Автомобиль в компании: принимаем к учету
Содержание:
- Перечень объектов ОС
- Обоснование
- Необходимо ли вычисление СПИ при определении амортизации автотранспорта?
- Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
- Правильный расчет амортизации автомобиля
- Срок полезной службы транспорта
- Способы для налогового учета
- Как определить срок полезного использования автомобиля
- Как рассчитать амортизацию автомобиля
- Дополнительно
Перечень объектов ОС
Выдержка из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1:
Вторая группа
(имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно)
Машины и оборудование
Код ОКОФ | Наименование | Примечание |
330.25.73.50 | Формы литейные; опоки для литья металлов; поддоны литейные; модели литейные | — |
330.26.51.66 | Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки | оборудование для контроля технологических процессов |
330.28 | Машины и оборудование, не включенные в другие группировки | оборудование буровое нефтепромысловое и геолого-разведочное |
330.28.13.1 | Насосы для перекачки жидкостей; подъемники жидкостей | насосы артезианские и погружные |
330.28.22.11.190 | Подъемники, не включенные в другие группировки | подъемники мачтовые строительные |
330.28.22.14.125 | Краны грузоподъемные стрелкового типа | — |
330.28.22.18 | Оборудование грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное прочее | грейферы; приспособления и устройства грузозахватные, оснащение монтажное, приспособления навесные для уплотнения грунтов, используемые при строительстве; конвейеры ленточные передвижные с прорезиненной лентой |
330.28.22.18.180 | Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки | валки опорные |
330.28.22.18.180 | Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки | валки опорные |
330.28.22.18.244 | Погрузчики-измельчители силоса и грубых кормов | машины для заготовки грубых кормов |
330.28.22.18.245 | Стогометатели | — |
330.28.22.18.390 | Оборудование подъемно-транспортное и погрузочно-разгрузочное прочее, не включенное в другие группировки | питатели ленточные стационарные |
330.28.23.23 | Машины офисные прочие | включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей |
330.28.29.12 | Оборудование и установки для фильтрования или очистки жидкостей | гидроциклоны однокорпусные; батареи гидроциклонов |
330.28.29.22.190 | Устройства механические для разбрызгивания, рассеивания или распыления прочие, кроме сельскохозяйственных | питатели (без лабораторных) |
330.28.30.51 | Косилки (включая устройства режущие для установки на тракторе), не включенные в другие группировки | — |
330.28.30.52 | Машины сеноуборочные | плющилки тракторные; волокуши тракторные; грабли конные и тракторные; ворошилки; установки искусственного досушивания сена и машины для заготовки грубых кормов прочие |
330.28.30.53 | Прессы для соломы или сена, включая пресс-подборщики | — |
330.28.30.83 | Оборудование для приготовления кормов для животных | — |
330.28.30.86.110 | Оборудование для сельского хозяйства, не включенное в другие группировки | оборудование специальное технологическое для животноводства и кормопроизводства |
330.28.41.24.190 | Станки для прочих видов обработки металлов резанием | оборудование немеханизированное, ручная аппаратура для кислородной резки металлов и сменные машинные резаки |
330.28.91.11.120 | Ковши для металлургического производства | — |
330.28.92.11 | Подъемники и конвейеры непрерывного действия для подземных работ | — |
330.28.92.12.190 | Машины проходческие прочие | оборудование для горнодобывающих производств (машины бурильные, пневмоударники, оборудование навесное бурильное; машины и оборудование для зарядки и забойки взрывных скважин; оборудование горноспасательное; аппаратура шахтной автоматизации, сигнализации и связи и другое оборудование) |
330.28.93.13.149 | Оборудование технологическое прочее для комбикормовой промышленности | бункеры для сухих и влажных кормов |
330.28.93.17.112 | Машины для измельчения и нарезания | — |
330.28.99.39.160 | Оборудование фонтанное и газлифтное | — |
330.30.20.31.120 | Оборудование путевое для контроля и ремонта железнодорожных путей | машины и инструменты для работы с отдельными элементами верхнего строения пути |
330.32.50 | Инструменты и оборудование медицинские | технологическая оснастка для протезной промышленности |
Средства транспортные
310.29.10.59.270 | Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами | подъемники грузопассажирские |
Инвентарь производственный и хозяйственный
220.42.99.12 | Сооружения для занятий спортом и отдыха | — |
Насаждения многолетние
520.00.10.08 | Прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки | — |
Обоснование
Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).
До 01.01.2017
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, ):
Автомобили легковые ( 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Исключение составляют:
Автомобили легковые малого класса для инвалидов ( 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — ( 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — ( 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — ( 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — ( 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.
Амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.
Необходимо ли вычисление СПИ при определении амортизации автотранспорта?
Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.
С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.
В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.
Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.
Нормативные акты: Срок полезного использования автомобиля
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 27.12.2019) «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»Автомобили легковые
Методы расчета в организации в бухгалтерском учете
Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.
В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:
- Линейный;
- Уменьшаемого остатка – ускоренный;
- По сумме чисел лет срока использования;
- Пропорционально объему продукции, услуг, работ.
Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.
Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств. Рекомендуем:
Рекомендуем:
- Онлайн калькулятор для расчета амортизации авто.
- Также можно рассчитать стоимость 1 км пробега автомобиля в онлайн калькуляторе.
Как рассчитать линейным способом?
Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.
Методика расчета:
Определяется норма амортизации в год или месяц:
Пример
Исходные данные:
Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.
Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.
В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.
Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).
Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.
Расчет:
Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.
Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.
Ускоряющий коэффициент
Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.
Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.
За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.
Методика расчета:
Определяется норма амортизационных отчислений.
В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.
Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.
Пример при лизинге
Исходные данные:
Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.
По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.
Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.
Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.
Начисление начинается с 1 января 2020 года.
Расчет:
Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.
1-й год:
Стоимость ост. = 350 000.
Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.
Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.
2-й год:
Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.
Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.
Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.
3-й год:
Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881
Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.
Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.
Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.
Как посчитать по километражу машины?
Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.
В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.
Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.
Методика расчета:
Определяется норма отчислений на 1 километр.
Пример начисления на 1 км пробега авто
Исходные данные:
Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.
Срок полезного использования – 7 лет.
Нормативный пробег = 180 000 километров.
За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.
Расчет:
Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км
А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.
А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.
и т.д.
Проводки
Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.
Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.
Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.
Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.
Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.
Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.
Правильный расчет амортизации автомобиля
Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.
Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?
- Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
- Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
- В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.
Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.
Как рассчитывается амортизация?
Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.
Откуда берутся эти цифры?
Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.
Можно пойти и другим путем:
- учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
- смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, поменять масло в двигателе, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
- производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.
Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.
Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:
- возраст транспортного средства;
- его общий пробег;
- условия, в которых он эксплуатируется;
- производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
- экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
- влажность климата;
- тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.
В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:
- до пяти лет;
- от пяти до семи;
- от семи до десяти лет.
Формула для расчета амортизации транспортных средств
Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:
- показатель износа;
- фактический пробег;
- износ по старости;
- фактический срок эксплуатации;
- коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
- тип региона.
Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.
- автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
- пробег за 2 года составил 40 тысяч;
- эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.
- расчетный износ — 18,4%;
- естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
- остаточная стоимость — 326400 рублей;
- рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.
Срок полезной службы транспорта
Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:
Группа |
Полезный срок |
Относящийся к категории транспорт |
3 | 3–5 лет | Мототехника
Легковые авто Грузовой транспорт до 0,5 т |
4 | 5–7 лет | Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями
Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы Автобусы малого класса (до 7,5 м) Автоцистерны Лесозаготовительный транспорт Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн |
5 | 7–10 лет | Легковые авто с двигателем более 3,5 л
Грузовики 5–15 тонн Пассажирский транспорт длиной до 12 м Спецавтомобили Троллейбусы |
6 | 10–15 лет | Техника с грузоподъемностью до 15 т
Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м |
Способы для налогового учета
Амортизацию важно знать в целях правильного расчета налога на прибыль. Амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую базу за счет списания в расходы
НК РФ достаточно строго определяет порядок списания стоимости основных средств посредством отчислений.
Для определения срока полезного использования разработана Классификация, в соответствии с которой для автомобиля может быть выбрана 3, 4 или 5 амортизационная группа. Как выбрать амортизационную группу для автомобиля?
В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.259 НК РФ возможны только два способа начисления амортизации:
- линейный;
- нелинейный.
Организация может выбрать любой, отразив его в налоговой учетной политике.
Важно, что прописанный метод расчета будет действовать абсолютно для всех объектов основных средств. Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу
Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет
Изменить его можно будет только с начала следующего года опять же по всем объектам ОС сразу. Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще, чем каждый 5 лет.
Исключением является имущество, перечисленное в п.3 ст.259 НК РФ, для него обязательно применение линейного метода списания независимо от общего выбранного способа (зданий, сооружений, передаточных устройств).
Как определить срок полезного использования автомобиля
На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 («Газель-Бизнес») относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория «В») (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251). И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с. (Пункт 1 ст. 361 НК РФ).
Примечание Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).
В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — «2», то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.
Внимание! Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога. Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации
Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных «Газелей» и «Соболей», они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым. Однако, когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно — только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО «Автозавод «ГАЗ» акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую службу (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2010 по делу N А56-7511/2010). Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она «2», то перед нами не легковой автомобиль, а автобус. Если в ПТС вы по каким-то причинам не можете найти четкой информации о том, какой же тип у вашего ТС, это можно рассматривать как неустранимую неясность, которая должна трактоваться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ). Но бывает гораздо проще все же прояснить обстановку, направив запрос производителю (его представителю) или в ГИБДД. Этот запрос можно составить в произвольной форме. К примеру, можете воспользоваться приведенным ниже шаблоном
Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных «Газелей» и «Соболей», они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым. Однако, когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно — только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО «Автозавод «ГАЗ» акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую службу (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2010 по делу N А56-7511/2010). Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она «2», то перед нами не легковой автомобиль, а автобус. Если в ПТС вы по каким-то причинам не можете найти четкой информации о том, какой же тип у вашего ТС, это можно рассматривать как неустранимую неясность, которая должна трактоваться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ). Но бывает гораздо проще все же прояснить обстановку, направив запрос производителю (его представителю) или в ГИБДД. Этот запрос можно составить в произвольной форме. К примеру, можете воспользоваться приведенным ниже шаблоном.
* * *
Как только вы введете в эксплуатацию свой автомобиль, вы можете списать амортизационную премию на косвенные расходы в налоговом учете. Радует то, что ограничение для такой премии по всем автомобилям одинаковое: она не может быть более 30% (Пункт 9 ст. 258 НК РФ). Хотя бы в этом вопросе у вас не будет сомнений.
Июль 2012 г.
Как рассчитать амортизацию автомобиля
При определении амортизации могут учитываться разные параметры и методики подсчета, поэтому, показатель износа может сильно отличаться для одного автомобиля. Также, необходимо знать для чего определяется амортизация: для налоговой отчетности, бухгалтерии или для собственных подсчетов на содержание машины. Для налоговой отчетности расчет амортизационного износа регламентируется соответствующими нормативными документами, например: ст. 259 Налогового Кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N1.
Основные способы расчета амортизации:
- линейный
- по сумме лет полезного использования
- по пробегу
- способ уменьшаемого остатка
- амортизация на 1 километр.
Также, следует понимать, что такое срок амортизации автомобиля, или срок полезного использования — это время эксплуатации автомобиля в месяцах либо в годах, то есть тогда, когда машина работает по назначению и зависит от класса транспортного средства. Так, для классов с 1 по 3 (объем двигателя от 1,2 до 3,5 л) период амортизации составляет 3-5 лет, для 4 класса (объем двигателя более 3,5 л) — до 7 лет, а для 5 класса — до 10 лет.
Примеры расчета амортизации
Для исходных данных условно возьмем автомобиль, стоимостью при покупке 100000 рублей (без НДС) и сроком эксплуатации 4 года.
Линейный метод
Этот метод является самым простым и условно, формула расчета амортизации выглядит так:
Ам=Пс*(100%/Спи), где
Пс — первоначальная стоимость автомобиля,
Спи — срок полезного использования в годах.
За год, амортизация составит:
Ам=100000*(100%/4)=100000*25%=250000 рублей.
Чтобы узнать амортизацию за месяц, то полученное число необходимо разделить на 12:
250000/12=2084 рублей — затраты на амортизацию за месяц.
По сумме лет полезного использования
Данный метод не учитывает расходы на обслуживание и содержание автомобиля. Чтобы посчитать амортизацию автомобиля данным методом, необходимо сложить года эксплуатации машины. Срок эксплуатации равен 4 года, соответственно, складываем: 1-й год + 2-й год + 3-й год + 4-й год = 1+2+3+4 = 10 — сумма лет эксплуатации. Затем, амортизация на каждый год рассчитывается так:
Ам1=Пг4/Сл*Бс, где
Ам1 — амортизация за первый год эксплуатации,
Пг4 — порядковый год с конца,
Сл — сумма лет эксплуатации,
Бс — базовая стоимость автомобиля.
Таким образом, амортизационные отчисления в первый год наиболее высокие и со временем эксплуатации падают, так как в первый год машина теряет в своей стоимости больше всего.
За первый год амортизационные отчисления составят:
Ам1=Пг4/Сл*Бс=4/10*1000000=400000 рублей.
За второй:
Ам2=Пг3/Сл*Бс=3/10*1000000=300000 рублей.
За третий:
Ам3=Пг2/Сл*Бс=2/10*1000000=200000 рублей.
За четвертый: Ам4=Пг1/Сл*Бс=1/10*1000000=100000 рублей.
По пробегу
Допустим, пробег автомобиля составил:
за первый год — 20000 км
за второй год — 15000 км
за третий год — 19000 км
за четвертый год — 17000 км.
Суммарный пробег (Сп) автомобиля за 4 года эксплуатации составил: 20000+15000+19000+17000=71000 км.
Формула расчета амортизации:
Ам=Бс*(Пг/По), где
Бс — базовая стоимость автомобиля,
Пг — пробег за год,
По — общий пробег за время эксплуатации.
Таким образом, амортизационные отчисления составят:
за первый год = 1000000*(20000/71000)=281690 рублей
за второй год = 1000000*(15000/71000)=211267 рублей
за третий год = 1000000*(19000/71000)=267605 рублей
за четвертый год = 1000000*(17000/71000)=239436 рублей.
Для более точного расчета амортизации в некоторых случаях применяются соответствующие поправочные коэффициенты и данные в специальных справочниках (ст.259 НК РФ). Для налоговой и бухгалтерского учета оптимальным признан линейный метод расчета амортизации. Также, следует понимать, что поправочные коэффициенты являются усредненными и не охватывают множество других факторов, наиболее главным из которых будет профессионализм водителя. Тем не менее, благодаря подобным расчетам, можно приблизительно оценить во сколько обойдется эксплуатация транспортного средства.
Дополнительно
Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
В данной статье мы рассмотрим: амортизация транспортных средств. Узнаем что относится к ТС и поговорим о нормах ТС.
Начисление амортизации автотранспорта может вызывать определенные вопросы у бухгалтера организации. Понятие «автомобильный транспорт» включает легковые машины, грузовые, автобусы, специальную и прочую технику. Юридические лица по отдельным видам транспорта могут начислять износ по-разному.