Символы, значки, индикаторы и обозначения приборной панели автомобиля
Содержание:
- Разновидности индикаторов заряда аккумулятора
- Audi R8
- Автомобильная приборная панель
- Что делать, если загорелась индикация?
- Синие лампочки
- Какие значки на приборной панели авто означают, что необходимо быстрее остановиться
- Индикация работы аккумулятора и тормозов
- Общепринятые значки на приборной панели
- Описание приборной панели
- Замена кластера приборов
- Красные лампы
- Торпедо современного автомобиля
- Авиационная панель приборов
- Honda S2000
Разновидности индикаторов заряда аккумулятора
Контроллер заряда аккумулятора
Разделяют индикаторы по методу подключения и индикации сигнала. Зарядка – это сложный процесс, поэтому в основном индикаторы информируют только об окончании зарядки в аналоговом или цифровом виде.
Для каждого типа аккумулятора необходимы адекватные схемы и конструкции зарядки, электроизмерительные или электронные. Так, для телефонов и ноутбуков используются импульсные зарядки, которые должны обладать интеллектом, в них используют микропроцессоры. Электронный контроллер ШИМ Weswen применяется для зарядки аккумуляторных батарей для независимого электроснабжения домов.
Одним из простых является встроенный индикатор заряда батареи, который выполнен в виде глазка. Устанавливается в одну из банок автомобильного аккумулятора. Разновидность работы индикатора с двумя шариками показана на рис. ниже.
Встроенный индикатор зарядки аккумулятора
Индикатор представляет собой пластмассовый цилиндр с плавающими шариками зелёного и красного цветов. В работе индикатора используется принцип ареометра. Красный шарик реагирует только на уровень электролита, зелёный – на уровень и плотность электролита. Есть варианты и с одним зелёным шариком.
Используются ещё и электроизмерительные индикаторы в виде стрелочных вольтметров. Один из них показан на рис. ниже. Подключается параллельно, в цепи аккумулятора.
Электроизмерительный индикатор напряжения на батареи
Устанавливается как на приборной панели, так и в удобном месте. При нормальном напряжении на аккумуляторе стрелка должна находиться в пределах последнего зелёного сектора. Если стрелка показывает ниже 75%, то требуется подзарядка. Нахождение стрелки в начале шкалы (красный сектор) говорит о том, что аккумулятор неисправен.
Опытные владельцы аккумуляторов могут использовать простые готовые цифровые индикаторы. Один из таких изображён на рис. ниже
Цифровой вольтметр
Он просто показывает напряжение в данное время. Владельцу самому решать, что делать. При диагностике аккумулятора можно использовать стрелочный или цифровой тестер.
Радиолюбители могут использовать индикацию, сделанную своими руками. В основном изготавливают схемы разнообразных индикаторов для контроля заряда аккумулятора на световых индикаторах, двух или больше. Схемное решение устройств индикации зависит от сложности зарядки.
Важно! Чем проще зарядка, тем сложнее должна быть схема индикации. На рис
ниже изображена схема проверки степени зарядки на 5 индикаторах
На рис. ниже изображена схема проверки степени зарядки на 5 индикаторах.
Схема контроля напряжения на светодиодах
На рисунке изображена одна из возможных эл.схем, собранная на компараторе Lm339 с термокомпенсацией. HL1 будет гореть при недозаряженном или плохом аккумуляторе. HL2 – это недозаряд, значит, требуется зарядка. HL3 – напряжение в норме. HL4 – небольшой перезаряд. HL5 – недопустимый перезаряд. Остановить зарядку необходимо при загорании HL4.
Нужно отметить! Во время работы будет гореть только один световой индикатор. Таких вспомогательных плат можно разработать столько, на сколько хватит знаний и необходимости.
В современных гаджетах, использующих питание от аккумуляторных батарей, зарядки делают более сложными, чтобы создать оптимальные условия работы батареи. Например, в зарядках для шуруповёртов используются импульсные блоки с применением запрограммированных контроллеров. В таких автоматических зарядках два состояния индикации: разряжен и заряжен. Для удобства в качестве световых индикаторов применяются и жидкокристаллические индикаторы.
В нынешних авто за состоянием аккумулятора следят главный модуль, модуль управления двигателем и датчик, который следит за параметрами батареи. Электронная система автомобиля сама следит за правильной эксплуатацией аккумулятора. Водителю остаётся только наблюдать за информацией на экране дисплея.
Развивается использование батарей при автономном электроснабжении домов. Ветрогенераторы и солнечные панели объединяются в общую электросеть, и аккумуляторы управляются с помощью ШИМ контроллера, например, от компании WESWEN.
Необходимо постоянно следить за работоспособностью аккумуляторных батарей. Для этого предназначены указатели заряда. Простые устройства – просто следят, а контроллеры контролируют и управляют подзарядкой аккумулятора.
Audi R8
Многие автопроизводители в наши дни предлагают комбинированные приборные панели, которые сочетают в себе аналоговые кластеры и цифровые. Также некоторые автопроизводители предлагают настроить индивидуальный стиль отображения комбинации цифровых приборов. Но Ауди пошла дальше.
Их полная цифровая панель приборов в спорткаре Audi R8 не только может настраиваться водителем по своему личному предпочтению, но и может отображать карту навигации во весь экран. Но главная изюминка приборки Ауди в ее простоте настройки.
При взгляде на эту приборную панель складывается ощущение, что мы уже в далеком будущем. Мы считаем, что уже совсем скоро многие производители автомобилей последуют этому же примеру.
Автомобильная приборная панель
Приборная панель автомобиля
Панель приборов, как средство отображения информации, в наибольшей степени определяет внутреннюю визуальную информативность автомобиля.
Существуют стрелочные и светодиодные приборные панели.
Любая автопанель приборов должна обеспечивать хорошую обзорность всех шкал и датчиков, установленных на ней, оставаясь достаточно простой в обращении, выдавать всю необходимую водителю информацию. Это, прежде всего:
- текущее состояние систем автомобиля, непосредственно обеспечивающих безопасность движения (тормозная система, автосигнальное оборудование и система пассивной безопасности);
- характеристики движения (скорость, обороты двигателя, дистанция до впереди идущего объекта);
- правильность эксплуатации двигателя, ходовой части, трансмиссии, электрооборудования и всего автомобиля в целом;
- прочие сведения (текущее время, например).
Включает в себя обязательные контрольно-измерительные приборы, сигнальные лампы и органы управления основным и дополнительным оборудованием.
Как правило, красный цвет символов свидетельствует о возможных серьезных неисправностях либо же нерешенным вопросом безопасности транспортного средства, оранжевая или желтая расцветка индикаторов говорит о том, что тот или иной узел или механизм транспортного средства нуждается в обслуживании и даже ремонте, а что касается символов зеленого или синего цвета, то обычно они применяются только для того, чтобы проинформировать водителя о том, что все в автомобиле работает нормально.
Контрольно-измерительные приборы
Тахометр, спидометр, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла, указатель уровня заряда аккумуляторной батареи, указатель уровня топлива, одометр.
На грузовых автомобилях и большинстве автобусов присутствуют дополнительные приборы: указатель давления воздуха в тормозных контурах (передний, задний, стояночный, вспомогательный контуры), указатель давления воздуха в шинах, указатель температуры масла коробки передач.
Контрольные лампы и лампы аварийной сигнализации
Органы управления на средней консоли автомобиля
Далеко не полный список возможных сигнальных ламп:
замок кабины; аварийная лампа «STOP» загорается при обнаружении неполадки, вместе с индикатором поломки; давление, контур тормозной системы 1 и 2; самосвальный кузов; давление масла в двигателе; температура охладителя; система запуска огня; сигналы поворотников тягача; парковочный тормоз; передние фары; сигналы поворотников трейлера; зарядка генератора; ABS, антиблокиратор тормозной системы тягача; ABS, антиблокиратор тормозной системы трейлера; ABS, антиблокиратор тормозной системы, трейлер без системы ABS; температура коробки передач; электронный контроль топлива; регулятор противобуксовочной системы; центральная смазочная система; электронно контролируемая подвеска: сбой работы; электронно контролируемая подвеска: внимание; ретардер; уровень охладителя; ремни безопасности; работает конвертер; фильтр горючего; задний ход; кондиционер; спаренная схема аварийного управления поворотами; датчик предельного износа тормозных накладок; уровень масла в рулевом управлении; уровень масла, центральная гидравлическая система; сцепление; поломка сервомотора; воздушный фильтр; фильтр коробки передач; пескоразбрасыватель; поломка бензинового двигателя; управление задней осью, поломка; управление задней осью, уровень масла
Органы управления
Подсветка приборов, настройка яркости; регулятор передних фар; кулисный переключатель для парковки и фар дальнего света; переключатель для аварийной сигнализации; рычаги и клавиши управления климат-контролем, подогревом сидений, магнитолой и пр.
Что делать, если загорелась индикация?
Контрольные лампочки на панели приборов, горящие в машине, нельзя игнорировать. Даже синие или зеленые, ведь и они работают не красоты ради. Индикация – это способ общения бортового компьютера с водителем транспортного средства. С ее помощью он может контролировать состояние автомобиля в текущий момент времени, а также в перспективе.
Если на панели приборов загорелся незнакомый значок, не поленитесь и найдите его расшифровку. Особенно, если он красный или желтый. В случае с первым, стоит, и вовсе, припарковаться где-то на обочине и немедленно выяснить значение индикатора
Зеленые сигналы сообщают о нормальной работе штатных систем, а синие просят обратить внимание на целесообразность включения последних (действительно ли нужны дальние огни и не лучше ли прогреть движок чуть подольше)
Синие лампочки
Синий знак лампочки на приборе панели управления встречается нечасто, во многих автомобилях эти индикаторы горят зеленым. Однако, если в вашей тачке они присутствуют, вам следует знать, что они означают.
Мы уже писали выше, по значимости, такие сигналы приравнивают к зеленым, однако, есть небольшой нюанс. Как правило, синий цвет лампочки не предвещает беды, не означает поломку или проблему, однако, на него следует отреагировать. Другими словами, это не просто сервисная информация, как в ситуации со включенным поворотником, а сигнал, требующий принятия каких-то мер.
- Включены фары дальнего света (вы ослепляете встречных водителей);
- Двигатель не прогрет до оптимальной температуры (лучше подождать или ехать медленно);
- И др.
Какие значки на приборной панели авто означают, что необходимо быстрее остановиться
Все мы водители знаем, что нынешние автомобили стали умнее, технологичнее и сложнее. Так, за последние годы на приборной панели машин появилось множество непонятных значков и различных надписей многие из которых означают, что с вашей машиной случилась какая-то беда. Между тем, большая часть всех автолюбителей зачастую просто игнорируют эти различные предупреждающие значки на приборке машины. А зря, так как такое игнорирование в последствии часто приводит к дорогостоящему ремонту. Вот дорогие друзья три самых опасных предупреждения загорающиеся на приборной панели, которые сигнализируют водителю о необходимости немедленной остановки и которые Вы должны для себя запомнить.
Многие автовладельцы конечно же знают о самом известном значке «Чек двигателя» (CHECK ENGINE), который предупреждает их о проблемах в работе двигателя. Естественно, что многие водители считают для себя, что это самый важный индикатор на приборной панели авто.
Более того, из-за этого самого часть автолюбителей полагает, что все остальные предупреждения имеющиеся на приборке не столь уж важны. Но это далеко не так господа. Дело в следующем, что значок «Чек двигателя» может загореться и не из-за особо больших проблем, которые как-раз и не требуют от водителя немедленной остановки. Тем-более, что обычно, когда на приборке загорается CHECK ENGINE блок управления двигателем переводит его в аварийный режим, который препятствует при возникновении проблемы повреждению этого силового агрегата.
К большому сожалению, что многие автолюбители забывают о том, что помимо индикации на приборке «Чек двигателя» существует еще и масса других различных предупреждений при появлении которых им необходимо остановиться как можно скорее.
Вот пример. Недавно мы общались с мотористом, который работает в крупном техническом центре, он поведал нам поучительную историю об одном автовладельце, у которого на машине вышел из строя дорогой двигатель. И знаете друзья кто в этом виноват? Наверно уже догадались. Конечно же сам автовладелец, который, увидев на приборной панели горящий значок масляной лейки подумал для себя, что это обычное напоминание о плановой замене моторного масла. В итоге, проигнорировав таким образом предупреждение системы о низком давлении масла хозяин автомобиля собственноручно «убил» достаточно нестарый еще двигатель.
Так что, запомните друзья, никогда не оставляйте без внимания ни одно предупреждающее сообщение или горящий значок появляющиеся на приборной панели автомобиля. Также не стоит угадывать и предназначение того или иного символа и тем-более расшифровывать данное значение появившейся надписи. Вы точно должны знать для себя, что означает тот или иной символ на приборке. Если не знаете – учите матчасть, обратившись к руководству по эксплуатации автомобиля или в крайнем случае ищите информацию в сети интернет. Подобная «угадайка» символов на приборке может для вас быть намного хуже, чем обычное и простое игнорирование предупреждений. Ведь незнание предназначений таких значков на приборной панели является примерно тем же самым, что и сама попытка исправить данную проблему не зная, как это надо делать.
Тем не менее, давайте мы сегодня не будем с вами говорить о самом распространенном предупреждении связаным с работой двигателя, то есть, о «Чеке двигателя», поскольку об этом у нас написано уже множество полезных статей. Предлагаем сегодня рассмотреть друзья не очень распространенные предупреждения, которые все-же могут иногда появиться на панели приборов автомобилей, которые тем не менее считаются очень важными для самих автовладельцев, поскольку их игнорирование может обернуться для водителя в дальнейшем большими проблемами.
И так господа, приступим. Увидев нижеуказанные предупреждающие значки на приборной панели автомобиля стоит немедленно остановиться. Помните всегда о том, что не все сигнальные значки на приборной панели говорят об опасности. Обычно все они разделены по приоритету. Поэтому Вам необходимо изучить руководство к своей машине, чтобы в дальнейшем знать, какие именно сигналы вы ни в коем случае не должны оставлять без внимания. Сегодня мы с вами остановимся на трех символах-значках, появление которых всегда свидетельствует о серьезных проблемах в автомобиле.
Индикация работы аккумулятора и тормозов
Значки на приборной панели тормозного индикатора обычно сигнализируют, что жидкость находится на низком уровне. В этом случае необходима проверка на наличие утечек. Работа автомобиля полностью зависит от работы аккумулятора.
Для контроля за ней установлена индикация, предупреждающая о сбое системы подзарядки. Контролирующая схема следит за напряжением, генератора и свидетельствует при низких показателях. Если эта сигнальная лампа горит во время движения, скорее всего, сломался ремень генератора. Предупреждение зарядного индикатора показывает, что уровень напряжения ниже нормы, а система зарядки работает неправильно. Кроме ремня генератора, следует проверять контакты аккумуляторных батарей и сам генератор.
Индикация антиблокировочной тормозной системы указывает на неисправности в системе ABS. Эта поломка не приведет к утрате тормозов, но дополнительные функции безопасности ABS будут отключены. Сигнализация датчика уровня жидкости омывателя ветрового стекла сообщает о сбоях в этой системе. Уровень давления в шинах показывает, что одна или несколько шин имеют низкое давление воздуха. Водитель должен проверить давление на всех шинах, так как оно должно всегда соответствовать техническим требованиям.
Общепринятые значки на приборной панели
Каждый автомобиль независимо от года выпуска снабжен световой сигнализацией, которая информирует о важных факторах для работы транспортного средства, причем группа значков имеет общепринятый характер.
Оригинальная панель приборов
Уровень бензина
Индикатору уровня топлива уделяется особое значение, поэтому он выполняется в различных модификациях от стрелочных до полностью световых. Для привлечения внимания в случаях остатка малого количества топлива обязательно выполнена дублирующая «лампочка», которая начинает мигать при необходимости срочной дозаправки (бензин на нуле). От начала мигания до полного осушения бака обычно можно проехать порядка 50 км, причем непрерывное свечение обозначает, что двигатель может заглохнуть в любую минуту. В ряде моделей сигнализатор не мигает предупреждающе, а просто загорается.
Индикация топлива
Лампочка включенного ручника
Сигнальный значок красного, желтого или оранжевого цвета в виде круга с боковыми лепестками и английской буквой «P» (Парковка) в центре загорается, когда включен ручной тормоз. Красная подсветка обусловлена необходимостью повышенного внимания, связанного с невозможностью продолжения движения или начала движения.
Лампочка значка связана с датчиком рычага ручного тормоза, поэтому она зажигается при даже небольшом смещении рычага или изменении регулировки свободного хода. Частой причиной является отказ датчиков или контакторов. В любом случае подсветка значка требует остановки и проверки состояния ручного тормоза.
Индикация стояночного тормоза
Подушки безопасности Airbag
Каждый современный автомобиль оснащен подушкой безопасности, причем это не только дорогостоящий компонент, а сложная электронная система со своими датчиками и управляющим компьютером. Любые сбои в работе системы безопасности отражаются загоранием персональной контрольной иконки на приборной панели.
Все приспособления системы безопасности объединены в единую систему с сигнализацией единой лампочкой (выглядит как пристегнутый ремнем человечек), поэтому даже проблемы в ремнях безопасности сигнализируются подсветкой соответствующей лампы. Рекомендуется незамедлительно посетить СТО для проверки системы безопасности.
Сигнализация ошибки подушки безопасности
Значок уровня заряда аккумулятора
Восклицающий знак в виде аккумулятора загорается красным цветом на панели приборов как признак проблем в бортовой сети. Первично при включении зажигания светящаяся лампа обозначает, что цепь исправна, но при заведенном двигателе бортовая сеть переходит на питание от генератора, а аккумулятор только заряжается.
Подсветка ламы при работающем двигателе обозначает проблемы в цепи зарядки аккумулятора или падение напряжения от генератора, т.к. сам световой датчик подключен по мостовому принципу и загорается при возникновении разницы потенциала напряжений аккумулятор/генератор. Сигнализация лампы – это обозначение отсутствия зарядки аккумулятора, но не указывает на причины, которые могут быть связаны с генератором, АКБ или проводниками. Долгое путешествие на транспорте от батареи, особенно при включении энергоемких приборов невозможно, поэтому рекомендуется без отлагательств посетить СТО.
Сигнализация уровня заряда аккумулятора
Описание приборной панели
Начнем с описания приборной панели. Щиток приборов — это общее название зоны, в которой находятся основные контрольно-измерительные устройства транспортного средства. Предназначение этих приборов заключается в своевременном оповещении водителя авто о состоянии основных агрегатов, механизмов и систем. Кроме скорости и объема топлива, контрольный щиток приборов позволяет водителю узнать о текущей температуре двигателя, а также пройденном километраже.
Расположение и состав
В основном в транспортных средствах щиток приборов устанавливается над рулевым колесом, прямо перед водителем. В некоторых моделях авто расположение этого узла несколько другое — он ставится посредине центральной консоли, при этом она может быть немного повернута в сторону водителя.
Что касается состава, то контрольный щиток включает в себя такие элементы:
- один из основных компонентов приборной панели автомобиля — спидометр, показывающий скорость передвижения авто;
- также на панели расположены всевозможные индикаторы, свидетельствующие о работоспособности тех или иных механизмов и узлов;
- одометр, демонстрирующий как уточный, так и общий километраж;
- датчик температуры хладагента в системе (температуры мотора);
- контроллер уровня горючего в баке;
- тахометр, позволяющий узнать количество оборотов коленвала.
Любой щиток приборов имеет все эти элементы, их можно назвать стандартным набором, но в зависимости от транспортного средства, количество элементов может быть большим. К примеру, в более современных авто щиток приборов дополняется датчиками износа тормозных дисков. Что касается принципа работы, то он во всех случаях идентичный — красный цвет значков либо информационный, либо предупреждающий о проблемах. Особенно, если речь идет о появлении красных индикаторов при работающем двигателе.
Разновидности
Разделяют два вида ПП:
- Аналоговый или стрелочный тип, которым оснащались все старые автомобили.
- Цифровая или электронная панель приборов. В этом случае все стрелки на датчиках и регуляторах отсутствуют, вместо этого используются цифровые обозначения. Цифровая панель является более современным вариантом, однако многие автомобилисты считают, что такие ПП менее точные в силу того, что электроника также может ошибаться.
Есть еще один вид, относящийся к стрелочным — оптитронная панель приборов. Такие устройства характеризуются повышенной затемненностью, а также они сами по себе — антибликовые. Основной особенностью таких узлов является то, что они должны работать только с подсветкой, поскольку если освещения приборки нет, датчиков и индикаторов почти не видно.
Замена кластера приборов
У каждого прибора есть свой срок службы, в итоге все когда-то изнашивается. Так что обязательно придет время, когда спидометр, другие циферблаты и датчики перестанут реагировать, а индикаторы не будут функционировать.
Даже когда датчики рабочие, их замена может быть обусловлена модернизацией или изменением дизайна. Замена панели приборов является относительно простым процессом, а потому может быть выполнена любым автолюбителем, кто знаком с базовыми знаниями устройства автомобиля и имеет необходимый набор инструментов.
Алгоритм производства работ:
Поместить авто на ровную площадку и удостовериться, что ручной тормоз включен. Ознакомится с технической документацией авто, дабы убедиться, что раздел панели, содержащий кластер, можно удалить. В некоторых автомобилях требуется, чтобы поместили его на определенную передачу или поместили руль автомобиля в нужную позицию. Снять приборную панель. Аккуратно вынуть необходимый отсек, не снимая зажимов, удерживающих его на месте
Осторожно положить ее в сторону, изучить комбинацию приборов. Должно быть несколько болтов, фиксирующих ее на автомобиле в ключевых точках
Открутить крепления приборов, используя набор гнезд, начиная с позиции на панели управления. Потянуть кластер к себе и осмотреть подключение жгута проводов, который передает всю информацию на устройство. Когда будет найден разъем, отсоединить его, используя стыковочные зажимы в отсеке подключения. Заменить приборный блок. Сравнить старый кластер с новым кластером, чтобы убедиться, что он соответствует марки и модели автомобиля. Все соединения и места подключения должны точно совпадать. После проверки того, что детали одинаковы, подключить жгут проводов и задвинуть блок приборов обратно. Установить рамку панели обратно на автомобиль. Выполнить проверку правильности работы нового кластера приборов — запустить двигатель и проверить, как подсвечиваются огни перед проверкой автомобиля на тест-драйв. Если кластер не работает должным образом, выполнить шаги для доступа к детали и проверить все соединения на месте.
Красные лампы
Красные лампочки на приборной панели сравнивают с красными знаками дорожного движения. Как вторые обозначают строгий запрет на какие-либо действия во время вождения, так первые предупреждают о серьезных проблемах с автомобилем.
Причем, о проблемах настолько серьезных, что водителю следует сразу обратить на них внимание, поскольку ему может грозить опасность. Как правило, лампочки на приборной панели с красным обозначением, требуют немедленных действий
В качестве примера, приведем следующие красные индикаторы:
Низкое давление масла (движение следует прекратить);
Низкий уровень тормозной жидкости (вызывайте эвакуатор);
Не пристегнут ремень безопасности (движение запрещено);
Опасное сближение автомобиля с другой машиной (риск аварийной ситуации);
Пешеход на дороге (Внимание!);
Пониженный заряд высоковольтного аккумулятора;
И т.д.
Торпедо современного автомобиля
На сегодняшний день количество бортового оборудования постоянно увеличивается и приходится устанавливать его максимально компактно
Однако, особенное внимание приходится уделять приборной панели. Информация должна легко читаться, а кнопки управления различными системами – удобно расположены
Обязательный минимум приборов для современной панели:
— состояние систем автомобиля (тормозная система, автосигнальное оборудование и система пассивной безопасности);
— характеристики движения (скорость, обороты двигателя);
— состояние двигателя, ходовой части, трансмиссии;
Кроме измерительных приборов, на торпедо располагаются: рулевая колонка, аудио-видео аппаратура, панель управления климатической установкой.
На этом функции торпедо современного автомобиля не заканчиваются. В конструкции торпедо предусмотрено что-то вроде ниши, в которой находится подушка безопасности для переднего пассажира. Подушка находится за небольшой створкой или панелью, напротив сиденья. При срабатывании системы безопасности, створка откидывается, и подушка наполняется воздухом под большим давлением.
Авиационная панель приборов
Приборная доска лётчиков самолёта Ан-26. Далеко не самая сложная.
В отечественной авиации принят термин «приборная доска» ( в англоязычной терминологии — «контрольная панель»). Основными пилотажно-навигационными приборами в центре приборной доски будут авиагоризонт (или более сложный командный пилотажный прибор), навигационный прибор (навигационный пилотажный плановый), высотомер барометрический, вариометр (указатель вертикальной скорости) и указатель скорости (а скоростей в самолёте несколько — воздушная, приборная, истинная, путевая и т.д.). Также на приборной доске масса дополнительных приборов и индикаторов о пространственном положении летательного аппарата, навигационной информации, состоянии и работе силовых установок, топливной аппаратуре, системе кондиционирования, связи, электрике и ещё многих и многих параметров и значений. Помимо приборов и экранов широко применяются светосигнализаторы в виде сигнальных лампочек и табло. Вне приборной доски в кабине воздушного судна часто смонтирована масса дополнительных щитков и панелей на бортах кабины, её потолке и задней стенке. В больших воздушных судах с многочленным экипажем приборами, светосигнализаторами и многочисленными выключателями часто занято абсолютно всё внутреннее пространство кабины.
Приборная панель для мотодельтаплана
Набор бывших самолётно-вертолётных приборов — компас КИ-13; высотомер ВД-10, вариометр ВАР-5 (или ВАР-10); указатель скорости УС-250 (150); тахометр для Ротакса, манометр для химической системы; указатели остатка топлива и остатка химии в хим. баке.
Кроме этого, на приборной панели расположены выключатели зажигания основного двигателя (R-503) и вспомогательного (привода помпы хим. системы), кронштейны крепления GPS (обычно Garmin 72, 76 или Е-МАР) и, тогда, компас снимается.
Honda S2000
В течение 90-х годов популярность цифровых измерительных приборов резко упала фактически до нуля. Тем не менее, этому периоду автопромышленности есть чем похвастаться.
Например, цифровой панели приборов Honda S2000, которая была выполнена в стиле приборных панелей болидов Формулы-1. Этот стиль отображения приборной панели был сделан компанией Хонда в честь своих прошлых успехов в автоспорте.
Стоит отметить, что все датчики S2000 невероятно легко читаются и воспринимаются, несмотря на нехватку в то время цифровых технологий.
Именно эта приборная панель перевернула представление об автомобильных цифровых кластерах в автопромышленности.
И если бы популярность этого направления в автомобильных технологиях не упала в 90-х годов, то автомир увидел бы во всех автомобилях цифровые приборные панели намного раньше.