Люфт в рулевом управлении: как найти и устранить причину

Причины неисправности рулевой рейки

Существует три основные причины по которым вы можете услышать стук в рулевой рейке. Это — износ червячной пары (распределителя), износ зубчатой части вала, выработка вала по втулке.

Так, самым нагружаемым узлом в ее конструкции является сцепление между шестерней и зубчатой основой. Соответственно, здесь со временем могут разрушиться зубья — частично и даже полностью. Это можно понять по стуку при удержании руля во время проезда по неровностям.

В случае отсутствия выработки на зубьях но небольшого люфта на штоке ситуацию можно исправить с помощью регулировочной гайки. Подтянув ее вы установите оптимальное расстояние между зубцами рейки и шестерни. Если же зубья поломаны полностью, то такая рейка подлежит замене (иногда можно заменить только шестерню).

Когда образовалась выработка во втулке. За счет коррозии, вследствие попадания влаги появляется внутри абразив, который и съедает втулку (может пластиковая либо бронзовая). Неисправность устраняется методом замены из специального ремкомплекта.

Еще одна причина поломки — износ наконечника рулевой тяги или всей тяги полностью. Случается это вследствии разрыва пыльника и вымывание смазки. Обычно эти детали ремонту не подлежат, и соответственно, их меняют на новые. Аналогично и с шаровым наконечником.

Тяга находится в пыльнике, который со временем или под воздействием внешних факторов может потерять целостность. Соответственно, в него попадает пыль, грязь, вода, что играет роль абразива. При движении абразив значительно изнашивает тягу и грязь попадает в рейку, разбивая ее.

В случае, если машина «ерзает» по дороге или руль плохо возвращается в исходное положение — значит, плохо настроена рулевая рейка (хотя возможны и другие варианты, поэтому нужна дополнительная диагностика).

Далее рассмотрим основные причины, из-за которых выходит из строя рулевая рейка с усилителями (гидравлической и электрической рулевой рейки).

Почему возникает неисправность рейки с ГУР

Причины, по которым появляются неисправности рулевой рейки с ГУР:

  • Ржавление вала. Современные производители не всегда делают приводной вал рулевой рейки из качественного металла, и уж тем более не наносят на него большой антикоррозионный слой. По этой причине зачастую происходит ржавление корпуса вала, который «ходит» по сальникам. Из-за этого толщина вала уменьшается и может появиться течь жидкости гидроусилителя со всеми вытекающими последствиями. Зачастую ржавеет после длительной стоянки автомобиля, например, в осенне-зимний период.
  • Износ резиновых уплотнителей системы ГУР. Это касается как непосредственно сальников и уплотнителей в рейке, так и соединений, находящихся в других частях системы, например, в районе расширительного бачка. Со временем или под воздействием механических причин (дубления, перегрева) резинотехнические изделия теряют свои свойства, из-за чего могут пропускать жидкость, и, соответственно, ее уровень в системе будет снижаться.
  • Частичный выход из строя насоса ГУР. Обычно это происходит по естественным причинам (износ) или же при использовании некачественной жидкости для гидроусилителя. В частности, насос ГУР сильно изнашивается при частых значительных поворотах колес, особенно в ситуации, когда машину с вывернутыми колесами оставляют в таком положении на долгую стоянку.
  • Неисправность клапанов распределителя. Это приводит к неправильному движению жидкости по системе, и соответственно, работе усилителя.
  • Повреждение поршневой системы гидроцилиндра. Из-за этого не будет создаваться необходимое давление в системе.
  • Ослабление или обрыв приводного ремня насоса. Если ремень оборвался полностью — то и насос работать не будет, эта поломка является критичной. Однако зачастую ремень просто растягивается (изнашивается) со временем, поэтому может проскальзывать на шкивах, из-за чего не передавать насосу необходимую для нормальной работы угловую скорость. Соответственно, насос не будет создавать необходимое давление в системе.

Ржавление рейки

Отдельно стоит остановиться на коррозии, поскольку именно по этой причине рейка рулевого чаще всего начинает скрипеть. Дело в том, что зачастую при ремонте (замене) реек в автосервисе их сотрудники фиксируют пыльники универсальными пластиковыми хомутами, поскольку их проще устанавливать. Однако пластиковые хомуты не обеспечивают должной герметичности пыльника.

Люфт — рулевое колесо

Люфт рулевого колеса контролируют с помощью люфтометра. Регулировка рулевых механизмов заключается в регулировке осевого зазора подшипников червяка и зацепления червяка с роликом.

Люфт рулевого колеса контролируют с помощью люфтомера. Регулировка рулевых механизмов заключается в регулировке осевого зазора подшипников червяка и зацепления его с роликом.

Люфт рулевого колеса у современных автомобилей невелик. Когда колеса установлены в положение для езды по прямой, люфт составляет всего 5 — 8, увеличиваясь при повороте колес в сторону.

Прибор для проверки рулевого управления.

Люфт рулевого колеса может увеличиваться вследствие увеличения зазоров в подшипниках ступиц передних колес и втулок рулевых тяг, в подшипниках червяка и между червяком и роликом, при ослаблении крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, а у автомобиля ГАЗ-53А, кроме того, при ослаблении затяжки или поломке пружин наконечников рулевых тяг. Увеличение люфта рулевого колеса автомобиля ЗИЛ-130, кроме того, возможно при недостаточном натяжении ремня привода насоса гидроусилителя, недостаточном количестве масла в картере гидроусилителя и бачке насоса гидроусилителя, наличии воздуха в системе и загрязнении масла, увеличении зазоров в карданных сочленениях рулевого управления и ослаблении затяжки клиньев крепления карданного вала.

Люфт рулевого колеса может увеличиваться вследствие увеличения зазоров в подшипниках ступиц передних колес и втулок рулевых тяг, в подшипниках червяка и между червяком и роликом, при ослаблении крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, а у автомобиля ГАЗ-53А, кроме того, при ослаблении затяжки или поломке пружин наконечников рулевых тяг. Увеличение люфта рулевого колеса автомобилей с гидравлическим усилителем рулевого управления возможно также при недостаточном натяжении ремня привода насоса гидроусилителя, недостаточном количестве масла в картере и бачке насоса гидроусилителя, наличии воздуха в системе и загрязнении масла, увеличении зазоров в карданных сочленениях рулевого управления и ослаблении затяжки клиньев крепления карданного вала.

Люфт рулевого колеса увеличен.

Люфт рулевого колеса проверяют при помощи динамомет-ра-люфтомера ( рис. 21), закрепляемого на его ободе. При этом люфт рулевого колеса определяют под действием силы в 10 Н, приложенной к ободу. Кроме люфта рулевого колеса, необходимо проверить зазоры в шарнирных соединениях. Зазор в подшипниках червяка рулевого механизма измеряют по осевому перемещению ступицы рулевого колеса относительно колонки.

Повышенный свободный люфт рулевого колеса может явиться следствием увеличения зазоров в подшипниках ступиц передних колес и втулок шкворней, поломки пружин шарниров рулевых тяг, ослабления крепления картера рулевого механизма, сошки и поворотных рычагов, наличия зазоров в подшипниках и в зацеплении рулевой передачи, повышенных зазоров карданных шарниров и ослабления затяжки клиньев крепления карданного вала рулевого управления.

Повышенный свободный люфт рулевого колеса может явиться следствием увеличения зазоров в подшипниках ступиц передних колес и втулок шкворней, поломки пружин шарниров рулевых тяг, ослабления крепления картера рулевого механизма, сошки и поворотных рычагов, наличия зазоров в подшипниках и в зацеплении рулевой передачи, повышенных зазоров шарниров и ослабления затяжки клиньев крепления карданного вала рулевого управления.

Если люфт рулевого колеса больше 25, проверяют осевое перемещение червяка, для чего прикладывают левую руку к рулевой колонке так, чтобы пальцы касались торца ступицы рулевого колеса и колонки, и правой рукой медленно поворачивают рулевое колесо влево и вправо до упора. Если в подшипниках червяка имеется осевой зазор, то будет ощущаться осевое перемещение ступицы рулевого колеса.

Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.

Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.

Кроме люфта рулевого колеса, необходимо проверить зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг ( по относительному перемещению шаровых пальцев и наконечников или головок тяг при резком повертывании рулевого колеса в обе стороны), зазор в подшипниках червяка рулевого колеса относительно колонки. Зазоры в зацеплении ролика и червяка рулевого механизма проверяют по продольному перемещению вала рулевой сошки при отъединенной рулевой тяге.

Проверка люфта рулевого колеса люфтомером.

Наказание за люфт в рулевом управлении. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Измерение люфта рулевого управления

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

– легковые автомобили и созданные на из базе грузовые автомобили и автобусы – не более 10 градусов.

“А что это за нерусское слово такое, люфт?” – часто приходится слышать этот вопрос от будущих водителей. Сейчас мы с этим разберемся.

Если вы встанете около одного из передних колес вашего автомобиля и попросите кого-нибудь покрутить рулевое колесо туда-сюда на небольшой угол, то “с ужасом” увидите, что колеса стоят на месте!

Не пугайтесь, это нормальное явление. Прежде чем колеса начнут поворачиваться, выбираются все зазоры в рулевом механизме и в сочленениях рулевых тяг. Вот это и есть люфт, то есть свободный ход рулевого колеса без поворота передних колес. Только любой люфт должен быть в пределах нормы.

Если суммарный люфт рулевого управления превышает 10°, то эксплуатация автомобиля запрещена, так как движение по заданной траектории становится весьма проблематичным, а в условиях интенсивного движения просто невозможным. Автомобиль начинает “рыскать” по дороге с большими перемещениями в поперечном направлении, что может привести к незапланированным контактам с другими участниками движения.

При движении за городом на большой скорости эффект рыскания автомобиля по дороге обычно усиливается и, в конце концов, водитель просто теряет контроль над поведением машины. Кроме того, повышенный люфт руля требует постоянной коррекции направления движения автомобиля, вследствие чего водитель сильно утомляется, что не может не сказаться на общей безопасности дорожного движения.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

Очень опасно эксплуатировать автомобиль, если имеются нарушения в креплениях многочисленных шарниров рулевых тяг, рулевого механизма, когда сорваны или не затянуты резьбовые соединения, а также, если они ненадежно зафиксированы. При движении машины из-за постоянных вибраций возможно разъединение элементов рулевого управления. А это уже ведет к полной или частичной потере управляемости автомобиля и к непредсказуемой траектории его движения.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

Прежде всего, давайте разберемся с тем, что такое “усилитель рулевого управления”.

Гидроусилитель руля предназначен для облегчения работы водителя при повороте рулевого колеса. Он состоит из насоса, распределительного устройства и гидроцилиндра (рис. 53).

Рис. 53. Схема гидроусилителя рулевого управления:1 – насос усилителя; 2 – распределительное устройство; 3 – трубопроводы; 4 – силовой цилиндр усилителя; 5 – поршень усилителя со штоком; 6 – маятниковый рычаг; 7 – емкость для масла

При повороте руля распределительное устройство под давлением направляет жидкость в одну из полостей гидроцилиндра, помогая тем самым водителю поворачивать управляемые колеса.

При повороте рулевого колеса налево жидкость под давлением поступает в полость А (рис. 53), а при повороте направо в полость Б. Когда двигатель не работает, поворот руля будет осуществляться с заметным усилием, так как гидроусилитель не действует.

Запрещается движение при неисправности рулевого управления.[Здесь и далее красным шрифтом дается перечень неисправностей, при которых дальнейшее движение транспортных средств запрещается в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.]

Правда, есть возможность устранить неисправность на месте, если вы “дока” во “внутренностях” автомобиля и возите с собой массу запасных деталей.

В противном случае, вам предстоит вызвать передвижную службу автосервиса или специализированного буксировщика.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10°
  • Автобусы — 20°
  • Грузовые автомобили — 25°

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

Статьи по теме

Как поменять моторчик дворников: простые советы опытных автовладельцев

Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы

Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена

Шумы под капотом: что делать, если они появились

Как осуществить ремонт рулевой рейки БМВ

Медсправка на права-2020: стоимость, врачи, проблемы

Сколько хранится моторное масло: разбираемся в сроках и условиях хранения.

Замена ролика приводного ремня: он тоже не вечный

Штраф за просроченные права: что делать и как избежать

Штраф за езду без страховки: будет ли увеличение

Уходит антифриз из расширительного бачка: причины и диагностика

Направление протектора: правила зимней езды

Можно ли доливать антифриз или разбавлять его водой

Какой антифриз залить в «Пежо»: цвет, марки, производители

В машине пахнет бензином: разбираемся в причинах и ищем способы устранения

Где может появиться люфт

Видео: Как устранить ход руля (рулевого вала).

  1. Пройдемся по всем этим соединениям. Карданная передача позволяет изменять угол наклона колонки, обеспечивая большую комфортабельность, хотя это ее не главное предназначение. Карданная передача обеспечивает дополнительную безопасность при столкновении, поскольку при ударе дает возможность изменить положение колонки, не травмируя водителя. Эта карданная передача является одним из самых надежных соединений в рулевом управлении, но и в нем может образоваться люфт. Проверить наличие люфта в карданной передаче очень просто, достаточно рукой удерживать нижний вал, соединенный с шестерней, а второй рукой – повращать руль. Биение, стуки, возможность хоть малейшего вращения рулевого колеса будет указывать на сильный износ или повреждение карданной передачи.
  2. Второе соединение, и одно из наиболее важных – шестерня-рейка. Именно это соединение обеспечивает преобразование вращения в движение рейки. И для точной передачи необходимо соблюдение зацепления между зубьями этих элементов. Поэтому в конструкцию механизма включен упор рейки, поджимающий её в шестерне. Также рейка двигается по втулкам, исключающим ее колебательные движения. Но со временем втулки изнашиваются, зубья рейки и шестерни тоже, поэтому в соединении появляется люфт. Первое время устранить зазоры можно путем закручивания упора, чтобы выбрать люфт, но в конечном итоге придется проводить ремонт механизма с использованием ремкомплектов.
  3. Следующее соединение – рулевых тяг к рейке. Тяги крепятся к рейке при помощи болтов. Но, чтобы тяги не передавали на механизм колебательные движения, которые они получают от колес, на концах тяг со стороны рейки сделаны проушины, с установленными в них сайлент-блоками. Данные резинотехнические элементы выполняют демпфирующую функцию. Но со временем от воздействия окружающей среды, рабочих жидкостей авто, хим. реагентов с дороги, резиновая составляющая сайлент-блоков стареет и расслаивается. При обнаружении сильного износа этих сайтент-блоков, проявляющееся обычно сильным стуком со стороны рулевого механизма, эти резинотехнические элементы просто заменяются.
  4. Последнее соединение рулевого управления – рулевых тяг с поворотным кулаком. Чтобы обеспечить подвижность этого соединения, на концах тяг расположены рулевые наконечники. Этот наконечник представляет собой корпус, в который установлен шаровой палец. Благодаря полусферической поверхности пальца, они имеет возможность менять угол относительно корпуса. Причем палец посажен в корпус достаточно плотно, но во время эксплуатации он изнашивается, приводя к появлению люфта, сопровождающегося стуком со стороны амортизационных стоек. При появлении люфта в наконечниках – они заменяются.

Описание рулевого люфта автомобиля

Первый механизм в авто, где стоит ожидать появления нештатного свободного хода, – это рулевая колонка. Конструктивно она представляет собой шток, зафиксированный на валу, содержащем шарниры.

Все эти составляющие соединяются посредством зубчатой передачи. Даже только что выпущенная с завода, она имеет некоторый зазор. Это конструктивно предусмотренное решение нужно для того, чтобы предотвратить слишком сильный износ краев зубцов в результате трения.

Чтобы убедиться в наличии люфта, нужно вращать руль в разные стороны таким образом, чтобы не менять направление колес. Эксплуатация авто неизбежно вызывает увеличение свободного хода в подвижных соединениях. Причина тому банально проста – естественная амортизация деталей.

Так как по естественным причинам зубчатые и шарнирные передачи изнашиваются постепенно, то заметить увеличение рулевого люфта автомобиля достаточно проблематично. Для контроля над процессом нужно время от времени проводить проверку свободного хода. В случае легковой машины считается допустимым люфт руля в пределах трех сантиметров.

Встречаются ситуации, когда отклик на поворот руля становится более вялым прямо во время езды. Тогда нужно как можно быстрее прекратить движение и выяснить причину такого поведения авто.

Стуки, скрип и вибрация, а также произвольное изменение заданной траектории движения – это также признаки поломки рулевого управления. Все они опасны, потому что водитель с неисправным рулевым механизмом может не справиться с управлением и спровоцировать аварию.

Причины появления люфта

Спустя длительное время эксплуатации, приходят в негодность рабочие поверхности ролика, подшипника, втулки, шайбы, вала сошки и его Т – образного паза, головки регулировочного винта. Таким образом, зазоры в рулевом устройстве увеличиваются, во время движения автомобиля появляются посторонние стуки и вибрация, колеса становятся неустойчивыми и шатаются. Изначально зазор появляется в месте сцепления ролика и червяка, впоследствии, одновременно с валом руля происходит осевое смещение червяка.

При передвижении на высокой скорости машина становится неуправляемой, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до аварии.

Основной причиной появления люфта – это отвратительное состояние дорог. Подвеска автомобиля берет на себя основную часть нагрузки, которая направлена на колеса, но все же часть из нее приходится на детали рулевого управления. Усугубляет ситуацию использование низкокачественной резины, что значительно сокращает срок эксплуатации рулевой тяги и подвески.

Ослабление затяжки гайки

«Невинной» причиной возникновения неисправности является ослабление гайки крепления рулевого колеса. Регулировка выполняется методом подтягивания винта в торцевой крышке рулевого механизма. Сначала снимается декоративный элемент обшивки крепления, затем гайка протягивается торцовым ключом необходимого диаметра.

Важно! Если не выполнить своевременную затяжку гайки крепления, это приведет к износу шлицов в месте крепления руля, повлечет за собой проворачивание руля, потерю управления транспортным средством

Износ наконечников тяг

Более опасной причиной люфта в рулевом управлении является износ наконечников тяг. В связи с тем, что эти элементы работают в непростых условиях, подвергаясь постоянному воздействию грязи и воды, они приходят в негодность быстрее. В результате увеличиваются осевые и радиальные зазоры в шаровом соединении наконечника, он разваливается и управление автомобилем становится невозможным. Чтобы избежать последствий такой неисправности, следует немедленно обратиться в сервис для замены деталей.

Также, выделяют несколько причин образования свободного хода, кроющихся в конструкции системы рулевого управления.

  • развалившийся подшипник ступицы;
  • послабление или ненадлежащее протягивание гайки крепления рулевого колеса, регулировочных тяг;
  • износ шаровой опоры;
  • амортизация или поломка шарниров, шлицов, соединений карданного вала;
  • завышенный зазор между зубчатой планкой и шестерней, или их износ;
  • непригодное гидравлическое масло.

Как убрать

Для того чтобы отрегулировать рулевое управление, понадобится несколько простых инструментов, которые позволят настроить крепления.

Если люфтомер К 524 М показал нежелательный результат, следует попробовать осуществить настройку винтов усиления карданных шарниров. Эти элементы находятся на рулевом валу. Для этого мы находим регулировочный винт шарниров и устанавливаем допустимое значение. Затем проверка повторяется, и если свободный ход все еще превышен, значит причина в другом.

При завышенных показателях по люфтомеру также рекомендуется отрегулировать шарниры рулевых тяг. Но сделать это будет сложнее, поскольку вам понадобится подъёмник или помещение со смотровой ямой. Скорее всего, вы обнаружите что шарниры «раздолбаны», а значит их крепления нуждаются в подтяжке. Также можно подтянуть рулевые тяги.

Иногда состояние деталей не оставляет других вариантов, кроме как полностью разобрать рулевой механизм и заменить изношенные элементы. В этом случае лучше обратится к услугам профессиональной автомастерской, чтобы по неопытности не повредить систему.

Автомобилистам следует тщательно следить за состоянием узлов и механизмов эксплуатируемого автомобиля. Халатное отношение к исправности транспортного средства (ТС) может привести к очень серьезным поломкам и возникновению аварийных ситуаций на дорогах. Неисправности авто различаются по масштабам и сложности, при наличии некоторых из них эксплуатация транспорта запрещена.

Люфт — рулевое колесо

При ежедневном обслуживании рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, крепление рулевой колонки и картера рулевого механизма, состояние и крепление сошки, рулевых тяг и рычагов рулевой трапеции. При этом же обслуживании контролируют работу ножного и ручного тормозов и рулевого управления во время движения автомобиля.

При ежедневном обслуживании рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, крепление рулевой колонки и картера рулевого механизма, состояние и крепление сошки, рулевых тяг и рычагов рулевой трапеции. Кроме того, контролируют работу ножного и ручного тормозов и рулевого управления во время движения автомобиля.

Диагностика рулевого управления заключается в определении люфта рулевого колеса и усилия, потребного для его поворота при вывешенных колесах ( потерь на трение), а также в проверке крепления и состояния шарнирных сочленений тяг рулевого привода. Люфт рулевого колеса определяют при помощи ди-намометра-люфтомера ( рис. 102), закрепляемого на его ободе. При этом люфт рулевого колеса ( его угловое перемещение) определяют под действием силы в 1 кГ, приложенной к ободу.

При увеличенном люфте поворотной цапфы также возрастает люфт рулевого колеса.

При повышенном люфте поворотной цапфы также увеличивается люфт рулевого колеса.

Регулирование рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130.| Стенд для разборки, сборки и регулирования рулевых механизмов.

На поперечине 3 имеется шкала 6 для определения люфта рулевого колеса. Стенд укомплектован динамометром 4 для определения усилия поворота рулевого колеса.

Номограмма выбора нагрузки, имитирующей воздействие дороги на передние колеса.

При ТО-1 по рулевому управлению и передней оси проверяют люфты рулевого колеса, шарниров рулевых тяг, подшипников ступиц колес, герметичность системы гидроусилителя, крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней.

Люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг не допускается, люфт рулевого колеса допускается до 5 или 20 мм по ободу колеса. Трещины и деформация рычагов передней подвески и повреждения штанг не допускаются.

Кроме перечисленных неисправностей, в рулевом управлении могут возникнуть и люфт рулевого колеса на валу из-за слабой затяжки гайки крепления рулевого колеса, и радиальное перемещение рулевого вала, ощутимое на рулевом колесе из-за ослабления затяжки болтов крепления рулевой колонки или повышенного износа подшипников рулевого вала. Возможно появление и такой неисправности, как недостаточный поворот передних колес в одну из сторон. Такая неисправность возникает из-за неправильной установки рулевой сошки на шлицах ее вала или чрезмерной длины одного из болтов ограничителя поворота передних колес. Несмотря на то что эти неисправности возникают сравнительно редко, они должны быть своевременно обнаружены и устранены.

К неисправностям рулевого ( управления, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль, относятся: люфт рулевого колеса больше допустимого; заедание рулевого управления; большой износ деталей рулевого управления; ослабление креплений и нарушение шплинтовки. Любая из указанных неисправностей затрудняет движение автомобиля и может привести к полной потере управления. Эксплуатация автомобиля хотя бы с одной из перечисленных неисправностей категорически запрещена.

С места водителя проверяются действие звукового сигнала, включателей и переключателей освещения, указателей поворотов, люфт рулевого колеса.

Измерение люфта рулевого колеса с помощью люфтомера.

Водители хорошо знают, что инспектор ГАИ, останавливая автомобиль для проверки его технического состояния, начинает с проверки люфта рулевого колеса. Эту проверку должен уметь делать каждый водитель.

Механический люфтомер К-524

Механический люфтомер К-524 состоит из:

  • верхнего и нижнего раздвижных кронштейнов, приставляемых к ободу рулевого колеса упорами
  • передвижной каретки, стягивающей направляющие стержни кронштейнов с помощью зажима
  • угломерной шкалы, устанавливаемой на оси зажима и имеющей возможность поворота рукой и самоторможения (при снятии усилия) за счет фрикционной резиновой шайбы
  • резиновой нити, натягиваемой с помощью присоса от зажима к ветровому стеклу автомобиля и играющей роль «указательной стрелки» угломерной шкалы
  • нагрузочного устройства, представляющего собой пружинный динамометр двустороннего действия

Каретка с осью поворота угломерной шкалы выставляется в центр рулевого колеса путем уравнивания вылетов (а = b) стержней 3 относительно каретки. Этим обеспечивается неподвижность указательной нити-«стрелки» при повороте рулевого колеса и правильность измерения люфта.

Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне и закрепляется стопорным винтом в таком положении, при котором при установке люфтомера на ободе рулевого колеса приложенное к нагрузочному устройству усилие пришлось бы на середину сечения обода.

Метод измерения суммарного люфта рулевого управления, выполняемого одним оператором, заключается в выявлении угла поворота рулевого колеса по угловой шкале люфтомера между двумя фиксированными положениями, которые определяются приложением к нагрузочному устройству поочередно в обоих направлениях одинаковых усилий, регламентируемых в зависимости от собственной массы оси автомобиля, приходящейся на управляемые колеса.

Таблица. Зависимость усилия, прилагаемого к ободу рулевого колеса, от массы автомобиля, приходящейся на управляемые колеса

Масса автомобиля, приходящаяся на управляемые колеса, т Усилие нагрузочного устройства, Н (кгс)

До 1,6

7,35(0,75)

От 1,6 до 3,86

9,80(1,00)

Свыше 3,86

12,30(1,25)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector