Произошло дтп с пешеходом, но он скрылся
Содержание:
- Срок давности за оставление места ДТП
- На самом деле ДТП не было… Что делать?
- Когда ответственность не применяется?
- Как можно смягчить наказание
- Лишение прав за уезд с места аварии в 2019 году
- Есть ли возможность избежать наказания: юридические нюансы
- Наказание за оставление места аварии
- В каком случае можно покинуть место происшествия
- Подведем итоги
Срок давности за оставление места ДТП
Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?
Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.
Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.
Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.
Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.
Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.
На самом деле ДТП не было… Что делать?
К сожалению, нередки такие случаи, когда машина не попадала в аварию или водитель не покидал место происшествия, однако при ближайшей проверке ГИБДД выясняется, что машина разыскивается именно потому, что водитель покинул место аварии (то есть по статье 12.7 КоАП). Возможно, это просто ошибка в номере, допущенная при занесении его в базу, а возможно, и действия злоумышленников, поскольку может быть следствием распространенной схемы мошенничества. В любом случае нельзя пускать дело на самотек.
Как работают аферисты?
Мошенники специально покупают на авторазборах пострадавшие запчасти, которыми затем комплектуют свое транспортное средство, а затем ищут подходящую кандидатуру на роль «виновника» аварии. Обычно, в зоне риска находятся неопытные водители, у которых на заднем стекле ТС наклеены соответствующие значки вроде буквы «У» или восклицательного знака. Причем желательно, чтобы у этого автомобиля были какие-то повреждения, которые говорили бы подтверждали ДТП.
Так, если в машине мошенников помят бампер сзади, надо искать машину с помятым передним бампером. Как правило, жертву злоумышленники находят на парковках возле больших ТРЦ. Они записывают номера автомобиля, а затем звонят в полицию и заявляют об аварии. Всё — автомобиль потенциального «виновника» теперь в розыске.
Следует отметить, что мошенников сегодня интересует не столько второй автомобилист, сколько возможность получить деньги на «ремонт», выплаченные страховой компанией. Когда средства будут перечислены, злоумышленники начнут поиски очередной жертвы для автоподставы.
Водитель также финансово пострадает, поскольку новый полис ОСАГО ему придется покупать по гораздо большей цене, потому что уже имеет место страховой регресс.
Но основное — он останется без водительского удостоверения, не будучи ни в чем виноватым.
Вот почему так важно отстаивать собственную невиновность. А для этого придется доказывать то, что ваше транспортное средство не попадало в ДТП или, хотя бы, что повреждения автомобиля имеют совершенно иную природу возникновения
С этой целью нужно прямо на месте исследования машин сотрудниками дорожной полиции зафиксировать все повреждения своей и машины мошенников на фото. Далее эти фотографию передают к специалистам-трассологам для проведения автотехнической экспертизы. Трасологу нужно передать не только фотографии, но и другие материалы открытого дела. На основании этих данных специалист проводит экспертизу и дает заключение о том, что повреждения на вашей машине не могли возникнуть из-за ДТП с участием транспортного средства заявителя. Когда у вас на руках будет официально оформленное заключение специалиста, можно подавать ходатайство в ГИБДД — там уже должны будут назначить судебную трасологическую экспертизу. Если же это ходатайство не будет удовлетворено, и материалы дела попадут в суд, то судье надо будет передать заключение того трасолога, к которому вы обращались.
Экспертиза — не единственная мера защиты
Действительно, сотрудники ГИБДД, для которых раскрываемость дел важнее защиты интересов отдельных водителей, априори будут настроены против потенциального «виновника» происшествия. Поэтому желательно сразу же заручиться помощью профессионального юриста, который будет выстраивать защиту в зависимости от конкретных обстоятельств. К сожалению, несмотря на презумпцию невиновности, именно водителю и нанятому им специалисту предстоит доказывать непричастность к правонарушению.
К сожалению, хотя такая возможность дается по закону (это статья 26.4 КоАП), на практике органы правопорядка очень неохотно идут на удовлетворение такого ходатайства, поскольку такие мероприятия только удлиняют сроки рассмотрения дела, и в этом случае всегда есть риск, что истечет срок исковой давности. Но у водителя остается еще одна возможность. Если после даты якобы случившегося ДТП вы обращались в автосервис, к делу можно приобщить акт приемки транспортного средства на техобслуживание — если бы повреждения были, они бы там были указаны. Возможность использования таких документов и подачи соответствующего ходатайство предусмотрено статьей 26.7 КоАП.
Кроме того, суд в качестве доказательств принимает к рассмотрению и данные записи видеорегистратора, и свидетельские показания от людей, которые утверждают, что в момент ДТП ваш автомобиль был в другом месте
Теоретически, конечно, можно было бы попросить инспектора проверить заявителя по своей базе, в которой отражаются такие правонарушения — там нашлось бы наверняка немало интересного, если мошенник не проявил достаточной осторожности. Но вряд ли сотрудник правоохранительных органов пойдет вам навстречу
Когда ответственность не применяется?
После того, как в законодательстве появились определенные нововведения, появился регламент, разрешающий перемещение транспорта после ДТП в особых ситуациях. Когда в таком случае водитель может покинуть место происшествия и не получить при этом штраф?
Нижеописанные ситуации могут быть причиной оставления места происшествия без последствий:
В результате дорожного происшествия был нанесен урон здоровью или жизни гражданина, а участник происшествия повез его в ближайшую больницу для оказания медицинской помощи. В этой ситуации он должен:
1. Предоставить МРЭО свои персональные сведения, контакты для связи и регистрационный номер ТС.
2. Осуществить возврат на место происшествия.
Владелец ТС имеет право передвинуть свое авто, если оно мешает движению других автомобилей, и объехать ТС, попавшее в аварию, невозможно. Перед тем, как передвинуть поврежденное авто, нужно соблюсти некоторые условия:
- Сфотографировать и заснять на видео то, каким образом расположены транспортные средства по отношению друг к другу.
- Зафиксировать контактную информацию свидетелей происшествия.
Если в результате аварии не был нанесен вред жизни и здоровью граждан, и водители считают, что вопрос нельзя урегулировать на месте происшествия, а также у них возникли сложности с определением виновника происшествия, они имеют возможность посещения ближайшего отделения Госавтоинспекции, заблаговременно проведя некоторые процедуры:
- необходимо оповестить инспекторов силовых ведомств;
- зафиксировать на фото и видео нанесенный урон и то, как расположены ТС;
- составить схему аварии.
Если стороны происшествия не имеют претензий друг к другу и решили вопрос без привлечения третьих сторон, можно не обращаться к сотрудникам Госавтоинспекции, а составить Европротокол, а уже затем наносить визит в отделение Госавтоинспекции и к страховой организации. Эта ситуация не будет классифицироваться как нарушение ПДД. Однако если виновное лицо решило покинуть локацию аварии самостоятельно, не оповестив и не дожидаясь сотрудников Госавтоинспекции, то такое деяние несет за собой наложение штрафных санкций в адрес нарушителя.
Как можно смягчить наказание
«Смягчить» сказано достаточно условно, ведь вариантов наказания предусмотрено только два:
- Лишение прав;
- Административный арест.
Так вот, иногда возможно назначение ареста. Тут критично то, что более всего страшит нарушителя – несколько суток в кутузке или 1-1.5 года в статусе пешехода. Но какое именно наказание вам назначить, решает суд, и тут уже зависит от конкретного судьи, к которому вы попадёте.
Санкция — альтернативная, следовательно, одновременно нельзя применить два наказания, только одно.
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и некоторым другим категориям граждан — ст. 3.9 КоАП.
Лишение прав за уезд с места аварии в 2019 году
В дополнение к штрафным санкциям, виновный лишается водительских прав. Продолжительность лишения удостоверения зависит от наличия отягчающих обстоятельств и составляет от одного до полутора лет.
Наказание, которому должен подвергнуться виновный в ДТП, в том числе и за покидание места аварии, назначает суд. Продолжительность лишения прав зависит от следующих факторов:
- наличия пострадавших и степень нанесенного им ущерба для здоровья;
- совершенных действий, вызвавших ДТП;
- степени повреждения объектов муниципальной инфраструктуры;
- наличия происшествий с участием данного водителя ранее;
- прочих сопровождающих происшествие обстоятельств, включая оставление места аварии.
Только суд вправе принимать решение относительно изъятия водительского удостоверения. Представитель ГИБДД, оформляющий протокол по результатам ДТП, не вправе забирать права у нарушителя.
Постановление судебного органа оформляется в письменном виде и вручается автомобилисту. Получив исполнительный лист, водителю следует самостоятельно доставить свое удостоверение в подразделение ГИБДД, получив взамен справку, подтверждающую данный факт.
Чтобы вернуть изъятое удостоверение, необходимо:
- после наступления даты, указанной в судебном постановлении как момент окончания периода лишения прав, прибыть в отделение ГИБДД, куда сдавалось удостоверение;
- предварительно следует сдать экзамен на знание ПДД, без письменного подтверждения чего права не будут возвращены. Этот экзамен разрешается проходить в течение месяца до истечения срока назначенного наказания;
- дополнительно требуется предоставление гражданского паспорта, справки, подтверждающей сдачу прав и ксерокопии постановления судебного органа с указанием даты окончания срока наказания.
Даже если водитель не виновен в ДТП и происшествие не связано с серьезными последствиями, не стоит до прибытия сотрудников ГИБДД скрываться с места происшествия. В противном случае возможно применение серьезных мер, предусмотренных законодательством, особенно если правонарушение сопровождается отягчающими обстоятельствами.
https://youtube.com/watch?v=eWx_5TkZNPs%3F
Есть ли возможность избежать наказания: юридические нюансы
Следует отметить, что не всегда закон столь суров. Есть различные обстоятельства.
Например, водитель мог нарушить правила дорожного движения из-за того, что вез в больницу пострадавших, и это привело к аварии. Или другая — ДТП было настолько незначительным, что водитель даже не заметил, что задел чью-то машину? Так тоже бывает, если речь идет о какой-нибудь царапине на двери или бампере.
Тут следует отметить, что для того, чтобы избежать наказания и оставить за собой право управлять автомобилем в ближайшие год-полтора, лучше обратиться за помощью к профессиональному юристу. Специалист сможет защитить ваши интересы в суде, исходя из того, что подразумевает состав этого правонарушения с точки зрения закона и с учетом некоторых дополнительных нюансов.
Для начала нужно рассмотреть само значении аббревиатуры «ДТП»? Определение зафиксировано в ПДД. Там говорится очень четко, что это событие, которое случается в процессе передвижения транспортного средства и с его участием. Там же четко прописаны характерные признаки ДТП — это нанесение какого-либо материального вреда, включая повреждения самого авто, каких-то сооружений и зданий, грузов и т.п. При ДТП могут и пострадать люди, но может быть и так, что пострадавших нет.
- Допустим, есть ситуация, в которой владелец припарковал авто на открытой парковке под магазином, домом или офисом, ушел по делам, а когда вернулся, то увидел на машине повреждения, свидетельствующие о столкновении с другим ТС.
- Теоретически эта машина не попадала в ДТП, поскольку не двигалась. Но это не разрешает владельцу спокойно на ней уехать, ведь его могут обвинить в уходе с места аварии.
- Для начала нужно сообщить о событии в ГИБДД, затем поставить в известность страховую компанию, с которой у владельца автомобиля заключен договор, и перед приездом органов правопорядка ТС передвигать никуда нельзя.
- Уже после появления документального засвидетельствования факта, что машина оставалась неподвижной, разрешается ехать дальше.
- Исходя из вышеизложенного определения ДТП, чтобы установить факт такого события, нужно, чтобы имелось хотя бы одно из перечисленных последствий. Например, материальный ущерб отсутствует, пострадавших тоже нет, то ни о какой аварии и речи не идет.
Теперь рассмотрим субъективную сторону данного правонарушения, то есть уход с места аварии водителем, то, за что упомянутым пунктом КоАП предусмотрено наказание
Важно, что данная статья действует только если имеет место прямой умысел автомобилиста. Если его не было, то и говорить не о чем
К сожалению, суд далеко не всегда бывает на стороне водителя в таких случаях, поэтому и нужно обратиться за помощью к юристу.
Трактовка спорных ситуаций
Специалист наверняка расскажет вам, что описанные выше ситуации вызывают у юристов достаточно серьезные дискуссии. В частности, несколько раз свое видение этой проблемы объявлялось и Конституционным Судом. В конце 2010 года он даже дал свое Определение №1702-О-О, прямо указывающее, что ДТП, не имеющее весомых последствий, если оно не повредило здоровье другого человека или не привело к крупному ущербу, и автомобилист покинул место аварии неумышленно, то нарушение должно считаться малозначительным, следовательно, за него не должно быть предусмотрено административное наказание.
Проще говоря, когда столкновение было настолько легким, что водитель не почувствовал его, либо не увидел повреждений (скажем, это совсем маленькие царапины), то он может обратиться к суду с просьбой освободить его от наказания, и закон в целом будет на его стороне.
В упомянутом определении Конституционного Суда существует еще одна важная деталь. Оставление места аварии считается нарушением, если имел место прямой умысел. Конституционный Суд трактует этот момент так: автомобилист не выполняет свои обязанности согласно ПДД, нарушает защищенные законом права и интересы остальных сторон в ДТП и его действия затрудняют оформление происшествия.
Проще говоря, водитель пытается скрыть свою личность, или даже следы самого происшествия, чтобы избежать ответственности. Если водитель оставил свои личные данные другому участнику происшествия, а потом уехал, не дожидаясь приезда страховой компании или ГИБДД, то его действия также квалифицируются по упомянутой статье КоАП, но за них предусмотрено более мягкое наказание — всего лишь штраф, на чем и будет настаивать юрист, представляющий интересы водителя в суде.
Наказание за оставление места аварии
Действия водителя после совершения ДТП регламентированы пп. 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения, а наказание за их нарушение прописано в КоАП и УК Российской Федерации. Применение санкций того или иного кодекса зависит от степени тяжести наступивших последствий.
Привлечь к ответственности можно и водителя, который спровоцировал ДТП маневром и уехал, невзирая на то что авария с участием других машин произошла по его вине.
При наличии пострадавших
Совершив ДТП, водитель должен прекратить движение, поставить знак, указывающий на аварийную остановку, вызвать экстренные службы, попытаться оказать помощь раненым людям, дождаться приезда инспектора. Сокрытие с места аварии, если погибли или пострадали люди, квалифицируется по ст. 264 УК РФ:
При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.
За смерть одного человека и оставление места аварии предусмотрено наказание по п. «б» ч. 4 с основным наказанием до 12 лет лишения свободы и специальным наказанием до 3 лет. За смерть нескольких людей водитель, покинувший место ДТП, наказывается на основании п. «б» ч. 6, где максимальный срок — 15 лет лишения свободы и до трех лет запрет на занятие определенной судом деятельностью.
Если в ДТП люди пострадали по собственной вине, а в действиях скрывшегося водителя иных нарушений ПДД, кроме оставления места происшествия, не выявлено, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 264 УК РФ. Тем не менее побег с места аварии наказуем. Если пострадавшие получили незначительные травмы, а в действиях водителя не усматривается состава преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ, беглец будет наказан по ч. 2 ст. 12.17 КоАП. Штраф за оставление места ДТП не предусмотрен. Судья может лишить виновника прав сроком от одного до полутора лет либо подвергнуть административному аресту на срок до 15 суток.
Довольно сложно квалифицировать действия скрывшегося водителя по ст. 125 УК РФ. Оставление в опасности можно вменить лишь в том случае, если водитель, причастный к ДТП, был единственным, кто мог вызвать неотложную помощь. При мгновенной смерти потерпевшего ст. 125 неприменима, т. к. объект преступления отсутствует: человек уже мертв. Максимальное наказание за оставление в опасности — до года лишения свободы.
ДТП без пострадавших
Совершив ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, причастный водитель должен дождаться прибытия сотрудника ГИБДД. Обязанность оставаться на месте происшествия распространяется на всех водителей, чьи транспортные средства участвовали в аварии. Степень виновности каждого определяется сотрудником ДПС. Покинув место аварии, даже невиновный в ее совершении водитель будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 Административного кодекса. Штраф по этой статье не предусмотрен, на усмотрение судьи в отношении скрывшегося водителя применяется административный арест до 15 суток либо лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев. Примером может служить ДТП, произошедшее на парковке супермаркета или офисного здания. Обнаружив на стоянке автомобиль с повреждениями, необходимо вызвать ГИБДД, чтобы избежать лишения водительских прав.
В каком случае наказания не будет
При аварии, совершенной в населенном пункте, есть возможность вызвать медиков или отправить пострадавших в медучреждение попутным транспортом. В отдаленной и малонаселенной местности время прибытия экстренных служб может исчисляться часами. При отсутствии других автомобилей закон обязывает причастного к ДТП водителя самостоятельно доставить раненых в лечебное учреждение. Если человек уехал с места ДТП, выполняя свои обязанности по доставке потерпевших в больницу, наказание ему не грозит, т. к. он выполнял требования ст. 2.6 ПДД.
Доставив людей в больницу, водитель должен вернуться на место ДТП для объяснений обстоятельств происшествия.
Обстоятельством, исключающим наказание за отъезд с места аварии, является оформление Европротокола. С 2009 года водители вправе самостоятельно оформить происшествие при соблюдении условий:
- авария без пострадавшего;
- нет споров о виновности;
- все участники имеют действующий полис ОСАГО;
- ущерб не превышает установленной законом суммы.
Зафиксировав факт происшествия, заполнив необходимые документы, причастные водители вправе покинуть место аварии, уведомив страховые компании.
В каком случае можно покинуть место происшествия
Законодательством России определены случаи, когда автомобилист вправе покинуть место аварии. До прибытия сотрудников ГИБДД, даже если составляется европротокол, нельзя перемещать автомобиль.
Другой случай, если пострадавшие нуждаются в срочной помощи, а рядом нет других транспортных средств. Для водителя приоритетной задачей является помощь тем, кто пострадал. Наказание за отъезд с места аварии для помощи пострадавшим не усугубляется.
Для документального подтверждения места аварии используется видеозапись на телефон, другое устройство. Когда пострадавшего заберут медицинские работники, участник ДТП обязан вернуться в автомобиль или посетить пост ДПС.
Перемещение ТС допускается, когда авария становится причиной пробок, проблем в правильной регулировке дорожного движения. Водитель берет на себя ответственность самостоятельно определить, насколько положение ТС мешает другими автомобилям.
Если из-за происшествия прекращено движение других автомобилей, автомобилист фиксирует происшествие – фото, видеосъемка. Он записывает данные очевидцев, их адреса, контактные номера. Затем гражданин убирает автомобиль с проезжей части и дожидается сотрудников ГИБДД.
Еще один случай, когда удастся без проблем покинуть место происшествия – если участники договорились между собой, пришли к единому соглашению. Инцидент решается сразу без привлечения сотрудников ГИБДД. Участники подписывают расписку об отсутствии встречных претензий.
Составление европротокола также исключает необходимость привлечения ГИБДД: по факту составления протокола участники происшествия покидают место аварии.
Устное разрешение сотрудников полиции позволяет покинуть место происшествия. Остальные случаи являются прямым нарушением законодательства.
Подведем итоги
- Покидание места ДТП – это серьёзное нарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде лишения права управления на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.
- За оставление места происшествия может быть наказан как его виновник, так и потерпевший.
- Покидание места аварии является основанием для предъявления регрессных требований от страховой компании.
- Место ДТП можно покинуть, если у его участников отсутствует вред здоровью, они не имеют претензий друг к другу и процессуальные документы инспектором ДПС не составлялись.
- Истечение срока давности может помочь лишь изредка.
- Неявка на разбирательство дела не останавливает его ход.
- Если у ГИБДД нет реквизитов нарушителя или сведений, по которым они будут найдены, то наказания удастся избежать.
- Юристы в некоторых случаях могут убедить суд не применять наказание ввиду обстоятельств неодолимой силы, экстремального характера, форс-мажоров.
- Суд может прекратить дело на основании незначительности, если в нем имеются сомнительные обстоятельства (объективные подозрения в умысле пострадавшего и т. п.).
- Суд может прекратить дело на основании неумышленности, если обстоятельства указывают на невозможность заметить момент ДТП водителем.
- Если вина очевидна, то упор целесообразно делать на минимизации наказания.
- При частной договоренности в некоторых случаях потерпевший может помочь прекратить дело.