Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка

Советы опытных автовладельцев

Мы выяснили, часто ли меняют тормозную жидкость. Ниже описаны предостережения опытных водителей:

  • осуществляйте замену, опираясь на рекомендации производителя;
  • смешивайте ТЖ в границах одного класса (лучше используйте одну и ту же всегда);
  • производитель указал «гликольку» – следуйте инструкции;
  • не должно быть H2O;
  • при загрязнении требуется оперативная замена;
  • в машине без АБС не допускайте критически низкого уровня ТЖ при прокачке;
  • не создавайте избыточного давления в расширительном бачке;
  • бачок протирайте только тряпочкой (вода под запретом).

Принимая решение о смене раствора, учитывайте пробег и состояние «тормозухи» машины. Не забывайте рекомендации производителя автомобиля. Срок годности «тормозухи» ограничен, и ее обязательно надо обновлять.

Если предпочитаете обращение в профильную СТО, воспользуйтесь Uremont . Здесь вы быстро найдете подходящий по расположению автосервис, почитаете отзывы посетителей агрегатора и получите ответ на заявку в среднем через десять минут.

Вопросы по стоимости удобно уточнять в специальном чате с представителями партнерских автосервисов. Работаем для России, Казахстана и Беларуси. Техническую поддержку осуществляем круглосуточно.

Можно ли смешивать тормозные жидкости?

Важно! Можно ли смешивать тормозные жидкости? Из-за того, что составе DOT 5 использованы отличные химические вещества, которые есть в составе DOT 4 и DOT 3. Поэтому нельзя смешивать ДОТ 5 с ДОТ 4 или с ДОТ 3

Также, если в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля написано, что нельзя использовать тормозную жидкость, кроме как ДОТ 5, то в тормозную систему такого автомобиля нельзя заливать ДОТ 3 и 4.

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле?

Периодичность замены ТЖ зависит от следующих факторов:

  • тип тормозной системы;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • класс тормозной жидкости;
  • состав (основа, на которой произведена ТЖ).

Для большинства автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 тыс. км, если температура в системе стабильно не поднимается выше 150 градусов. Для спортивных машин и автомобилей класса «премиум» рекомендуется полностью менять тормозную жидкость каждые 20 тыс. км пробега. Подробнее о сроках использования и регламенте проведения замены тормозной жидкости можно узнать из инструкции по эксплуатации авто.

Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.

Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.

Как менять ТЖ?

  1. Открыть бачок.
  2. Легким движением отвернуть штуцеры, участвующие в прокачке, на тормозных цилиндрах определенного контура и натянуть на них шланг из резины.
  3. Опустить концы шланга в емкость с водой и полностью выкачать жидкость из системы с помощью педали тормоза.
  4. Заливать новую жидкость в бачок до тех пор, пока из шланга не польется чистый состав.
  5. Закрутить штуцеры и прокачать жидкость нажатием на педаль, чтобы удалить воздух из системы. Как только из шлангов всех четырех трубок начнет выходить жидкость без воздуха, шланги снимаются, а крышка бачка возвращается на прежнее место. Аналогичным образом проводится замена суппортов и цилиндров.

Если вы не уверены в правильности собственных действий по замене тормозной жидкости, обратитесь к специалистам в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные мастера оперативно и качественно проведут диагностику системы и выполнят все необходимые работы в соответствии с рекомендациями производителей. Не рискуйте своей безопасностью, обращайтесь к профессионалам!

Источники

  • https://oooyuma.ru/uhod-za-avtomobilem/skolko-nuzhno-tormoznoj-zhidkosti-dlya-zameny.html
  • https://etlib.ru/blog/610-skolko-tormoznoj-zhidkosti-nuzhno-dlya-zameny
  • https://favorit-motors.ru/articles/obsluzhivanie-i-remont/zamena-tormoznoj-zhidkosti/
  • https://autostuk.ru/skolko-tormoznoj-zhidkosti-nuzhno-dlya-zameny.html
  • https://nahybride.ru/hodovaya-chast/zamena-tormoznoj-zhidkosti-svoimi-rukami
  • https://zen.yandex.ru/media/uremont/kak-chasto-nujno-meniat-tormoznuiu-jidkost-v-avtomobile-5c98956b3bbd5d00b3568ec3

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Тормозные жидкости классифицируют по международной системе DOT, которая впервые была предложена в Америке. Сама аббревиатура DOT переводится как Department of Transportation, то есть департамент транспорта. Именно американский департамент транспорта принял решение о введении единой классификации DOT, в зависимости от состава тормозной жидкости.

В данный момент в мире насчитывается пять классов DOT, но имеются некоторые нюансы, из-за которых на самом деле таких классов больше. Выделяют следующие тормозные жидкости:

DOT 1 и DOT 2. Это самые первые тормозные жидкости, выпущенные производителями в начале 20 века. В данный момент они практически не используются, за исключением ретро-автомобилей, и тому есть логичное обоснование. Дело в том, что в момент выпуска жидкостей класса DOT 1 и DOT 2 в массовом сегменте преобладали тихоходные автомобили. Поскольку они были медленными, при их торможении выделялось меньше тепла, чем выделяется у современных автомобилей. Жидкости класса DOT 1 и DOT 2 были выполнены на основе минеральных веществ, и они справлялись с подобной температурой, не закипая. В современных тормозных системах выделяется при торможении значительно больше тепла, вплоть до 300-400 градусов по Цельсию, с чем составы на основе минеральных веществ никак не могут справиться (имея температуру кипения в 120-130 градусов);

DOT 3. Революционная тормозная жидкость, которая смогла решить проблему закипания, соответственно, ее стали заливать в более быстрые автомобили. Тормозная жидкость данного класса выполнена на основе гликоли, а ее температура кипения в сухом виде находится на уровне порядка 230 градусов по Цельсию;

DOT 4. Тормозная жидкость, которая отличается от DOT 3 только набором присадок. Она также выполнена на основе гликоли, но за счет использования присадок ее порог кипения удалось немного увеличить. Закипает жидкость DOT 4 (при условии, что она сухая) при температуре около 240 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что до сих пор тормозная жидкость класса DOT 4 активно используется, и для большинства современных автомобилей ее характеристик достаточно. Срок использования тормозной жидкости класса DOT 4 составляет порядка 2-3 лет, после чего ей требуется замена;

DOT 5.1. Еще одно развитие тормозных жидкостей на основе гликоля. Современные присадки добавляются в тормозные жидкости данной классификации, чтобы еще повысить ее порог закипания. Он составляет (для сухой жидкости) в данном случае 260 градусов. Но стоит отметить, что тормозные жидкости DOT 5.1 используются реже, нежели вариации классификации DOT 4. Дело в том, что они значительно дороже, при этом их эксплуатационные свойства не сильно лучше, и производители бюджетных автомобилей применяют именно класс DOT 4;

DOT 5. Полноценное новое поколение тормозных жидкостей, которое получило инновационное изменение – новую основу. В качестве основы данной жидкости используются силиконы

Температура кипения такого состава находится на уровне в 260 градусов по Цельсию для сухой жидкости, но здесь важно отметить, что сухой силиконовая жидкость остается дольше, чем гликолевая. Дело в том, что силикон значительно менее охотно впитывает влагу, благодаря чему его можно использовать без замены 4-5 лет

Стоит отметить, что также в продаже присутствует классификация DOT 5.1/ABS, фактически это аналог DOT 5, но с некоторыми нюансами.

Если посмотреть информацию выше, может сложиться впечатление, что тормозная жидкость DOT 5 –  это идеальное решение для современного автомобиля. Это не совсем так. Одной из задач тормозной жидкости является смазка компонентов системы торможения, среди которых поршни, сальники, цилиндры и прочее. Специалисты сходятся на том, что гликолевые тормозные жидкости лучше подходят для смазывания сальников, тогда как силиконовые могут привести к их быстрому старению.

Существующие типы систем АБС

Последовательность смены тормозной жидкости с АБС, по сути, является простой и тривиальной процедурой. Несмотря на это, современная автоиндустрия считается с тенденциями в области безопасности: практически все модели автомобилей выпускаются с установленными системами ASC и EBD. Контроль за данными узлами осуществляется системой курсовой устойчивости — ESP.

В связи с этим замена ТЖ проводится только в авторизированных сервисных центрах. Причина этому кроется в необходимости подключения ЭБУ к диагностическому сканеру. На тех автомобилях, в которых система клапанов и насос с гидроаккумулятором представлены отдельными узлами, сменить тормозную жидкость своими руками невозможно по той же причине.

Проверка уровня тормозной жидкости

Новые модели автомобилей (с середины 1980-х годов и по сегодняшний день) используют полупрозрачный контейнер (емкость, резервуар) прикреплённый к главному тормозному цилиндру. Благодаря прозрачности емкости, вам нет необходимости отворачивать крышку, чтобы проверить уровень тормозной жидкости. Проверяя уровень тормозной жидкости, помните, что он должен быть между отметкой «MIN» (минимальной отметки) и отметкой «MAX» (максимальной отметки).

Стоит отметить, что некоторые модели автомобилей (в том числе более старые) имеют металлический не прозрачный резервуар для хранения тормозной жидкости. Поэтому чтобы проверить уровень жидкости в металлической емкости, необходимо снять крышку. 

Перед тем как снять крышку с резервуара тормозной жидкости, необходимо обязательно протереть крышку от пыли, масла, грязи и т.п., используя чистую тряпку. Это защитит загрязнение тормозной системы перед снятием крышки бачка тормозной жидкости.

На старых моделях автомобилей (и на некоторых современных) для того чтобы снять крышку может понадобиться отвертка, которой нужно приподнять пружинный зажим, или открутить болт в верхней ее части.

Открутив крышку бачка тормозной жидкости, проведите осмотр жидкости. Если вы не видите сплошную линию, отмеченную внутри резервуара, убедитесь, что уровень жидкости находится примерно в 6 мм от верхней части резервуара.

Если при осмотре выяснилось что уровень тормозной жидкости низкий, то придется долить ее до оптимального уровня. Для этого используйте тот тип жидкости, который рекомендован производителем автомобиля (как правило, это тормозная жидкость DOT 3 или DOT 4).

В некоторых моделях автомобилей также тип используемой тормозной жидкости указывается под крышкой бачка тормозной жидкости.

Если у вас нет руководства к эксплуатации автомобиля, то вы можете купить или скачать в сети Интернет руководство по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля. Как правило, в таких книгах содержится информация об используемой марки и типе тормозной жидкости.

Также вы можете обратиться в любой автомагазин, в котором по ВИН-номеру вашей машины определят, какая тормозная жидкость используется в ней.

Для получения визуального представления о том, как проверить уровень тормозной жидкости в автомобиле вы можете посмотреть несколько видео ниже. 

Теперь когда вы знаете как проверить уровень тормозной жидкости пришло время проверить состояние жидкости, то есть ее свойство.

Характеристики или какую лучше заливать

Какую тормозную жидкость лучше лить, зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если живете в суровой морозном климате, то лучше выбирать с низки порогом замерзания. Если собираетесь участвовать в автогонках – с высокими показателями вскипания. Среднестатистическому авто вполне достаточно DOT 4, об этом поговорим ниже.

А знаете, почему DOT и что значит эта аббревиатура? В 1967 году начал работать Американский департамент транспорта (united states Department Of Transportation). Он разработал классификацию жидкостей, которую принял весь мир, сочтя ее за эталон. С тех пор, все живут по «америкосовкой» инструкции. В ней классифицированы все жидкости по группам, в зависимости от их характеристик.

Существует несколько классов

  1. DOT 3 – в его составе применяются простые компоненты, обеспечивающие его дешевизну. Он способен хорошо впитывать влагу, понижая планку температуры кипения. Свежая жидкость кипит при 205 градусах, старая – 140. Агрессивна по отношению к резиновым деталям. Используется в машинах с барабанными или в комбинации барабанных и передних дисковых тормозов
  2. DOT 4 – следующая ступень развития тормозных жидкостей. В составе есть специальные вещества, способные связывать влагу, конденсирующуюся в ее объеме. Поэтому стоимость ее выше. Она защищает металлические детали от коррозии. Температура кипения от 155 до 230 градусов. Так же, как и предшествующий класс, негативно влияет на состояние резины и лакокрасочных поверхностей.
  3. DOT 5 – создана с добавлением силиконов. Благодаря этому она хорошо отталкивает воду, не растворяется в ней. Но так же хорошо «впитывает» воздух. Кипит выше 260 градусов. Из-за возможности отталкивания конденсата, он может собираться в нижних частях элементов тормозной системы, в мороз доставит определенные трудности. Не входит взаимодействие с резиновыми деталями. Менять можно спустя 4-5 лет.
  4. DOT 5.1 – в составе смесь силиконовых добавок и гликоля. С высоким порогом кипения, низкой степенью вязкости. Из-за своих свойств ее применяют на гоночных автомобилях. Но из-за гигроскопичности срок ее службы невелик – около 1 года.
  5. DOT – 5.1/АБС – специально разработанная для авто с антиблокировочной системой. Она обладает всеми характеристиками предыдущих классов, за исключением ДОТ 5. Плюс к ним добавляется специальный набор присадок для корректной работы ABS. Он также подвержен впитыванию влаги, поэтому срок службы ограничен двумя годами.

Для машин, оснащенных современными электронными системами контроля тормозов и безопасности ABS, ESP, рекомендуется использовать жидкость, разработанную для этих систем. Обычно на упаковке производитель отмечает это. Например: Дот 5.1/ABS. На рынке появилась более дешевый вариант – DOT 4 с поддержкой антиблокировочной системы, что на упаковке обязательно должно быть отмечено.

«Синтек Евро» и «Синтек Супер»

Это еще один отечественный производитель качественного продукта. Тормозная жидкость Sintec Super DOT-4 обладает небольшим температурным запасом от того, который указан на банке. Правда, почему-то на конвейере не доливают немного, но, учитывая качество, это не страшно.

«Синтек Евро» имеет более высокий ценник, но и существенно отличается от предыдущей тормозной жидкости. На канистре указаны температуры, при которых система будет исправно работать. Но тестирование показало, что жидкость закипает при более высокой отметке. Поэтому мы имеем большой запас в температурном плане и довольно высокое качество. Жидкость не изменяет свои свойства с повышением температуры и спокойно «работает» по несколько лет.

Рейтинги производителей ТЖ

Выбрать единый бренд, который выпускает наилучшую тормозную жидкость для автомобиля, невозможно. Многие производители изготавливают хорошую ТЖ, которая по одним критериям лучше, чем у конкурентов, а по другим хуже. В различных рейтингах преимущественно лидируют нижепредставленные производители тормозной жидкости:

  • Liqui Moly;
  • Mobil;
  • Motul;
  • Bosch;
  • Castrol;
  • Sintec.

Liqui Moly DOT4

Тормозная жидкость Liqui Moly обладает высокой температурой кипения как в начале эксплуатации, так и через пару лет, даже после насыщения влагой. ТЖ обладает отменными антикоррозийными свойствами и не оказывает разрушающего воздействия на тормозные шланги и резиновые уплотнители. Жидкость долгое время не густеет, но все же в регионах с холодным климатом на морозе становится вязкой, поэтому подходит не для всех.

Mobil Brake Fluid Universal DOT 4

Тормозная жидкость Mobil имеет один из лучших пакетов присадок. Это снижает впитываемость влаги и продолжительное время позволяет сохранять первоначальные эксплуатационные свойства. Во время мороза ТЖ имеет отменную текучесть. Антикоррозийные, противоизносные и смазывающие свойства у тормозухи также на высоте.

Motul DOT 5.1 Brake Fluid

Тормозная жидкость Motul обладает крайне низкой гигроскопичностью. Закипание тормозухи наступает при достижении температуры 272°С. ТЖ отлично подходит для регионов с холодным климатом. Высокая текучесть остается и при температуре -40°С. Обильный пакет присадок позволяет уберечь элементы тормозной системы от быстрого износа. В составе также имеются ингибиторы коррозии, предотвращающие ржавление металлических поверхностей.

Bosch DOT-4

Над созданием тормозной жидкости Bosch работает целый научный отдел компании. Поэтому ТЖ обладает одними из лучших технических характеристик. Вязкость тормозухи подобрана таким образом, чтобы обеспечить стабильную передачу рабочего давления и избежать загустевания жижи при существенных отрицательных температурах.

Тормозная жидкость имеет собственноразработанный пакет присадок. Химические компоненты снижают риск закипания жижи. Поэтому образование паровых пробок наблюдается крайне редко. Жидкость обладает длительным сроком службы и не сильно впитывает влагу.

Castrol React DOT4 Low Temp

ТЖ Castrol имеет высокую температуру закипания. Она рекомендована владельцам, предпочитающим спортивный стиль. Вязкость жидкости подобрана таким образом, чтобы была возможность ее использования в северных регионах.

Liqui Moly Bremsflussigkeit DOT-4

Это еще один лидер продаж на российском рынке. Ценник здесь не такой большой, как у «Кастрола». Обойдется вам банка емкостью пол-литра в 300 рублей, что довольно таки немного. Порог закипания свежей жидкости составляет 250, а походившей примерно 165 градусов по Цельсию. Вязкость – 1800 мм2/с. В целом «Ликви Моли» вписывается в рамки стандарта ДОТ-4, но не более того. Однако стоит отдать предпочтение «Кастролу», но если средств недостаточно, то отлично подойдет и «Ликви Моли».

Нелишним будет отметить, что производитель сделал упор на защиту тормозной системы от коррозии. Им это удалось на славу, о чем говорят экспериментальные данные. В течение всего срока эксплуатации нет признаков появления ржавчины

Также компания уделила большое внимание смазывающим свойствам жидкости. Её можно рекомендовать для использования в центральной части России и южнее

«Ликви Моли» можно смешивать с ДОТ-3 и ДОТ-4, не рекомендуется с ДОТ-5.

На что обращать внимание при выборе?

Чтобы выбрать хорошую тормозную жидкость, необходимо знать, на какие характеристики нужно обращать внимание в первую очередь. К основным характеристикам относятся антикоррозийные свойства, способность к поглощению влаги, температура кипения и, конечно же, вязкость

Рассмотрим каждый из критериев отдельно.

Схема устройства тормозной системы современного автомобиля

Антикоррозионные свойства

Используемая жидкость не должна оказывать воздействия на различные детали, выполненные из резины, пластика и металла. В противном случае начнется процесс разрушения материала, в результате чего образуется протечка. Поэтому качественная ТЖ должна обладать высокими антикоррозийными свойствами.

Тормозная жидкость должна обладать антикоррозийными свойствами

Гигроскопичность

Важный параметр тормозной жидкости, показывающий ее способность к поглощению влаги. Дело в том, что при сильном нагревании жидкости появляется конденсат, который, в свою очередь, после охлаждения попадает в состав тормозной жидкости, нарушая тем самым свойства и негативно влияя на ее качество. К тому же в зимнее время вода замерзает, а лед может повредить трубки и нарушить работу системы. Хорошая тормозная жидкость должна иметь низкий уровень гигроскопичности.

Проверка тормозной жидкости

Температура кипения

В процессе работы тормозов состав сильно нагревается, причем не только при активном нажатии педали тормоза, но и при спокойной езде по городским улицам. Если ТЖ закипает, то в системе появляются воздушные пузырьки, способные образовать воздушную пробку. Как результат, происходит проваливание педали, а эффективность тормозов при этом снижается. Чтобы подобных неисправностей не возникло в дороге, используемая тормозная жидкость должна закипать при очень высоких температурах.

Зависимость температуры кипения ТЖ от содержания воды в ней

Вязкость

Главная характеристика тормозной жидкости – это вязкость. Вещество не должно менять свою структуру при рабочих условиях. Если же вязкость поменяется, то система торможения будет работать нестабильно. Также жидкость с низкой вязкостью может вытекать из системы. Если говорить о высокой вязкости, то такая жидкость будет густеть при низких температурах. Поэтому качественная ТЖ должна сохранять вязкость под воздействием высокой и низкой температуры.

Вязкость тормозной жидкости

УСТРОЙСТВО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА

Тормозной привод предназначен для передачи усилия от тормозной педали, на которую нажимает водитель при торможении, на колесные тормозные механизмы. Автомобили оснащаются гидравлическими тормозными приводами; рабочим элементом в них является тормозная жидкость.

Гидравлический привод содержит следующие элементы: педаль тормоза, рабочие тормозные цилиндры, главный тормозной цилиндр (рис. 3.10), тормозные трубки (шланги), вакуумный усилитель тормозов (правда, в старых машинах этот элемент отсутствует).

Для того чтобы замедлить движение или остановить автомобиль, водитель нажимает ногой на педаль тормоза. Через специальный шток это усилие поступает на поршень главного тормозного цилиндра, который, в свою очередь, давит на залитую в системе тормозную жидкость. Тормозная жидкость передает это усилие через топливные трубки и шланги на рабочие (колесные) тормозные цилиндры. Вследствие этого у тормозных цилиндров выдвигаются поршни, которые давят на тормозные колодки, прижимая их либо к тормозным дискам, либо к тормозным барабанам, в зависимости от используемой конструкции тормозов. Диск или барабан имеется у каждого колеса и непосредственно связан с ним, поэтому, когда колодки давят на вращающийся вместе с колесом диск (барабан), вращение колеса замедляется и, если водитель продолжает давить на педаль тормоза — полностью прекращается.

Недостатком гидравлического привода является то, что при разгерметизации тормозная жидкость полностью или частично вытекает из системы, что может привести к отказу тормозов. Для предотвращения такой ситуации в современных машинах применяются двухконтурные гидравлические тормозные приводы. Сущность их конструкции состоит в том, что они состоят из двух независимых контуров — отдельно для каждой пары колес. Отметим, что эти контуры не обязательно связывают колеса одной оси: например, левое переднее колесо может быть связано с правым задним, а правое переднее — с левым задним. Если по каким-то причинам отказывает один контур (например, вытекла тормозная жидкость, заклинило тормозной цилиндр и т. п.), то срабатывает второй. Разумеется, эффективность такого торможения заметно падает, но все же оно позволяет остановить автомобиль и избежать серьезных неприятностей.

Вакуумный усилитель тормозов (рис. 3.11) — прибор, который позволяет повысить эффективность работы тормозной системы, а также уменьшить усилие, с которым водитель должен давить на педаль для получения требуемого результата.

Этот усилитель связан непосредственно с главным тормозным цилиндром. Ключевой элемент вакуумного усилителя — камера, разделенная резиновой диафрагмой на две части. Одна часть камеры связана с впускным трубопроводом двигателя, в котором создается разряжение, вторая с атмосферой. В разряженном пространстве давление где-то на 20 % меньше атмосферного, и благодаря этому перепаду давлений, а также большой площади резиновой диафрагмы, создается эффект, позволяющий существенно снизить усилие при нажатии на педаль тормоза.

Тормозная жидкость ДОТ-5.1 и её особенности

Основное отличие заключается в более высокой температуре кипения. Химический состав похож на ДОТ-4. Зачастую используется в гоночных автомобилях и мототехнике, где развивается высокая скорость и свойственны затяжные интенсивные торможения.

Стоит помнить о правилах смешивания жидкостей тормозной системы. Если залито ДОТ-3, то можно доливать ДОТ-4 и ДОТ 5.1. А если в системе ДОТ-5.1, то добавляется только аналог. Несоблюдение данного правила может привести к заклиниванию системы и выходу из строя тормозного механизма со всеми вытекающими последствиями. Получается, что совместимость тормозной жидкости ДОТ-4 сводится к доливке более совершенной ДОТ-5.1. Это не всегда удобно, хоть и правильно с технической точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector