Схемы генераторов с возбуждением от выхода генератора — схемы без дополнительных диодов
Содержание:
- Характеристика холостого хода генератора постоянного тока независимого возбуждения
- Устройство простейшего генератора
- Описание прибора
- Нагрузочная характеристика
- Как возбудить ген
- Обмотка — возбуждение
- Ток — возбуждение — синхронный генератор
- Основное про эффект возбуждения
- Характеристический (реактивный) треугольник
- Как происходит возбуждение в гене
- Недостатки применения постоянных магнитов
- 3.19. Обозначение выводов машин постоянного тока
Характеристика холостого хода генератора постоянного тока независимого возбуждения
При снятии характеристики U= F(IВ) генератор работает в режиме х.х. (Ia = 0). Установив номинальную частоту вращения и поддерживая ее неизменной, постепенно увеличивают ток в обмотке возбуждения Iв от нулевого значения до +Iв = Oa, при котором напряжение х.х. U= 1.15Uном . Получают данные для построения кривой 1 (рис. 28.2, б). Начальная ордината кривой 1 не равна нулю, что объясняется действием небольшого магнитного потока остаточного магнетизма, сохранившегося от предыдущего намагничивания машины. Уменьшив ток возбуждения до нуля, и изменив его направление, постепенно увеличивают ток в цепи возбуждения до -Iв = Oб. Полученная таким образом кривая 2 называется нисходящей ветвью характеристики. В первом квадранте кривая 2 располагается выше кривой 1. Объясняется это тем, что в процессе снятия кривой 1 произошло увеличение магнитного потока остаточного намагничивания. Далее опыт проводят в обратном направлении, т. е. уменьшают ток возбуждения от -Iв = Oбдо Iв = 0, а затем увеличивают его до значения +Iв = Oa. В результате получают кривую 3, называемую восходящей ветвью характеристики х.х. Нисходящая и восходящая ветви характеристики х.х. образуют петлю намагничивания. Проведя между кривыми 2 и 3 среднюю линию 4, получим расчетную характеристику х.х.
Прямолинейная часть характеристики х.х. соответствует ненасыщенной магнитной системе машины. При дальнейшем увеличении тока сталь машины насыщается и характеристика приобретает криволинейный характер. Зависимость U= F(IВ) дает возможность судить о магнитных свойствах машины.
Устройство простейшего генератора
Простейший генератор представляет собой обыкновенную прямоугольную рамку, которая размещена между магнитами с разными полюсами. Для снятия напряжения с вращающейся рамки используют токосъемные кольца.
В автомобилестроение используют электромагниты – катушки индуктивности или обмотки медного провода. При прохождении электрического тока через обмотку, последняя насыщается электромагнитными свойствами. Для возбуждения обмотки используется аккумуляторная батарея.
Устройство автомобильного генератора переменного тока
Автомобильный генератор состоит из корпуса с крышками, в которых имеются отверстия для вентиляции. Ротор устанавливается в подшипниках 2 и вращается в них. Привод ротора осуществляется путем ременной передачи (ремень одевается на шкив). Ротор выступает электромагнитом (обмоткой). Ток на обмотку поступает с помощью двух медных колец и графитных щеток, которые соединены с электронным регулятором. Электронный реле регулятор отвечает за напряжение на выходе, которое должно находиться в пределах 12 Вольт вне зависимости от частоты вращения шкива привода генератора. Реле регулятор может встраиваться в корпус, а может находиться отдельно.
Статор – представляет собой три медные обмотки, которые соединяются в треугольник. К точкам соединения обмоток подключается выпрямительный мост, который состоит из 6 полупроводниковых диодов, которые служат для преобразования переменного напряжения в постоянное.
Генера́тор (с латыни generator означает «производитель») — устройство, что вырабатывает электроэнергию, производит продукты или преобразует один вид энергии в другой.
Автомобильный генератор — устройство, которое преобразует механическую энергию вращения коленчатого вала двигателя автомобиля в электрическую.
Автомобильный генератор применяется для питания потребителей электроэнергии, таких как система зажигания, приборы освещения, бортовой компьютер автомобиля, системы диагностики, а также для зарядки аккумуляторной батареи (АКБ).
От надежности работы генератора зависит бесперебойность работы остальных систем автомобиля и других его компонентов. Мощность современного автомобильного генератора составляет 1 кВт.
Принцип работы автомобильного генератора
Первые автомобильные генераторы были генераторы постоянного тока. Они требовали много внимания к себе, что обуславливалось частым обслуживанием и контролем работы устройства.
Затем был придуманы диодные выпрямители, что значительно увеличило ресурс работы генератора и увеличило срок его работы. Генераторы с диодными выпрямителями тока стали называться генераторами переменного тока. На производство генератора переменного тока уходило меньше материалов, соответственно он стал легче и значительно меньше, а КПД вырос, обеспечивая более стабильный ток на выходе.
В современных иномарках используют синхронные трехфазные генераторы переменного тока, а в качестве выпрямителя – трехфазный выпрямитель Ларионова.
От поворота ключа до выдачи напряжения…
Во время поворота ключа замка зажигания в рабочее положение питание подается на обмотку возбуждения и генератор начинает отдавать ток в нагрузку. За управление током в обмотке возбуждения отвечает стабилизатор напряжения, который входит в щеточный узел генератора. Питание стабилизатора напряжения осуществляется от выпрямителя.
Ротор генератора приводится во вращение от коленчатого вала через шкив посредством клинового ремня. В обмотке возбуждения создается электромагнитное поле, которое индуцирует электрический ток в фазовых обмотках статора.
Выдаваемый ток – скачкообразный и зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя, поэтому для его стабилизации применяется стабилизатор напряжения.
Напряжение бортовой сети в работающей системе должно находится в пределах 13,8-14,2 В, что обеспечит нормальную подзарядку АКБ.
На крупногабаритных автомобилях используются автомобильные генераторы повышенной мощности 24 В.
Описание прибора
Устройство синхронного генератора:
- Ротор, или индуктор (подвижный, вращающийся), в который входит обмотка возбуждения.
- Якорь, или статор (недвижимый), в который включается обмотка.
- Обмотка агрегата.
- Переключатель катушки статора.
- Выпрямитель.
- Несколько кабелей.
- Структура электрического компаундирования.
- Сварочный аппарат.
- Катушка ротора.
- Регулируемый поставщик постоянного электротока.
Синхронный генератор работает в качестве генераторов и моторов. Он может переходить от графика работы генератора к графику двигателя – это зависит от действия вращающей либо тормозящей силы прибора. В графике генератора в него входит механическая, а исходит электроэнергия. В графике двигателя в него входит электрическая, а исходит механическая энергия.
Прибор включается в цепь переменного тока разного типа нелинейных сопротивлений. Синхронные агрегаты являются генераторами переменного тока на электростанциях, а синхронные моторы используются тогда, когда необходим двигатель, что работает с постоянной крутящейся частотой.
Нагрузочная характеристика
Нагрузочная характеристика U = f (iв) при I = const и n = const (кривая 2 на рисунке 9) по виду схожа с х. х. х. (кривая 1 на рисунке 9) и проходит несколько ниже х. х. х. вследствие падения напряжения в цепи якоря и влияния реакции якоря. Х. х. х. представляет собой предельный случай нагрузочной характеристики, когда I = 0. Обычно нагрузочную характеристику снимают при I = Iн.
Поясним, как с помощью характеристик 1 и 2 рисунка 9 можно построить характеристический треугольник. Пусть 0а соответствует значению U, для которого желательно построить треугольник (например, U = Uн). Тогда проведем горизонтальную линию аб и от точки б на нагрузочной характеристике отложим вверх отрезок бв = I × Rа, где I – ток, при котором снята нагрузочная характеристика. Проведя из точки в горизонтальный отрезок прямой до пересечения в точке г с х. х. х., получим горизонтальный катет гв искомого треугольника гвб. Доказательство справедливости такого построения можно развивать по аналогии с доказательством построения внешней характеристики (смотрите рисунок 6).
Рисунок 9. Нагрузочная характеристика генератора независимого возбуждения |
Если построенный таким или другим способом характеристический треугольник передвигать на рисунке 9 параллельно самому себе так, чтобы его вершина г скользила по х. х. х., то его вершина б очертит нагрузочную характеристику (штриховая кривая на рисунке 9). Эта характеристика несколько разойдется с опытной характеристикой 2, так как размер катета гв будет меняться вследствие изменений условий насыщения.
Точка д на рисунке 9 соответствует короткому замыканию генератора.
Все характеристики генераторов можно изобразить как в абсолютных величинах, так и в относительных единицах. В последнем случае характеристики однотипных машин, хотя бы и разной мощности, построенные в относительных единицах, мало отличаются друг от друга.
Рисунок 10. Сдвиг щеток с нейтрали при наличии добавочных полюсов |
Как возбудить ген
Итак, что же надо сделать, чтобы возбудить генератор? Как и говорилось выше, следует демонтировать таблетку с генератора, так как неисправность возникла именно в нем. Далее, соединить плюсовые выводы обоих устройств, а минусовой выход в шоколадке разрезать. В процессе сборки соединить его с массой щеток.
От клеммы «30» гена изолировать провод, подсоединить в выводную цепь «15» индикатор, мощностью не более 15 Вт. Это касается генов серии Г222. Если агрегаты других моделей, то возбуждать надо, подключая индикатор к выводу «В».
Самовозбуждение генератора можно представить себе и так.
На представленной выше схеме левыми крайними стрелками отмечены диоды. Они устанавливаются только в генераторы современных моделей, в старых агрегатах их не бывает. Точнее говоря, схема без представленных диодов считается классической, а с ними – модернизированной, современной.
На некоторых моделях генов якори подразумевают наличие щеток. Они тоже снимаются, высверливается таблетка. Один контакт напрямую идет к якорю через диоды на плюс, как видно на схеме, второй контакт – на минус (самая нижняя стрелка).
Соответственно, на схеме отмечено: плюс и минус.
Ток начнет подаваться не сразу, т.е, не с малых оборотов. Где-то, если смотреть по тахометру, напряжение начнет вырабатываться после 4000 об/мин. Другими словами, газуем до 4 тысяч оборотов, появляется ток. Если спускаемся до 1 тысячи оборотов в минуту или меньше, напряжение пропадает, нужно будет заново газануть. Примерно таков принцип генерации тока при самовозбуждении.
На некоторых автомоделях двигатель установлен малооборотистый. В этом случае придется делать что-то со шкивами, чтобы увеличить начальную скорость вращения. Для обычного двигателя все должно быть нормально.
Идем дальше. На выходе получается не 12 вольт, это следует знать изначально. Без регулятора ген будет выдавать все, что он сможет, вплоть до 20-30 вольт. К примеру, во время старта и до 36 вольт доходит. Это можно проверить по лампочке такого вольтажа, подключенной к выходам. Дальше уже опускается до 20 вольт.
Схему, безусловно, можно доработать. Например, врезать конденсатор в плюсовой провод, идущий на якорь. Делается это для того, чтобы при падении оборотов двигателя, не допустить спада напряжения. Хороший конденсатор можно поставить также на выходе, чтобы сгладить первый скачок напряжения и регулировать, сглаживать спады.
Реализуя данную схему, важно помнить о выдаче большого напряжения. Это не 12 вольт, можно легко спалить лампочки, ЭБУ и всю автомобильную электрику в принципе
Предупреждение. В режиме самовозбуждения ген будет отдавать все, что сможет без каких-либо ограничений, что чревато перегревом и для него самого. Чуть больше нагрузки, и пиши панегирик генерирующему устройству. Поэтому данный способ применим только, как вынужденная мера, опять же, если вы остались на дороге и надо доехать до ближайшего СТО.
Как платить за БЕНЗИН В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ
- Цены на бензин растут с каждым днем, а аппетит автомобиля только увеличивается.
- Вы бы рады сократить расходы, но разве можно в наше время обойтись без машины!?
Генератор – это не просто какой-нибудь узел. По сути, он является электрической машиной, преобразующей мехэнергию в ток. Генератор обеспечивает автомашину подзарядкой, без которой та сможет продержаться в движении не больше 1-2 часов за счет аккумулятора. Узнайте, как происходит возбуждение генератора в автомобиле.
Обмотка — возбуждение
Обмотка возбуждения разряжается на разрядное сопротивление.
Внешние характеристики сварочного генератора ГД-312. |
Обмотка возбуждения закреплена в промежутке между пакетами магнитопровода ротора на корпусе генератора. При протекании постоянного тока по обмотке возбуждения создается магнитный ноток, который, замыкаясь через пакеты магнитопровода ротора, определяет их полярность.
Обмотка возбуждения должна быть присоединена к зажимам якоря таким образом, чтобы ток, проходящий по этой обмотке, увеличивал поток остаточного магнетизма, в противном случае машина не может самовозбудиться.
Измерительная установка для определения коэрцитивной.| Ток намагничивания сердечника с прямоугольной петлей гистерезиса, находящегося вблизи насыщения. |
Обмотка возбуждения может питаться синусоидальным током или синусоидальным потоком. Мгновенное значение тока намагничивания, пропорционального Н, вызывает на шунте падение напряжения, которое подается на горизонтальные пластины. С-филь-тром и подается на вертикальные пластины. Значение интеграла пропорционально мгновенному значению потока, поэтому на осциллографе видна зависимость потока в сердечнике от тока в обмотке.
Обмотка возбуждения представляет собой индуктивную нагрузку с малыми потерями, необходимая для возбуждения мощность составляет 0 3 — 3 % от мощности синхронной машины. Установленный на валу синхронной машины синхронный возбудитель связан с обмоткой возбуждения через выпрямитель, ток Id которого регулируется при изменении углов управления тиристоров в зависимости от величины и характера нагрузки генератора. При индуктивном характере сети и при возрастании нагрузки ток возбуждения увеличивается. В зависимости от тока возбуждения может изменяться реактивная мощность генератора. Режим, при котором реактивная мощность соответствует нулю, называется режимом полного или нормального возбуждения. При увеличении тока возбуждения ( режим перевозбуждения) синхронная машина генерирует реактивную мощность для сети с активно-индуктивной реакцией. В режиме холостого хода такой генератор для сети эквивалентен емкости и называется синхронным компенсатором.
Регулировочная характеристика генератора независимого возбуждения.| Характеристика короткого замыкания генератора независимого возбуждения. |
Обмотка возбуждения В присоединена к зажимам якоря.
Обмотка возбуждения 3, выполненная в виде двух кольцевых катушек, также размещена в статоре.
Симметричная магнитная цепь электрической. |
Обмотка возбуждения служит для создания основного магнитного потока в электрической машине.
Обмотка возбуждения может быть присоединена к якорю параллельно или последовательно. На практике применяются генераторы с параллельным возбуждением, а также генераторы со с м еш а н н ы м возбуждением, имеющие две обмотки возбуждения — параллельную и последовательную.
Обмотка возбуждения подключена к сети переменного тока, а обмотка управления — к цепи управления. Ротор двигателя неподвижен, пока в обмотку управления не будет подан управляющий сигнал, величина которого может изменяться по амплитуде напряжения или по фазе.
Обмотка возбуждения и якоря включается последовательно.
Ток — возбуждение — синхронный генератор
Ток возбуждения синхронного генератора, включенного в сеть, увеличен.
При изменении тока возбуждения синхронного генератора, работающего на мощную сеть, меняется реактивная составляющая Id, вследствие чего меняется величина тока / якорной обмотки.
Схема регулятора тока возбуждения газогенератора.| Схема регулятора агрегата. |
Система управления током возбуждения синхронного генератора обеспечивает изменениенапряжения генератора пропорционально частоте. Система управления главными электроприводами черновых и промежуточных клетей аналогична описанной.
К каким последствиям приводит изменение тока возбуждения синхронного генератора и количества поступающего пара в турбину генератора. Генератор работает на одну сеть параллельно с другими генераторами.
Контур сеть — машина.. 0 — ЭДС генератора. Uс — ЭДС сети.| Схема включения синхронной машины на параллельную работу с сетью. |
Равенство напряжений достигается путем регулирования тока возбуждения синхронного генератора, а равенство частот — путем регулирования частоты вращения ротора генератора. На станции частота вращения изменяется за счет изменения частоты вращения паровой или гидравлической турбин или за счет изменения частоты вращения приводного двигателя.
К каким последствиям приводят изменения тока возбуждения синхронного генератора и количества поступающего пара в турбину генератора, если он работает параллельно с другими генераторами.
Как изменяется ток на выходе селеновых выпрямителей ( ток возбуждения синхронного генератора) при увеличении нагрузки генератора.
При этом снять еще две, три точки характеристики; аналогично снимаются две-три точки характеристики изменением тока возбуждения синхронного генератора в сторону его уменьшения по сравнению с начальным значением; в процессе проведения опыта мощность, отдаваемая синхронным генератором в сеть Р 0 5Рном, поддерживается неизменной, что достигается изменением тока возбуждения приводного электродвигателя постоянного тока.
Выпрямленный ток подводится к обмотке возбуждения возбудителя и является тем дополнительным током t K к току возбуждения t B, который обеспечивает увеличение тока возбуждения синхронного генератора при росте его нагрузки.
Функциональная схема комплексной микропроцессорной автоматической системы управления энергоблоком. |
Все синхронные генераторы, работающие в электроэнергетических системах ( ЭЭС), оснащаются устройствами автоматического регулирования возбуждения ( АРВ), которые осуществляют регулирование тока возбуждения синхронных генераторов по определенному закону.
Регулировочная характеристика определяет зависимость if — f ( I) при U const, cos ф const и / const и показывает, как нужно регулировать ток возбуждения синхронного генератора, чтобы при изменении нагрузки его напряжение оставалось неизменным.
Блок измерительных преобразователей и фильтраций токов формирует сигналы в виде: синусоидальных напряжений, пропорциональных фазным токам статора генератора и снимаемых с резисторов ( шунтов), подключенных к первичным измерительным трансформаторам тока в цепи статора; выпрямленного и сглаженного ( активными ФНЧ) напряжения, пропорционального току возбуждения синхронного генератора и сигнала, отображающего его производную, формируемого аналоговым активным дифференциатором. Блок выполняет и измерительное преобразование суммарного тока генераторов, работающих параллельно, необходимое для распределения между ними реактивной нагрузки электростанции.
Основное про эффект возбуждения
Как известно, вольтаж, формируемый геном на различных оборотах двигателя, регулируется посредством обмоток возбуждения. Ток поддерживается на постоянном вольтаже – 13,8-14,2 V.
Чтобы обеспечивать автомобильную систему (многочисленные потребители) током, предусмотрен регулятор или РН. Он бывает на отечественных автомобилях и некоторых иномарках, как правило, встроен внутрь генератора. В обиходе такой регулятор называется шоколадкой, таблеткой и т.д.
Ген связан с плюсовым зажимом АКБ через вывод «30». Его также называют плюсом, «В» или «ВАТ». Что касается отрицательного вывода, то он обозначается, как «31» или минус. Также в обиходе встречаются другие его обозначения: «D», «В-» и т.д. Клемма таблетки, используемая для подачи питания от автомобильной сети при включенном зажигании – вывод «15» или «S». Наконец, вывод, рассчитанный для подавания тока на поверочную лампу зарядки, обозначается, как «61» или «D+».
Если прекращается подзарядка АКБ, то это в большинстве случаев свидетельствует о порче шоколадки. Однако здесь не стоит отчаиваться, ведь достаточно будет подать напряжение на обмотки, т.е, возбудить генератор, чтобы доехать до магазина или ближайшего СТО.
Итак, чтобы доехать до нужного места, не подвергая АКБ глубокому разряду, надо снять шоколадку и возбудить ген.
Характеристический (реактивный) треугольник
Характеристический (реактивный) треугольник определяет реакцию якоря и падение напряжение в цепи якоря. Он строится для нахождения реакции якоря по экспериментальным данным и используется также для построения некоторых характеристик машины, если они не могут быть сняты экспериментально. Характеристический треугольник можно построить по экспериментальным данным с помощью х. х. х. и любой другой основной характеристики машины, а также по расчетным данным. Рассмотрим здесь его построение с помощью х. х. х. и х. к. з., для чего обратимся к рисунку 4, где изображены х. к. з. I = f (iв) (прямая 1) и начальная, прямолинейная часть х. х. х. U = f (iв) (прямая 2), проходящие через начало координат.
Построим характеристический треугольник для номинального тока машины Iа = I = Iн, которому на х. к. з. соответствует точка а и на оси абсцисс точка б (рисунок 4, а). Построим на прямой аб отрезок бв, равный в масштабе прямой 2 падению напряжения в цепи якоря Iн × Rа, и соединим точку в горизонтальной прямой с точкой г на х. х. х. Тогда треугольник бвг и будет характеристическим треугольником. Горизонтальный катет вг этого треугольника представляет собой намагничивающую силу реакции якоря в масштабе тока возбуждения, что можно доказать следующим образом.
Рисунок 4. Построение характеристического треугольника в случае размагничивающей (а) и намагничивающей (б) реакции якоря |
Отрезок 0б на рисунке 4, а равен току iв, необходимому для получения при коротком замыкании тока I = Iн. В якоре при этом должна индуктироваться э. д. с. Eа = Iн × Rа, равная отрезку гд, для чего при холостом ходе требуется ток возбуждения 0д = iве. Таким образом, разность 0б – 0д = дб = iва между действительным током iв = 0б при коротком замыкании и током iве = 0д при холостом ходе может быть обусловлена только влиянием тока в якоре и должна поэтому выражать собой намагничивающую силу реакции якоря в масштабе тока возбуждения iв.
Рисунок 4, а соответствует случаю размагничивающей реакции якоря (iва больше 0), а рисунок 4, б – случаю намагничивающей реакции якоря (iва меньше 0). В последнем случае х. к. з., естественно, должна подниматься круче. Для других значений токов якоря (I ≠ Iн) катеты треугольника бвг изменяются практически пропорционально току якоря, так как нелинейность сопротивления щеточного контакта оказывает малое влияние.
Поскольку в условиях снятия х. к. з. магнитная цепь машины не насыщена, то построенный таким образом характеристический треугольник учитывает только продольную реакцию якоря, вызванную случайным или сознательным сдвигом щеток с геометрической нейтрали и отклонением коммутации от прямолинейной. При установке щеток на геометрической нейтрали катет треугольника iва = дб равен намагничивающей силе коммутационной реакции якоря (в масштабе iв) и характеризует качество коммутации (на рисунке 4, а – замедленная коммутация и на рисунке 4, б – ускоренная). Когда щетки стоят на нейтрали и коммутация прямолинейна, iва = дб = 0 и треугольник бвг вырождается в вертикальную прямую.
Для построения характеристического треугольника с учетом влияния поперечной реакции якоря можно воспользоваться х. х. х. и внешней, регулировочной или нагрузочной характеристикой. Обычно пользуются нагрузочной характеристикой.
Как происходит возбуждение в гене
Электроэнергия или электрическая сила в генераторе возникает тогда, когда сквозь магнитный поток внутри перемещается проводник. Ток возникает также и в том случае, когда перемещается магнит, а проводник остается неподвижным.
Без теоретических объяснений и выводов, можно представить себе возбуждение гена так:
- На обмотку гена подается электричество с АКБ. Электрический ток первыми принимают щетки и медные кольца.
- Реле отсечки – специальная штука, которая не дает аккумулятору разрядиться при остановке генератора. Когда водитель включает зажигание, то напряжение поступает на реле отсечки, оно притягивает внутренние элементы генератора, тем самым, замыкаются контакты. Получается, что реле в этом случае – эффективный переходник, соединяющий обмотку гена с аккумулятором.
- На приборной панели в салоне автомобиля предусмотрена лампочка. Она дает понять водителю, когда начинается зарядка геном АКБ. Когда включается зажигание, она горит до тех пор, пока напряжение идет с аккумулятора и гаснет, когда процесс энергополучения идет обратно.
Недостатки применения постоянных магнитов
- Небольшая величина индукции.
- Отсутствие регулирования параметров магнитного потока.
Магнитоэлектрические генераторы относятся к машинам малой мощности. Для изготовления постоянных магнитов используется высококачественный магнитный сплав, это может быть: альни (АН), альниси (АНК) или магнико, альнико (АНКО). Благодаря использованию этих металлов для изготовления постоянных магнитов, происходит сохранение первоначальных характеристик в течение длительного временного периода. Для магнитоэлектрических генераторов характерен небольшой расход меди, невысокие потери, малый вес и размеры, небольшие потери мощности, отсутствие потерь на возбуждение, высокий КПД. Главный недостаток машин магнитоэлектрического типа – сложность регулирования.
Использование электромагнитного способа возбуждения характеризуется прохождением постоянного тока по возбуждающей обмотке, состоящей из полюсов, соединенных последовательно. Рабочие параметры МПТ характеризуются методом возбуждения относительно к цепи якоря оборудования.
Главная квалификация МПТ различных типов, подразделяемых на двигатели и машины генераторного вида, подразделяется по принципу возбуждения:
- Машина, питаемая от стороннего источника будет считаться устройством независимого возбуждения.
- МПТ шунтовая, использующая для выполнения возбуждения параллельно соединенные обмотки.
- МПТ сериесная — возбуждение происходит за счет использования обмотки соединенной последовательно.
- МПТ компаудного или смешанного типа, сочетающая для выполнения возбуждения оба типа соединения машинных обмоток.
3.19. Обозначение выводов машин постоянного тока
ГОСТ 26772—85
устанавливает две различные системы
обозначений выводов обмоток машин
постоянного тока: для машин, разработанных
после введения этого ГОСТ, и для ранее
разработанных и модернизируемых машин.
Для ранее разработанных и модернизируемых
машин постоянного тока сохраняется
система обозначений, установленная
ГОСТ 183—74 (табл. 3.23), состоящая из
букв русского алфавита и цифр.
Таблица 3.23.
Обозначения выводов обмоток машин
постоянного тока
выпуска до 1987 г. и
модернизируемых (по ГОСТ 183—74)
Наименование |
Обозначение |
|
начало |
конец |
|
Обмотка |
Я1 |
Я2 |
Компенсационная |
К1 |
К2 |
Обмотка |
Д1 |
Д2 |
Последовательная |
С1 |
С2 |
Независимая |
H1 |
Н2 |
Параллельная |
Ш1 |
Ш2 |
Пусковая |
П1 |
П2 |
Уравнительный |
У1 |
У2 |
Обмотка |
01,0З |
02,04 |
Обозначение начала
(цифра 1) и конца (цифра 2) каждой из
обмоток должно соответствовать
протеканию тока в направлении от начала
к концу обмотки при правом вращении
машины в двигательном режиме во всех
обмотках, кроме размагничивающей на
главных полюсах. Если в машине имеется
несколько обмоток одного наименования,
то их начала и концы после буквенных
обозначений (Ш, Н и т. п.) должны иметь
цифровые обозначения, стоящие после
соответствующих букв, например ШЗ-Ш4,
НЗ-Н4, С5-С6.
Для вновь
разрабатываемых машин установлены
обозначения выводов, состоящие из
букв латинского алфавита и цифр (табл.
3.24) и соответствующие СТ СЭВ 3170-81 и
публикации МЭК 34-8 1977 г. В этой системе
цифры, стоящие после букв в обозначении
нескольких обмоток возбуждения,
работающих по одной и той же оси,
проставляют в такой последовательности,
чтобы при протекании тока от зажимов
с меньшим номером к зажимам с большим
номером магнитные поля этих обмоток
совпадали по направлению. 1} машинах со
взаимосвязанными обмотками добавочных
полюсов и компенсационной для обозначения
вывода применяется буква С.
Таблица 3.24.
Обозначения выводов обмоток машин
постоянного тока,
разработанных
после 1987 г. (по ГОСТ 26772—85)
Наименование |
Обозначение |
|
начало |
конец |
|
Обмотка |
А1 |
А2 |
Обмотка |
В2 |
В2 |
Двухсекционная |
1В1 2В1 |
1В2 2В2 |
Компенсационная |
С1 |
С2 |
Компенсационная, |
1С1 2С1 |
1С2 2С2 |
Последовательного |
D1 |
D2 |
Параллельного |
El |
Е2 |
Независимого |
F1 |
F2 |
Независимого |
F1 F5 |
F2 F6 |
Вспомогательная |
H1 |
Н2 |
Вспомогательная |
J1 |
J2 |
Обозначения наносят
непосредственно на концы обмоток (на
кабельные наконечники, шинные зажимы
или специальные обжимы, закрепленные
на проводах) или на клеммную колодку
коробки выводов рядом с выводом
обмотки. Навеска на выводные концы
обмотки бирок с обозначениями не
допускается.
Для обозначения
выводов обмоток машин постоянного тока
малой мощности, как ранее разработанных,
так и вновь разрабатываемых, при
диаметре корпуса не более 40 мм и при
отсутствии места для буквенно-цифровых
обозначений допускается цветовое
обозначение проводами с разноцветной
изоляцией, краской и т. п.
В ряде машин
постоянного тока некоторые обмотки
соединяют внутри машины и их соединения
не выводят наружу, например конец
обмотки якоря и начало обмотки
дополнительных полюсов. Соединенные
таким образом начала и концы обмоток
не обозначают.