцепления нужно разобрать и по возможности отремонтировать. Если эта деталь имеет корпус из металла, то ее можно зафиксировать в тисках, но если деталь пластиковая, то нужно быть осторожным, чтобы не повредить ее.
После отсоединения воздушного клапана необходимо демонтировать наружный манжет. После этого нужно, учитывая конструкционные особенности цилиндра, обеспечить доступ к штоку и снять стопорное кольцо. После разборки детали необходимо убедиться в отсутствии повреждений пружины, штока и дефектов зеркала цилиндра.
Все комплектующие нужно промыть тормозной жидкостью. Ранее мы отмечали, что для этой цели нельзя использовать керосин, бензин, моторное или воду (эти жидкости способствуют разбуханию элементов из резины).
При сборке цилиндра все манжеты и уплотнения следует заменить новыми.
Ремонт главного цилиндра сцепления будет невозможен при наличии:
- трещин корпуса;
- ощутимых выработок внутренней поверхности корпуса, которые появляются в результате дефектов штока.
В этом случае нужно полностью заменить неисправный цилиндр сцепления новой деталью.
После замены главного цилиндра сцепления не забывайте прокачать систему.
Методика прокачки системы гидропривода после замены рабочего цилиндра сцепления не отличается от той которая была описана ранее для ГЦС. В то же время в некоторых арках авто (к примеру, на «Фиатах») проводится обратная прокачка системы сцепления. Чтобы сделать такую процедуру самостоятельно нужно подготовить:
- шланг, который бы плотно одевался на клапан выпуска;
- шприц большого размера, диаметр носика которого соответствует размеру шланга;
- гаечный ключ для демонтажа воздушного клапана выпуска.
Вначале следует открутить крышку бачка с рабочей жидкостью и набрать ее в шприц. Из шприца нужно выгнать все шарики воздуха, а затем соединить его носик со шлангом, второй конец которого соединяем с выпускным клапаном. После этого клапан нужно открутить на 2 -3 оборота, нажать на шприц и подать тормозную жидкость в цилиндр сцепления. Чтобы в систему не попал воздух, нужно вначале закрутить клапан и только после этого можно снимать шланг.
Такую последовательность действий нужно выполнить несколько раз, пока из системы гидропривода не будет вытеснен весь воздух в бачок. После этого нужно выжать педаль сцепления около 10 раз и при необходимости отрегулировать высоту ее хода.