Езда по обочине: какой за это штраф и почему это запрещено пдд? узнайте также о разрешении спорных ситуаций с гибдд

Содержание:

Выезд на встречку

В этом случае водитель выезжает на полосу встречного движения (чтобы попасть на их обочину), а значит, он попадает под действия ПДД пункты 9.2 или 9.3, или 11.5, или 15.3, связанные с обгоном: ПДД. Пункт 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения». ПДД. Пункт. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 (обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное движение)), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается». ПДД. Пункт 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения… и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 — «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью». ПДД. Пункт 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Кому разрешена езда по боковому участку дороги?

Согласно законодательству Российской Федерации, в нашей стране некоторым транспортным средствам разрешено передвижение по обочине.

К ним относятся:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Тракторы, экскаваторы, грузоподъемники;
  3. Медленные виды транспорта, например, дорожный каток;
  4. Коммунальные виды транспорта;
  5. Грузовой транспорт, перевозящий продукты;
  6. Государственные автомобили скорой помощи, МЧС, МВД и других служб.
  7. Мопеды, мотоциклы;
  8. Верховые и вьючные животные.

Конечно же по боковой части дорожного покрытия разрешено ездить велосипедистам, если отсутствует велосипедная дорожка

При этом это следует делать осторожно, чтобы не вызвать опасность для пешеходов своим передвижением

Но обратите внимание, что в этом случае разрешается проезд только на обочине в сторону движения

Пробка – следствие низкого водительского мастерства

Согласен, низкий уровень водительского мастерства большей части водителей – одна из причин пробок на дорогах. Классический пример: 3-е транспортное кольцо Москвы по выпавшему снегу «едет» не более 40 км/ч вместо 80-и положенных. Хотя, с точки зрения продвинутого водителя нет никаких принципиальных причин для такого снижения скорости, ведь можно ехать 80 км/ч по снегу безопасно. Мы с коллегами из других школ водительского мастерства много раз обсуждали эту проблему и едины во мнении. Для нас – единственное препятствие, чтобы ехать по снегу 80 км/ч – испуганные окружающие водители, создавшие пробку.

Сюда же можно отнести движение в дождь, движение через трамвайные пути, через участки дороги со снятым асфальтом во время ремонта, движение по крутым поворотам (например, поворот на внешней части ТТК от Волгоградского до Рязанского проспектов), выезды на главную дорогу, к примеру, с того же 3-го кольца.

Штраф за движение и обгон по обочине

Несоблюдение ПДД — это административное правонарушение, поэтому наказание за это регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В данном законодательном своде прописаны меры ответственности за каждый вид нарушения. Строгость наказания зависит от тяжести потенциального ущерба имуществу и здоровью человека, которое может повлечь конкретное правонарушение. Нарушения, совершаемые водителями на боковой части дорожной полосы, и наказания за них представлены ниже.

Правая обочина

Основные ошибки водителей, касающиеся маневров на обочине – это обгон ТС и объезд препятствий на автомобильном полотне. Осознанно или по незнанию многие водители считают, что край дороги — это своеобразная запасная полоса движения. Ситуация, когда прочно стоящую на шоссе пробку пытаются объехать по попутной обочине, далеко не редкое явление. Автомобильная пробка не является препятствием. Об это сказано в ст. 1, ч. 2 ПДД. Объезд пробки по краю дороги запрещен. Совершение маневра обгона справа, с точки зрения ПДД, является серьезным нарушением. Штраф за обгон по обочине, находящейся справа от водителя, наказывается штрафом в 1500 рублей. Такой вид ответственности предусмотрен статьей КоАП 12.15 (ч.1).

Во встречном направлении

Находятся и такие лихачи, которые пытаются обогнать попутные машины по левой обочине, т. е. для этого им приходится выехать на встречную полосу движения, часто с нарушением разметки. Это уже регламентируется КоАП как выезд на полосу встречного движения. Наказание за такой проступок предусмотрено более жесткое, чем за передвижение по попутному краю трассы. Штраф за езду по встречной обочине выписывается в соответствии со статьей 12.15, ч. 4 и равен 5000 рублей. Но за такое нарушение также могут и лишить прав на срок до полугода. Повторное деяние по ст. 12.15, ч. 4 наказывается изъятием прав до 1 года при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или штрафом 5 тыс. руб. при регистрации проступка спец. аппаратурой.

Прочие нарушения

ПДД трактует препятствие на дорожном полотне как неподвижный объект, объехать который не представляется возможным. К таковым объектам можно отнести сломанное ТС, дефект дорожного полотна, посторонние предметы, случайно попавшие на дорогу. Объезжать препятствие разрешено только с соблюдением ПДД, т. е. слева, если сделать это позволяет дорожная разметка и (или) отсутствие знака «Обгон запрещен». Объезд априори предполагает движение автомобиля. Согласно ст. 12.15, ч. 1, передвижение по краю дороги запрещено. Следовательно, объезжать препятствие по обочине нельзя. Наказание за движение по обочине выносится в виде штрафа, который составляет 1, 5 тыс. рублей.

Некоторые водители, желающие объехать затор, могут делать это задним ходом, двигаясь по обочине. Уверенность в том, что за такие маневры не последует наказания, ошибочна. Хотя в КоАП нет статьи, наказывающей за передвижение задним ходом по обочине, такое поведения водителя подпадает под норму статьи 12.5 (ч.1). Штраф за выезд на обочину и движение по ней задним ходом составляет 1500 рублей. В ПДД также сказано, что движение задним ходом можно применять только, если такой маневр будет безопасным, если видимость на дороге более 100 метров, если не нарушаются пункты 8.11, 8.12 и 16.1 ПДД.

Объезд препятствия по обочине

Однако может возникнуть ситуация, когда проезжая часть – это единственная полоса движения плюс обочина, а на ней появилось труднопреодолимое препятствие. Можно ли ездить по обочине дороги в таком случае?

Сначала нужно уточнить данный термин, препятствие – неподвижный объект, расположенный на полосе дорожного движения, который делает невозможным дальнейшее передвижение по полосе. Это может быть поврежденное авто, дефект дорожного покрытия и т.д. Понятие препятствия можно посмотреть в пункте 1.2 ПДД. Стоит помнить, что автомобильный затор или отдельная машина, которая остановилась на данной полосе движения без нарушений ПДД, препятствием не являются.

В таком случае необходимо двигаться к объезду, который должен обозначаться знаками. Водителю можно ездить по обочине лишь при отсутствии объезда. Если такой возможности нет, то можно выехать на встречную полосу, убедившись в безопасности манёвра.

Допустим, Вы совершили объезд, но тут появляется сотрудник ДПС и хочет выписать штраф по статье, которая запрещает езду по обочине, имеет ли он на это право? Имеет. Но в таком случае стоит ответить ему, что заезд на обочину был вызван необходимостью объехать препятствие, а других вариантов объезда не было. Если инспектор будет настаивать, то стоит упомянуть, что он не смог организовать объезд, хотя регламент МВД предписывает данную обязанность инспектору.

Если эти действия не дали результата – стоит сказать, что сообщите начальству о бездействии сотрудника ДПС. Ещё можно сказать, что Вы планируете немедленно сообщить службе собственной безопасности о случившемся. Это должно помочь, но в любом случае, следует записать личные данные инспектора, его ФИО и потребовать составить протокол, зарисовать схему предполагаемого нарушения. Необходимо сделать фото места, где находится препятствие.

Какой предусмотрен штраф за езду по обочине

Объезд по обочине транспортного затора или медленно движущегося в правой полосе автомобиля, трактора или другого транспортного средства, приравнивается Кодексом административных правонарушений к нарушению правил обгона и разъезда, а также расположения автомобиля на дороге. В ч. 1 ст. 12.1 КоАП за это установлен денежный штраф.

При каких обстоятельствах можно получить взыскание

Его тяжесть зависит от того, какой именно край дороги он выбрал для своего маневра — левый или правый. Наказание грозит за оба варианта, но его вид и размер существенно различаются.

Нарушение может быть выявлено сотрудником ГИБДД. В этом случае он составляет протокол, где письменно фиксируется факт выезда на обочину, время и место совершения проступка.

Водитель знакомится с текстом протокола, подтверждая это своей подписью. При возникновении у него замечаний или несогласия с действиями сотрудника автоинспекции, водитель вправе внести их в протокол.

В настоящее время большая часть нарушений ПДД фиксируется не живыми сотрудниками полиции, а автоматическими камерами.

Об их размещении сообщают специальные дорожные знаки и разметка. Снятое камерой нарушение становится основанием для вынесения постановления о штрафе, которое направляется нарушителю почтой, вместе со снимком.

Сколько составляет размер правонарушения за вождение (сумма)

Относительно невысокий штраф и небольшая вероятность обнаружения, особенно в плотном потоке или при наличии затора, провоцирует многих водителей на совершение такого правонарушения.

Однако, выезд на обочину сегодня фиксируется не только инспекторами ГИБДД, но и на камеру. Особое место занимает движение по обочине не попутной полосы, а встречной.

Суд, рассмотрев протокол, вправе «спешить» нарушителя на период от 4 месяцев до полугода. Повторно совершенное, то же деяние лишит водителя прав уже на целый год.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью (стоит знак 5.3 «Автомобильная дорога»), но обочины на ней отделены от правой полосы сплошной линией.

Фото: образец знака 5.3 — Автомобильная дорога

Это означает, что выезд и движение по ним запрещены в любом случае, как и на скоростной трассе, обозначенной знаком 5.1.

Для фиксации нарушений на МКАД установлено более 100 автоматических камер. В их поле зрения попадают и обочины.

Любители объезжать заторы по правому краю дороги будут на основании данных с камеры оштрафованы на 1500 р.

По встречной

Движение по левой обочине расценивается как выезд на встречную полосу. В этом случае водитель совершает двойное правонарушение — использует не предназначенную для его автомобиля часть дороги и нарушает правила совершения маневра. Соответственно и наказание будет более строгим — высокий штраф и лишение прав.

На трассе

На дорогах, отнесенных к скоростным автотрассам, ставится особый знак — «Автомагистраль» 5.1. Обочины у них с твердым покрытием, от проезжей части их отделяет сплошная линия.

Фото: образец знака 5.1 — Автомагистраль

Двигаться по ним автотранспорту запрещено, равно как и останавливаться. Для этого существуют специальные площадки.

Единственное исключение — неисправность, при которой автомобиль не может двигаться дальше. В этом случае водитель может занять обочину, включив аварийный сигнал и выставив знак аварийной остановки.

Видео: опасная обочина, правила ПДД

Задним ходом

Въезд на обочину разрешен для останавливающегося транспорта. Если это не автотрасса, то такое действие не будет нарушением ПДД.

Но даже для них движение по обочине задним ходом запрещено. Это создает опасность для движущихся по краю дороги пешеходов или велосипедистов, а также для других водителей.

Какое наказание ждет водителя

За правонарушение, обозначенное в ст. 12.1 КоАП водителя ждет денежный штраф. Его размер зависит от тяжести совершенного незаконного деяния.

За выезд на правую обочину, то есть нарушение относительно небольшой тяжести, сумма взыскания составит 1500 р.

Тот же проступок, но с использованием левой обочины, трактуется уже как серьезное нарушение правил. За его совершение придется отдать уже 5000 р. и дисконт здесь недействителен.

В том случае, если суд посчитает действия водителя опасными для окружающих, он вправе лишить его прав, сроком до полугода. Такое решение зависит и от того, есть ли у уже автовладельца штраф за подобное действие в прошлом.

Выезд автомобиля на обочину и движение по ней — серьезное нарушение правил дорожного движения.

Штраф за него накладывается как на основании административного протокола, так и на основании данных автоматических камер.

Образование на дороге затора не является разрешением для водителей использовать обочину для его объезда. 

Главные аспекты

Свои действия, связанные с движением по обочине, водители-нарушители мотивируют желанием объехать возникший затор и сократить тем самым время ожидания для остальных участников движения.

На деле, выезд на обочину не только не ускоряет движение, но еще больше замедляет его. Завершив свой маневр, нетерпеливые водители желают вернуться в поток на крайней правой полосе, чем тормозят его, создавая еще большую пробку.

Выезд на обочину и движение по ней автомобилей опасно и само по себе:

Пыль, поднятая колесами попадает в другие автомобили Вынуждая всех участников движения дышать ей
Облако пыли ухудшает видимость Что создает дополнительную угрозу возникновения ДТП
В опасности оказываются пешеходы или велосипедисты Движущиеся вдоль края трассы
Возможно повреждение находящегося на обочине остановившегося транспорта С последующим возмещением его ремонта по ОСАГО

Общественная опасность несанкционированного движения по обочине автомобилей или других транспортных средств (за исключением велосипедов), заставила закрепить законодательный запрет на такие действия. Нарушителю придется заплатить штраф.

Необходимые определения

Под обочиной правилами дорожного движения понимается часть дороги, примыкающая непосредственно к проезжей части, но отделенная от нее разметкой.

Зачастую на обочине используется иной тип дорожного покрытия, отличный от проезжей части. Назначение обочины дается в ПДД:

  • обеспечение устойчивости дорожного полотна;
  • движение пешеходов или велосипедистов;
  • остановка и стоянка ТС (не везде и не всегда);
  • использование в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, изначально для автомобильного движения обочина не предназначена. По ней могут перемещаться лишь пешеходы и велосипедисты.

Выезд прочих ТС на эту часть дороги возможен только для остановки. Для нарушителей этого правила предусмотрен штраф.

В каких случаях разрешено движение в Москве

В ПДД предусмотрены исключения из общего запрета на передвижение транспортных средств по обочинам дорог.

Помимо велосипедов, езда по обочине разрешена для:

Специального автотранспорта дорожных или коммунальных служб Принадлежность ТС к указанным службам подтверждается размещением на них соответствующих обозначений и спецсигналов (например, оранжевого светового)
Мопедов Наряду с велосипедистами, водители мопедов имею право на перемещение по обочинам дорог
Гужевого транспорта или вьючных животных Нахождение их в полосе движения сильно тормозит поток, так как скорость перемещения у таких видов транспорта низкая
Транспорта Подвозящего груз к расположенному у края дороги места погрузки-выгрузки

Всем прочим транспортным средствам на обочине разрешена лишь остановка. Следовательно, двигаться по ней допустимо лишь для торможения или разгона.

В большинстве случаев останавливаться разрешается на правой обочине. На автомагистралях остановка на обочине дозволена только в случае неисправности автомобиля, с включением аварийных сигналов.

Законодательная база (статья)

Этот нормативный документ обязателен для всех, включая не только водителей, но и пешеходов. Запрет на движение по обочинам прописан в п. 9.9 ПДД, а остановки на этой части дороги регламентированы п. 12.1 и 16.1 Правил.

Ответственность за нарушение ПДД предусмотрена главой 12 КоАП РФ. В ч. 1 ст. 12.15 в частности установлен штраф для нарушителей правил маневрирования и обгона.

Именно так в административном праве трактуется езда по обочинам. Объяснение движения по обочине необходимостью объехать пробку, аргументом в пользу водителя не являются. Согласно все тем же ПДД, затор на дороге не является препятствием.

По закону: что такое тротуар

Определение тротуара в ПДД: «Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».

Как бывает в жизни: около дома меняют асфальт и вместо тротуара полоса гравия. Это уже обочина или еще тротуар? По закону, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и отличающийся типом покрытия.

Что делать: все нарушения сотрудники ГИБДД отследить не могут, но от штрафа лучше застраховаться — лучше посчитать такое место тротуаром и не заезжать на него. Тротуар во дворе дома часто не отличить от проезжей части.

Не всегда видно, где граница тротуара и проезжей части — лучше не рисковать и объехать спорный участок по дороге.

Когда можно законно ездить по обочине?

Всем известно – ездить по обочине нельзя. Это так же напоминает и пункт ПДД 9.9. Однако у многих правил бывают исключения, и данный пункт как раз относится к ним. Когда разрешено ездить по обочине не опасаясь штрафа? Узнаем в данной статье.

Многие причины, из-за которых водитель имеет право свернуть на обочину, представлены в том же пункте ПДД – 9.9. Законно ездит по обочине спецтехника, коммунальный автотранспорт и машины, обслуживающие дорогу. Кроме того, запрет могут обходить автомобили, которые осуществляют подвоз к торговым объектам, находящимся около обочин, но при условии, что рядом нет иных способов подъезда. Стоит помнить, что выруливая на обочину, человек обязан обеспечить безопасность других автомобилистов.

В каких случаях разрешено ездить по обочине и кто может это делать?

  • Гужевые повозки или сани, как и верховые животные, могут двигаться по обочине, правда, исключительно одним рядом, с правой стороны дороги. Они так же обязаны не создавать помех для пешеходов и других участников движения (п. 25.2 ПДД);
  • Велосипедисты возрастом от 14 лет при условии, что рядом нет велодорожек. Велосипедист должен ехать с правой стороны дороги. В пункте 24.2 ПДД об этом подробно говорится;
  • Водители мопедов могут ездить по обочине, не мешая пешеходам, об этом сказано в п. 24.7 Правил;
  • В пункте 8.8 ПДД прописано, что водитель имеет право пересекать линию, отделяющую обочину, если необходимо совершить разворот не на перекрёстке, ширина дороги при этом является недостаточной для разворота. При манёвре водитель обязан пропустить как встречные, так и попутные авто.

Наказание за движение по обочине

Основной причиной езды по обочине являются пробки. Это частая проблема мегаполисов. Поэтому водители решаются нарушить правила дорожного движения и объезжают пробку по этому участку дороги.

Единственное условие, когда водитель может выехать на обочину, – это временная остановка. Выезжая на обочину, вы создает следующие ситуации:

  1. Мешает движению пешеходов и велосипедистов.
  2. Поднимаете пыль, которая мешает нормально продвигаться другим машинам.
  3. Затрудняете движение при возвращении на дорогу.

За передвижение по обочине предусматривается административное наказание. Регулируется это статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штраф за езду по обочине периодически повышается из-за несоблюдения правил. Изначально он составлял 500 рублей, сейчас вам уже нужно будет заплатить 1500 рублей. Многих водителей такой штраф не пугает, поэтому нарушения имеют место быть.

Не всегда на дорогах присутствуют сотрудники ГИБДД, которые отвечают за обнаружение нарушений, поэтому автоматизированные центры фотовидеофиксации могли бы решить данную проблему, но пока их у нас недостаточно. 

Противоречия штрафа

Размер штрафа и моменты, когда его применяют, четко прописаны в Кодексе, но есть ситуации, когда это неуместно. Водитель может припарковаться на обочине или тротуаре, если это не затрудняет движения пешеходов. Но в итоге получается совсем другая картина, которую видит сотрудник ГИБДД.

Рассмотри такую ситуацию:

  1. Водитель останавливается на обочине, соблюдая все правила, никому при этом не мешая.
  2. Когда он выезжает с обочины обратно, то сотрудник ГИДББ его останавливает.
  3. Затем ему выписывается штраф за езду по обочине, ведь этот факт имел место быть.

Противоречие заключается в том, что стоять можно было, а ехать уже нельзя. Что-либо доказать практически невозможно.

Более лояльным наблюдателям за порядком можно объяснить, что вы правомерно стояли на обочине. Но в большинстве случаев вам полагается штраф. Сделано это, чтобы облегчить движение на крупных трассах, а так же в целях уменьшения аварийных ситуаций.

Штраф позволяет:

  • оградить автомобилистов от лишних выездов на обочину;
  • уменьшить количество аварийных ситуаций и травм пешеходов и велосипедистов;
  • решить вопрос с парковками, которые теперь осуществляются в специально отведенных местах.

Чрезвычайная ситуация отменяет правила

Идея в следующем. Любые проявления культуры, и не только за рулем, уместны в повседневной жизни в отсутствие экстремальных ситуаций.

Например, вы едете вечером рабочего дня домой, все в порядке, вы никуда не торопитесь. Вы соблюдаете все ПДД, не делаете резких маневров и не пытаетесь объехать «толпу зевак». Встречаете любимую девушку, она ждет вас в назначенном месте, вы останавливаетесь, выходите из машины, открываете ей дверь, помогаете сесть в машину, размещаете ее вещи в салоне или багажнике, после чего вы вместе едете на культурное мероприятие. Вы пропускаете всех пешеходов на всех «зебрах» — ведь у вас запас времени в полчаса, рядом сидит ваша возлюбленная и восхищается вашим водительским мастерством и мужской невозмутимостью. Если вы попали по пути в небольшую пробку, то и в голову не придет объезжать ее по обочине или, тем более, по «встречке».

В экстремальной же ситуации не до джентльменских жестов и не до соблюдения условностей. И степень тяжести нарушений пропорциональна экстремальности ситуации. 

Давайте представим, в город пришла Годзилла 🙂 И преследует нашу машину :))) Будем останавливаться на зебрах? Будем стоять на красный свет, если спереди пусто? Будем терпеливо ждать, пока рассосется пробка, если «встречка» свободна? Не говоря уже о свободной обочине… Шутки шутками, но в жизни может быть множество ситуаций. Как общественного масштаба – наводнения, эпидемии, снежные лавины, землетрясения, войны, так и личного – опоздание на самолет, пожар в доме, бабушка при смерти, жена рожает и так далее… Во всех этих ситуациях реально не до проявления культуры и не до соблюдения ПДД. И чем опаснее ситуация, тем больше нам наплевать на условности. Понятно, что ограничения все равно есть. Если это чрезвычайная ситуация, то действуют правила эвакуации и поведения в таких случаях. Или если жена рожает, конечно, муж поедет быстро и не будет уступать дорогу пешеходам на зебрах, но вряд ли он станет их сбивать, если они все же выйдут на дорогу. И так далее. В любом случае, на первом месте — безопасность дорожного движения, а не формальное соблюдение условностей. Если водитель нарушает условности, то должен, тем не менее, соблюсти безопасность, тогда это оправдано.

Нарушать ли правила – вопрос приоритетов и личной ответственности

И далее каждый для себя расставляет приоритеты и решает сам, что ему важнее: остановиться на красный свет или проехать перекресток, обеспечивая безопасность проезда, но довезти до больницы тяжело раненого человека, истекающего кровью на сиденье. Опоздать на самолет, стоя в пробке, или все-таки прийти на стойку регистрации за 5 минут до ее окончания, объехав пробку справа. Но к таким ситуациям я точно не отношу личное негодование по поводу низкого уровня водительского мастерства окружающих при отсутствии уважительной причины, примеры которой я привел выше и по которой вам «кровь из носа» нельзя опоздать. «Чисто влом стоять в пробке, которую создали чайники» — к уважительным причинам не относится.

Хотя, сама по себе пробка — уже экстремальная ситуация на дороге. Да, это не пожар, не ураган и т.п., но и не норма жизни. Поэтому многие водители и занимают свободные обочины, уже не считая это нарушением в условиях пробки. В самом деле, если рядом, считай, целая свободная полоса, почему ее не занять? И ГАИшники по тем же причинам часто не обращают на таких нарушителей внимания. Как к этому относиться — сложный вопрос. Для кого приемлемо — едет по обочине сам и не осуждает других. Для кого нет — смиренно стоит в пробке и ругает нарушителей. Вопрос приоритетов. Есть, правда, мнение, что из-за объезда пробки по обочине пробка только усиливается, но это уже тема отдельного разговора.

В особых случаях и «встречка» — не нарушение

Кстати, я однажды стоял в многокилометровой и многочасовой пробке на Киевском шоссе в сторону Москвы, а половина дороги из Москвы была свободна. В том месте дороги тогда еще не было отбойника, и измученные водители выехали на встречную полосу, хотя это никак не ускорило их передвижение. Так вот, пробка была настолько жуткой, что проезжающие по туда-сюда инспекторы ДПС не обращали никакого внимания на этих водителей, несмотря на то, что это грубейшее нарушение ПДД, тянет на «лишение», и «гайцы» при желании могли бы в один вечер закрыть месячный план по отлову нарушителей, а заодно и повысить личное благосостояние. Это к вопросу о том, что тяжесть нарушения пропорциональна степени экстремальности ситуации.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
  2. Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
  3. По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
  4. По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.

Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.

Выезд на обочину для остановки

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

Автомобиль может выехать на обочину для остановки. При этом он может пересечь сплошную линию разметки, которая отделяет обочину:

То есть остановиться можно как на обочине без разметки, так и на обочине с разметкой:

Выезд на обочину при развороте

Рассмотрим пункт 8.8 ПДД:

Итак, при развороте вне перекрестка водитель может начать маневр с обочины, если ширины проезжей части ему не хватает:

Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину. То есть если обочина выделена только конструктивно (другим покрытием), то начать разворот с нее можно

Если же она отделена разметкой, то выехать на нее при начале разворота нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector