Как выбрать лампочку по ее цоколю

Ксенон или галоген?

Еще несколько десятилетий назад существовал всего один вид ламп, в которых использовалась вольфрамовая нить. Такие автолампы отличались средней мощностью, не очень большим светопотоком, а срок их службы составлял не более 1 000 часов.

Позже на рынке автомобильных аксессуаров и запчастей появились галогенные лампы: в них используется газ галоген, который делает работу лампы более эффективной. К недостаткам таких изделий можно отнести лишь необходимость в бережном отношении. Более энергоэффективные ксеноновые лампы для автомобилей светят в два раза ярче галогенных, а их свет по своим свойствам приближен к дневному свету. Это позволят создать равномерное освещение, от которого не устают глаза.

Это безопасные и долговечные лампы, которые не имеют нити накаливания. В конструкции лампы присутствуют два электрода, между которыми возникает электрическая дуга: она и служит источником света. Такие фары стоят дороже галогеновых, но при этом могут прослужить в несколько раз дольше.

Классификация и виды

На момент существования СССР были зафиксированы в государственном регламенте 4 основные аббревиатуры лампочек для автотранспорта, которые производились на данной территории:

  1. АМН – сокращенное название автоламп с миниатюрными размерными параметрами.
  2. АКГ — обозначаются такие светоприборы на автомобили, как галогеновые изделия и кварцевые.
  3. АС – аббревиатура числится за софитной светотехникой;
  4. А – стандартный тип комплектации, предназначенный для автотранспорта.

Зачатую последующая цифирная символика, которая указывается после букв, свидетельствует об объеме мощности светотехники и серийном номере производителя. Однако данная маркировка может встречаться исключительно на автотранспортных световых устройствах отечественного изготовления. Одним из основных недостатков индексации считается отсутствие в коде определенного типа автомобильных ламп. Сегодня подобные шифры практически не используются.

Разновидность по типу автомобильных ламп

В зависимости от источника получения света, все виды автомобильных лампочек делятся на три группы, каждая из которых имеет свою градацию.

Галогенные

Галогенные лампы – источник света с нитью накаливания внутри колбы, заполненной галогенным газом. Несмотря на множество недостатков, они продолжают занимать лидерство, благодаря низкой цене и нежеланию многих автолюбителей переходить на ксенон и светодиоды. Рано или поздно совершенствование светодиодных автоламп вытеснит галогенки с их малым сроком службы и низкой светоотдачей при относительно высоком энергопотреблении.

Но это не означает их полную взаимозаменяемость. В галогенной лампе расстояние от фланца до спирали – фиксированная величина, от которой зависит геометрия светового луча. Небольшое отклонение спирали от центра сильно влияет на фокусное расстояние и, как следствие, на чёткость светового пятна. В газоразрядной лампе источником света является дуга, а в светодиодной – один или несколько светодиодов. Все они отличаются цветовой температурой и углом распространения света, а значит, требуют индивидуального подбора оптики.

Газоразрядные

Ксеноновая автолампа имеет колбу из кварцевого стекла, внутрь которой закачана смесь газов. Благодаря точному химическому составу, в процессе работы лампы формируется луч света с заданной цветовой температурой. Керамическая вставка и стальной фланец служат преградой между раскалённой колбой и деталями цоколя. Все элементы цоколя выполнены с применением термоизоляционного материала и уплотнителей, обеспечивающих дополнительную защиту. Её работа невозможна без блока розжига, который задаёт точное значение напряжения питания.

Газоразрядные лампы на основе ксенона условно можно разделить на три большие группы:

  1. Ксеноновые лампы с цоколёвкой типа H1-H27, HB3-HB5, предназначенные для переоборудования штатных огней транспортных средств.
  2. Биксеноновые лампы для авто, изготовленные по стандарту H4M, HB1M, H13M и прочие с индексом «М». Их назначение – замена галогенных ламп, которые одновременно являются источником ближнего и дальнего света.
  3. Ксеноновые лампы с цоколями стандарта D1S, D1R – D4S, D4R, установленные на автомобиле заводом-изготовителем.

Светодиодные

Светодиодные автомобильные лампы – сравнительно новый представитель на авторынке, источником света которого служит один или несколько светодиодов. В связи с постоянным совершенствованием технологии, внешний вид led-автоламп тоже меняется. Без изменений остаётся цокольная часть, которая в точности повторяет размеры цоколей галогенных лампочек. Светодиодные осветительные приборы должны работать в тандеме с драйвером, обеспечивающим стабилизацию напряжения и тока. Основная масса led-продукции для авто выпускается на smd-чипах, но постепенно инициатива переходит к cob-матрицам.

Если слаботочные светодиоды полностью оправдали ожидания в организации подсветки салона, номерного знака и габаритов, то мощные светодиодные автолампы по-прежнему остаются слабым звеном среди всего объёма осветительных приборов. Высокая стоимость фирменных led-ламп головного света не по карману рядовому водителю, а дешёвый китайский товар уже успел обрести плохую репутацию. Основные причины – несоответствие заявленных характеристик реальности и низкое качество продукта.

Технические характеристики ламп для автомобилей

Назначение Тип Напряжение, В Мощность, Вт Световой поток, Лм Цоколь
Дальний-ближний свет R2 61224 45/4045/4055/50 >600400-550 P45t-41
Противотуманные фары, дополнительные фары, ближний-дальний свет для четырехфазных систем H1 61224 555570 135015501900 P14.5e
Дальний свет, ближний свет фар H2 61224 555570 130018002150 X511
Противотуманная фара, дополнительная фара H3 61224 555570 105014501750 PK22s
Дальний-ближний свет фар H4 1224 60/5575/70 165010001900/1200 P43t-38
Дальий-ближний свет фар для четырехфазных систем H7 12 55 1500 PX26d
Ближний свет для систем с четырьмя фарами HB4 12 55 1100 P22d
Дальний свет для систем с четырьмя фарами HB3 12 60 1900 P20d
Сигнал торможения, проблесковый сигнал, задний противотуманный фонарь, фонарь заднего хода P21WPY21W 612 21 460 BA15s
Сигнал торможения P21/5WPY21W 61224 21/521/521/5 440/35440/35440/40 BAY15d
Передний и задний габаритные фонари P5W 61224 5 50 BA15s
Задний габаритный фонарь R10W 61224 10 125 BA15s
Подсветка номерного знака, задний габаритный фонарь C5W 61224 5 45 SV8.5
Лампа заднего хода C21W 12 21 460 SV8.5
Передний габаритный фонарь T4W 61224 4 35 BA9s
W5W 61224 5 50 W2.1×9.5d
Передний габаритный фонарь, освещение номерного знака W3W 61224 3 22 W2.1×9.5d
D1S 8512 3540 3200 PK32d-2
Ближний свет фар для четырехфарной системы D2S 8512 3540 3200 P32d-2
Ближний свет фар для четырехфарной системы D2R 8512 3540 2800 P32d-3

Преимущества светодиодов

Кроме низкого потребления энергии есть и
другие достоинства:

  • экологическая
    безопасность;
  • небольшой
    вес и размеры;
  • отсутствие
    ультрафиолетового излучения;
  • мгновенное
    загорание;
  • при
    установке в салон не нагревается воздух;
  • длительный
    срок эксплуатации (если лампа качественная);
  • возможность
    выбрать практически любую цветовую температуру.

Недостатки
светодиодов

Большинство основным недостатком считает
высокую стоимость.

Есть и другие минусы:

  • снижение
    КПД в процессе эксплуатации;
  • необходимость
    в дополнительной системе охлаждения;
  • ремонтонепригодность
    (при выходе из строя одного элемента нужно менять прибор).

При отсутствии специальной системы управления интенсивность свечения снижается.

Правовые
моменты

По закону устанавливать светодиодные автолампы
можно не на все транспортные средства.

Наказание не грозит, если:

  • авто
    выпущено со светодиодным освещением;
  • на
    машине галогенное освещение, но конструкция не мешает установке светодиодного;
  • после
    замены фар получено свидетельство, удостоверяющее безопасность эксплуатации
    транспортного средства.

Во всех остальных случаях в КоАП
предусмотрен штраф 500 рублей.

Понятие и функция цоколя

Цоколь является неотъемлемым элементом любой автолампы, предназначенный для надежной фиксации устройства в патроне. Этот компонент позволяет обеспечить передачу напряжения для осуществления питания устройства по контактам. В зависимости от вида, цоколи автомобильных ламп могут иметь газ, который позволяет предотвратить возможную утечку напряжения. Что касается основных контактов, то это так называемые лепестки, площадки, а также специальные проволочные штыри. Кроме того, данный компонент позволяет обеспечить более надежную герметизацию колбы от контакта с различными внешними раздражителями.

Отдельно нужно сказать о светодиодах. В случае со светодиодами ситуация немного другая — герметичность конструкции не требуется. Так что в светодиодах цоколевка не выполняет эту роль. На сегодняшний день светодиоды являются одним из наиболее популярных вариантов источников освещения.

Виды осветительной оптики

Лампы накаливания

Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.

Галогенные лампы

Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.

Ксеноновые лампы (газоразрядные)

Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.

В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.

Ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.

Светодиодная оптика

Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.

Преимуществами LED-технологии являются:

  • Устойчивость к вибрации и ударам;
  • Долгий срок службы;
  • Малые затраты энергии;
  • Высокий показатель яркости;
  • Экологическая чистота.

Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда и свериться по таблице идентичности осветителей.

Виды и типы цоколей автомобильных ламп

Кроме обозначений лампочек есть еще и маркировка по присоединительному цоколю. Разные цоколи предотвращают установку лампочек в другие патроны. Существует несколько основных обозначений по цоколю:

  • P – наличие этой буквы в начале маркировки говорит о том, что у лампы фланцевый тип цоколя;
  • BA – так обозначаются цоколи штифтового типа, при этом штифты располагаются симметрично относительно друг друга;
  • BAY – в этом цоколе штифтового типа один из штифтов отличается по высоте;
  • BAZ – цоколь данного типа также относится к штифтовым моделям, только имеется смещение штифтов по радиусу и высоте;
  • SV – лампочка софитная, т.е. имеется два цоколя с противоположных сторон;
  • E – данный тип цоколя имеет резьбовую поверхность;
  • W – цоколь лампочки выполнен из стекла.

В обозначении может быть также зашифровано и количество контактов, которые имеет цоколь. Они обозначаются маленькими латинскими буквами:

  • s – такой цоколь имеет только один контакт;
  • d – в данном цоколе используется два контакта;
  • t – этот тип цоколей выполнен в трехконтактном варианте;
  • q – цоколь с четырьмя контактами;
  • p – присоединительный цоколь с пятью контактами.

Типы и характеристики автомобильных ламп

В любом транспортном средстве присутствует несколько видов освещения, как внутреннего, так и внешнего, и каждому соответствует свой тип автомобильных ламп.

Галогенные

Этот вид отличается от ламп накаливания формой колбы, высотой спирали, а главное, видом инертного газа. Это стало причиной того, что частицы вольфрама, отделяемые при освещении, не оседают в стеклянной колбе, а вновь возвращаются на нить накала.

В итоге повышается пропускная способность света. Область применения этого вида ламп – головной свет автомобиля и противотуманки.

Газоразрядные

Этот вид автомобильных лампочек был разработан в середине 90-ых годов. Более высокую эффективность по сравнению с галогенными аналогами обеспечивает иное конструктивное решение. Излучение света происходит за счет возникновения электрической дуги между 2-мя электродами. Отличить ксеноновый (газоразрядный) источник от галогенного можно по характерному синему оттенку света. Высокая температура накаливания нити не вредит деталям, скрытым в цоколе за керамической вставкой и фланцем из металла. Дополнительную защиту гарантируют высококачественные термоизоляционные материалы.

Фокусируется световой пучок за чет установки оптики с линзами. Монтаж ксеноновых фар происходит только на заводах и в предусматривающих это конструкциях автомобилей. Одно из главных преимуществ таких ламп – долгий срок эксплуатации.

Светодиодные

Широкое распространение получили и LED-лампы. Их основное достоинство – это мощная светоотдача. Благодаря этому ими могут комплектоваться приборы любых габаритов и конструкции.

Поток света возникает при воздействии тока из источника питания на полупроводники, в результате чего высвобождаются фотоны (электромагнитные частицы). Светодиоды отличаются низким потреблением электроэнергии, ударостойкостью и экологичность.

Накаливания

Строение этого источника света знакомо многим. Стеклянная ваккуумированная колба содержит нить из вольфрама, которая и генерирует свет при нагреве. Сегодня этот вид лампочек практически не используется в автомобилестроении из-за малого срока службы по сравнению с другими видами.

Лампы накаливания

Лампочка накаливания – это колба из стекла с вольфрамовой нитью, наполненная газом. Ток через электроды проходит в нить накала, она моментально разогревается, лампа накаливания начинает светиться. Чаще всего используется резьбовой цоколь, диаметр 14, 27 или 40 мм, светоотдача 9-19 Лм/Вт, существую модели для напряжение 220-230 В и 127 В. Для бытового использования доступны изделия с мощностью 25-150 Вт.

Вакуумные лампочки

Из самых первых лампочек накаливания откачивался воздух, чтобы предотвратить сгорание вольфрамовой нити под воздействием кислорода. Поэтому они назывались вакуумными. На данный момент такие лампы почти не изготавливаются (только очень миниатюрные). Вакуум заменяется смесью аргона с азотом, предотвращающей окисление вольфрамовой нити, но название сохранилось.

Преимущества современных ламп накаливания:

  • широкий выбор по мощности;
  • подключение к сети без дополнительного оборудования;
  • безопасность во время эксплуатации;
  • способность работать при низком напряжении в сети;
  • устойчивость к повышенному уровню влажности и низким температурам.

К недостаткам можно отнести хрупкость, короткий срок эксплуатации и потребление большого объема электроэнергии.

Криптоновые

В криптоновых лампочках вместо смеси аргона с азотом закачивается криптон. Этот газ продлевает срок эксплуатации за счет уменьшения испарения спирали. У этих изделий КПД выше, чем у вакуумных, температура света ближе к естественной.

Галогенные

В галогеновых источниках к аргону и азоту добавлен йод, бром, фтор или хлор. Дополнительные элементы не только не позволяют вольфрамовой нити испариться, но и возвращают молекулы на прежнее место. Свечение яркое белое, срок эксплуатации увеличивается в 4-6 раз. Основной недостаток – очень высокая температура колбы.

Виды галогеновых лампочек:

  • с резьбовым цоколем (для подключения к сети с напряжением 220 В);
  • линейные (для прожекторов на улице);
  • зеркальные низкого напряжения (для открытых светильников);
  • капсульные низковольтные (для монтажа декоративного освещения).

Для подключения низковольтных изделий требуется трансформатор, понижающий 220 в до  6, 12 или 24 В.

Преимущество галогенных источников:

  • компактные размеры;
  • повышенная светоотдача (до 25 лм/Вт);
  • срок эксплуатации до 4-х тыс. часов;
  • способность сохранить температуру свечения при снижении напряжения.

Для этих источников выпускаются разнообразные светильники:

  • настенные;
  • точечные потолочные (для подвесных конструкций);
  • встраиваемые в мебель;
  • подвесные;
  • фиксированные и поворотные.

Цоколь Эдисона

Одним из самых распространённых видов цоколей для лампы накаливания или светодиодной лампочки является цоколь Эдисона, имеющий винтовую резьбу. Маркировка каждой такой Е-лампы, кроме буквы «Е», включает в себя также цифровое обозначение. Оно показывает величину (диаметр) резьбы в миллиметрах. Различают десять размерных типов Е-цоколей:

  • Е5 – для щитов, иностранной бытовой техники (напряжение 6 В, 14 В и 28 В);
  • Е10 – для духовок, холодильников, ёлочных гирлянд;
  • Е11 – для медтехники (напряжение 24 В);
  • Е12 – для люстр иностранного производства (используемое напряжение – 220 В);
  • Е14 или «миньон» – для обычных ламп и светильников;
  • Е17 – американские лампы, рассчитанные на напряжение 110-120 В;
  • Е26 – лампочка, предназначающаяся для низкого в России напряжения (как предыдущий вариант);
  • Е27 – наиболее распространённый формат (выпускается разной мощности – например, 40 Вт, 60 Вт, 75 Вт, 100 Вт);
  • Е39 – большие лампочки для невысокого напряжения.

Замыкает список вид лампы «Е40», используемый в России формат цоколя, часто встречающийся не только на Е-лампах накаливания, но и на газоразрядных, натриевых экземплярах.

Натриевая лампа с цоколем Е40Источник cs9.pikabu.ru

Виды ламп освещения

При выборе осветительного прибора для дома случается, что основное внимание обращается на такие характеристики, как форма колбы и вид цоколя. Эти показатели наиболее важны, если приобретаются лампочки для светильников, которыми пользуются давно

Вид цоколя

Цоколь – деталь, подводящая электрический ток и крепящая лампочку в патроне. Выбор по цоколю базируется на вид патрона, которым оснащен светильник.

Тип цоколя можно определить по буквам в маркировке:

  • E — резьбовой (Эдисона);
  • G — штырьковый;
  • R — с утопленным контактом;
  • P — фокусирующий;
  • B – байонет (штифтовой байонет);
  • S — софитный.

Строчные буквы используются, чтобы обозначить количество контактных элементов (штырьков, пластин, гибких соединений):

  • один – s;
  • два – d;
  • три – t;
  • четыре – q;
  • пять – p.

Числами в маркировке обозначается диаметр соединения или количество контактов (если они выполнены в форме штырьков).

Форма колбы

Вид колбы в маркировке обозначает буква, максимальный диаметр — цифры.

Наиболее популярные формы:

  • грушевидная (А);
  • свеча (С);
  • витая свеча (CW)
  • овоидная (Р);
  • рефлекторная (R);
  • рефлекторная параболическая (Par);
  • рефлекторная с отражателем (MR);
  • шар (G);
  • вытянутый шар (B);
  • криптоновая (в виде гриба) (K)
  • трубчатая (T).

Как выбрать автомобильные лампы?

Не вся информация, указанная на упаковке, может дать исчерпывающую информацию об автолмапе. В основном это касается производителей: не секрет, что лампы китайского производства по качеству заметно уступают европейским аналогам. Но и лампы, изготовленные в одной стране разными производителями, также могут иметь разные качественные свойства.

Это зависит от используемых технологий и оборудования. Например, при несоответствии требованиям точности дозировки ксенона и галогена такая продукция будет служить меньше, чем лампы, изготовленные на заводе с высокоточными и современными станками. Это касается и откачки воздуха из колб. Производственные мощности некоторых компаний не позволяют оптимизировать этот процесс, в результате такой производитель допускает больший процент брака, а готовые лампы, которые попадают в продажу, также отличаются менее высоким качеством.

Вне зависимости от качества и стоимости ламп, их нельзя менять по одной. Светоотдача лампы падает на определенную микроскопическую величину каждый момент времени. Если по прошествии нескольких лет одна лампа сгорела, то при ее замене можно увидеть, что новая светит заметно ярче той, которая не менялась.

По этой причине лампы дальнего и ближнего света необходимо менять только парами. При замене остановочных и габаритных огней, а также указателей поворота это правило можно не соблюдать.

Модифицированные и улучшенные лампы

Лампы разных типов постоянно подвергаются улучшению, их конструкция дорабатывается, а основные характеристики и качество повышаются. Так, сегодня все более востребованными становятся галогеновые лампы Н4, а так как любой производитель заинтересован в повышении качества успешной продукции, эти лампы претерпели ряд доработок.

В результате в продаже нередко встречаются галогеновые лампы с особыми покрытиями колбы, измененной формой спирали, используется газ с добавлением других примесей, что позволяет добиться повышенной яркости. Такие изделия стоят дороже стандартных, но есть смысл остановить свой выбор именно на них. Это касается и автоламп с улучшенным визуальным комфортом: по естественности освещения такие галогеновые лампы максимально приближены к ксеноновым.

Основные выводы

Когда выбираем светодиодные лампы для автомобиля, не стоит ориентироваться на цены. Стоимость не лучший показатель, гораздо выгоднее ориентироваться на производителя. Существуют бренды, занимающие верхние позиции в большинстве рейтингов. Сравнительно высокая стоимость окупится длительным сроком эксплуатации. Не стоит забывать о требованиях законодательства. Если ГИБДД будет начислять штраф при каждом выезде, никакой выгоды от замены не будет.

Предыдущая
Автомобильный светКсенон в противотуманки: можно ли ставить и какая ответственность за использование
Следующая
Автомобильный светКак выбрать лучшую лампу в фары ближнего света на Ладу Ларгус

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector