«запорожец» — удача советского автопрома

ЗАЗ 968М модификации

ЗАЗ-968АП пикап, для внутризаводского транспорта
ЗАЗ-968АБ4 для инвалидов, у кого повреждена левая нога
ЗАЗ-968Р для инваидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу
ЗАЗ-968АБ для инвалидов, у которых повреждены обе ноги
ЗАЗ-968АБ для инвалидов, у которых повреждена правая нога

Мало кому известно, что ЗАЗ выпускал и грузовую модификацию ЗАЗ-968М.
Правда, увидеть эти машины можно было только на территории автозавода или неподалеку от него — в сущности, это были внутризаводские
автокары для транспортировки деталей и узлов между цехами. Автокар имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками — спереди, в
стандартном багажнике, и в середине — между передними сиденьями и моторным отсеком. Кстати, в городе Запорожье, в отличие от других
городов CCCP автомобили ЗАЗ-968М широко использовались в качестве милицейских, разъездных и служебных.

Первые проектные работы по созданию автомобиля нового поколения взамен выпускавшегося 968-го
начались еще в 1970 году. Десятки вариантов компоновок, сотни моделей и макетов, тысячи километров, пройденные экспериментальными образцами
опытных машин, — все это позволило уже к 1987 году представить публике в качестве экспоната ВДНХ СССР принципиально новый компактный
переднеприводной автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». Некоторые, впрочем, утверждали, что эта самобытная конструкция ЗАЗа также сделана «по мотивам»
итальянского автомобиля — на этот раз прототипом назывался Fiat 127, серийно выпускавшийся концерном с 1971 года. Серийный выпуск «Таврии»
был развернут в 1988 году. Некоторое время «Таврия» и «Запорожец» выпускались одновременно, но в конце 1990-х годов производство морально
устаревшего автомобиля-ветерана было прекращено.

Шутки о «Запорожце»

Двигатель автомобиля «Запорожец» часто приходил в негодность. Однако это было связано не с заводским браком, что так яро доказывали владельцы машины. Все проблемы возникали из-за неправильного ухода за средством передвижения. Также шутки появлялись из-за мотора под задним капотом и небольших размеров.

Однако нужно заметить, что на то время «Запорожец» представлял собой автомобиль, который ничем не отличался от импортных моделей своей категории в технических характеристиках. И поэтому постоянные издевательства над ним, по сути, были неуместны. При этом следует отметить, такие же машины марки «Фиат», «Рено», «Фольксваген» стали для своего народа достоянием и символом соответствующей эпохи.

Наиболее распространенная шутка заключалась в том, что автомобиль «Запорожец» − «горбатый». Речь идет о модели ЗАЗ-965, у которой был специфический кузов. Ее также прозвали «броневиком». Другие модели с индексами 966 и 968 получили в народе прозвище «ушастый» и «чебурашка» соответственно. Их наименования появились из-за системы охлаждения. «Мыльница» является моделью 968М. Люди отмечали ее сходство с этим предметом из-за отсутствия воздухозаборников. После развала Советского Союза появилась масса анекдотов, которые повествовали об авариях с участием «Запорожца» и «Мерседеса».

ЗАЗ-966/968/968А

После того как выпуск первого поколения был полностью отлажен, началась разработка следующей модификации. Произошло это в 1961 году. Прототип, с которого создавалась новая модель, появился осенью того же периода. Однако сказочным планам завода помешала экономическая ситуация предприятия (финансов не хватало), и сильное влияние оказало то, что у работающего коллектива было мало опыта. При этом все элементы, которые были добавлены в модель, стали заимствованными у других экземпляров, в частности у иностранных.

Серийное производство ЗАЗ-966 продолжалось с 1966 по 1972 год. При этом первое время с конвейера сходила лишь так называемая переходная модель, которая получила название 966В. Ее минусом стало то, что двигатель был рассчитан на 1,2 литра, а его мощность составляла 30 л. с.

Автомобиль «Запорожец» 968 ничем практически не отличался от 966 модели. Его главной особенностью среди всех имеющихся является улучшенный вариант двигателя и слегка измененная панель управления. Производитель постоянно выпускал модернизированный вариант машины. Изменения были минимальными, однако за несколько лет (уже к 1978) машина приобрела совершенно новый вид. Автомобиль ЗАЗ-968А был представителем данных экземпляров. В нем были усовершенствованы система безопасности, тормоза, панель приборов. Последняя также использовалась и в таком транспортном средстве, как автомобиль ЗАЗ-968М.

ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М

ЗАЗ-966

ЗАЗ-968 Владимира Путина

ЗАЗ-968М

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.

В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Дизайн Corvair оказал значительное влияние на тенденции автомобильной моды 1960-х годов и стал прообразом для целого ряда европейских и азиатских автомобилей, в их числе — немецкий NSU Prinz IV, британский Hillman Imp, некоторых японских моделей и, в том числе, советского ЗАЗ-966[источник не указан 2157 дней].

Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу.
В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.

ЗАЗ-968М в разрезе.

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.

ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.

Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. с. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с.

От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.

Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями.
Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

Как запорожец 969 стал ЛуАЗом

Кстати, авто создавалось исключительно для нужд сельского хозяйства. А как известно, в полях или на ферме скорость и комфорт – вещи почти бесполезные, а мягкая обивка салона ассоциируется только с дополнительными хлопотами при очистке от сельской пыли и грязи. Зато проходимость на колхозном бездорожье и вместительность – самое оно.

Первая партия авто была выпущена в 1964 году на Запорожском заводе. Тогда на рынок поставили пробных 50 машин, но потом все наработки передали в Луцк, где на основе ЗАЗ-969 местные умельцы создали свой вариант знаменитого авто. Они назвали его ЛуАЗ 969 и в течение года подготовили пробную партию к выпуску. Массовое же производство «Волыней» началось в 1967-м и продолжалось до 2001-го.

Итальянские корни

Создавая ЗАЗ-965 конструкторы ориентировались на дизайн и инженерные решения автомобиля «Фиат-600» Данте Джакозы.

Итальянец Данте Джакоза — один из самых известных в мире конструкторов автомобилей. После Второй мировой войны он 25 лет проработал главным инженером итальянской Компании FIAT. Его творениями стало множество известных автомобильных моделей, среди которых «Фиат-600», «Фиат-1800», «Фиат-2100», «Фиат-126», «Фиат-128». И, конечно же, «Фиат-124», который послужил основой для легендарной «копейки» — ВАЗ-2101.

У парня украли рюкзак с камерой: он обратился в Сети к воришке и приложил видео

Передвижная биеннале «Манифест» готовится к открытию через 2 месяца в Марселе

Удалось сохранить молодость: Кудрявцева выложила в Сеть кадры 22-летней давности

Продажа ЗАЗ Запорожец в России

Объявления о продаже новых и б/у авто

Москва

Запорожец 1991

990 000 q

Москва

Запорожец 1968

1 890 000 q

Москва

Запорожец 1976

890 000 q

Калуга

Запорожец 1978

120 000 q

Бабынино

Запорожец 1972

16 800 q

Саранск

Запорожец 1990

30 000 q

Шахты

Запорожец 1968

180 000 q

Новочеркасск

Запорожец 1963

80 000 q

Новочеркасск

Запорожец 1994

142 000 q

Самара

Запорожец 1985

45 000 q

Ижевск

Запорожец 1977

60 000 q

Тихорецк

Запорожец 1974

350 000 q

Пермь

Запорожец 1988

250 000 q

Новоалександровск

Запорожец 1991

45 000 q

Красноперекопск

Запорожец 1988

45 000 q

Красноперекопск

Запорожец 1992

45 000 q

Симферополь

Запорожец 1988

45 000 q

Белогорск

Запорожец 1994

15 000 q

Журавки

Запорожец 1992

170 000 q

Ставрополь

Запорожец 1991

60 000 q

Запчасти и шины на ЗАЗ Запорожец

Дверь левая Запорожец

Цена 1 500 р.

Двигатель в комплекте с коробкой и косой ЗАЗ 968 м

Цена 15 000 р.

Крыло переднее левое ЗАЗ «Запорожец» СССР

Цена 1 000 р.

Продам переднее правое крыло на ЗаЗ 968

Цена 2 000 р.

Двигатель в сборе заз

Цена 8 000 р.

Крыло переднее правое ЗАЗ «Запорожец»

Цена 3 000 р.

Отзывы российских владельцев автомобилей ЗАЗ Запорожец

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1984
Приветствую вас друзья!
Первый мой отзыв удалили, попробую еще раз.
Итак меня зовут Михаил мне 39 лет, в 2011 году я переехал жить в Краснодарский край из Сибири.
Через несколько лет жизни на берегу чёрного моря, меня стала одолевать тоска о путешествиях по Сибирской глубинке.
И сам собой…

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1967
Это была мечта с самого детства. Моего простого, пионерского детства мальчишки, родившегося и выросшего в простом, деревянном доме с маленьким огородом, которого мало на что хватало…

Наша семья была, скажем так, зажиточной, в некотором роде. Ибо в отличие от остальных родственников…

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1976
Дром призывал неоднократно написать про свою первую машину. Последний раз катался на ней классе в 6м. А учиться начал намного раньше.

Это первая машина, запорожец. Это была крутая машина. Во 2м или третьем классе я решил ее перегнать на 5 метров в ограде, мешала дрова складыватьраскалывать…

Статьи о ЗАЗ Запорожец

Статьи об автомобилях ЗАЗ Запорожец — тест-драйвы, обзоры, опыт эксплуатации, тюнинг.

ЗАЗ-965: «горбатый» друг советских людей;
60 лет назад жизнь простого советского автомобилиста изменилась в лучшую сторону. С конвейера завода «Коммунар» стали сходить машины, на которые нужно было копить не всю жизнь, а только половину. У «Запорожца» в…

ЗАЗ-965 из Хабаровска: удивительное преображение и «пробег» через всю страну;
Этот «Горбатый» ЗАЗ-965 был найден в Instagram как объект для исследования совершенно случайно. Голубая микролитражка сразила своим очарованием и лаконичным стилем, да так сильно, что захотелось познакомиться с автомобил…

«Горбатый» против Гранты. Истинное лицо отечественного автопрома;
Позволим себе заявить, что не в Аурусах и не в «Чайках» отражается истинное лицо автопрома, а именно в таких разработках. Каждая автомобильная эпоха рождает свою машину, призванную стать наиболее доступной и массовой.

Новости о ЗАЗ Запорожец

Sappo-Lada — кольцевой болид из ГДР (с кузовом от «Запорожца» и двигателем от Lada);
В Германии отыскался уникальный кольцевой болид, собранный еще в конце 70-х в ГДР местным энтузиастом. Машина называется Sappo-Lada и представляет собой ЗАЗ-968 с двигателем от автомобиля ВАЗ.

Необычные объявления на Дроме: 30-летний «Запорожец» с минимальным пробегом;
Один из комиссионных автомагазинов Барнаула (Алтайский край) выставил на продажу ЗАЗ-968М «Запорожец» 1987 года с минимальным для своего возраста пробегом — 17 500 километров.

  • Выбор донора полного привода для ЗАЗ 966 на пространственной раме
  • Нужны донор и запчасти на ЗАЗ — 968 «Ушастый»
  • ЗАЗ-968М-запорожец

Автомобильный каталог: технические характеристики, комплектации, спецификации, цены, фото.

Сводные данные по ЗАЗ Запорожец

Объем двигателя ЗАЗ Запорожец

Крутящий момент ЗАЗ Запорожец

ЗАЗ-965/ 965А

ЗАЗ-965А (1962—1969)

Модель ЗАЗ-965 производилась с по 1969 год.

Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444 — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.

Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Размер шин — 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.

Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух), декоративным молдингом на боковинах.

«Хрущевка» на колесах

Идея создания первого советского «народного» автомобиля родилась в середине 1950-х. До этого наш автопром был сосредоточен на выпуске грузовиков, которые требовались армии и народному хозяйству, а легковые машины воспринимались в большей степени как служебные — для перевозки номенклатурных сотрудников, работы в качестве такси. В личном пользовании машины имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». Собственно, само наличие машины уже свидетельствовало о принадлежности к советской элите. Ситуация стала меняться вскоре после смерти Сталина.

Слепить «горбатого»

Кафе «Карлыгаш» в селе Ново-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский район Джамбульской области, Казахская ССР, 9 марта 1968 года

Фото: РИА Новости/Иосиф Будневич

Из речи Георгия Маленкова на V сессии Верховного Совета (август 1953 года):

Начался период, который иногда называют «малым НЭПом»: согласно бюджету на 1954 год, предполагалось резко повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, увеличить размеры приусадебных участков и даже сократить военные расходы. Государственные ассигнования на производство потребительских товаров выросли впервые за всю советскую историю, причем достаточно существенно. Желание не только работать, но и зарабатывать — естественно, честным трудом, а не спекуляцией или, упаси Маркс, частным предпринимательством, — более не считалось чем-то зазорным.

Новый глава государства Никита Хрущев, хотя и не без подозрения относился к подобным новациям, но разделял мнение, что пора «дать послабления» трудящимся массам. Так, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего прозвание по его фамилии — «хрущевки». Создание недорогого семейного автомобиля как нельзя лучше вписывалось в новую советскую реальность, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее задание. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: лучше — меньше. К 1960 году микролитражка должна была встать на конвейер.

Слепить «горбатого»

Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 года

Фото: РИА Новости/Л. Леонов

Но для того чтобы создать свой автомобиль, нужно иметь конструкторскую и экспериментальную базу, а ее в СССР по большому счету не было. Самой скромной по размерам моделью в послевоенные годы был «Москвич-400/401», слегка переделанный трофейный Opel Kadett К38 1937 года, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей на полученном по репарациям оборудовании. В середине 1950-х эта машина уступила место «Москвичу-402», более вместительному, комфортабельному и дорогому. Других компактных авто на советском автомобильном горизонте просто не существовало.

«Запорожец» 968М

Модель с индексом «М» пошла на выпуск в 1979 году. Именно она и закрыла ведущую эру «Запорожцев». На данный автомобиль ставились двигатели мощностью в 28, 41, 45 и 50 лошадиных сил. Наиболее часто встречался второй вариант.

От основной модели «М» отличилась экстерьером и интерьером. Дизайн был совершенно иным. Количество хромированных деталей сократилось, пластика, наоборот, стало больше. Из-за того, что была изменена система охлаждения силового агрегата, «уши» больше не устанавливались на кузов. Эта модель стала той, которую отечественный производитель так долго ждал – она не перегревалась. Однако с устранением такого минуса добавился другой. Стала засоряться коробка воздуховода, а его герметичность слишком быстро нарушалась.

Именно этот автомобиль «Запорожец» стал наиболее популярным. Именно его можно было встретить в свое время чаще всего на дорогах. Данная модель также выпускалась в варианте для инвалидов.

Военные технологии

«Запорожцы» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским колесным транспортером ЛуАЗ-967. Ширина машины была рассчитана так, что она не вязла в грязи, помещаясь между двумя колеями трактора или больших грузовиков. Предполагалось, что в случае войны все «ушастые» и «мыльницы» пойдут служить в санитарные части, а ЗАЗ буквально за несколько дней перенастроят под выпуск транспортеров.

Практичность «Запорожца» позволяла оперативно и без затруднений устранять большинство повреждений. Например, заднее и лобовое стекла машины были идентичными: в случае повреждения переднего можно было тут же установить на его место заднее.

Прототипом первого модельного ряда ЗАЗ был итальянский Fiat 600, а потом за основу взяли немецкий NSU Prinz IV

ЗАЗ-956/ 968/ 968А/ 968рб

Основные статьи: ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968

ЗАЗ-966

ЗАЗ-968 Владимира Путина*

ЗАЗ-968М

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.

В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу.
В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.

ЗАЗ-968М в разрезе.

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.

ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.

Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с. От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика.

Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями.
Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

Рождение «горбатого»

Автомобиль доделали к 1959 году. На суд экспертов представили новую версию машины: с иным двигателем, модернизированными тормозами, измененной передней подвеской (скопированной уже с «Фольксвагена»). Детище советских инженеров, совместившее в себе черты двух автомобилей иностранного производства, зарубежная пресса назвала «Фолькс Фиатович», намекая тем самым на откровенный плагиат.

Однако микролитражка руководству Советского Союза понравилась. Хрущев дал «добро» на выпуск машины, но с условием — цена на нее должна быть меньше 20 тыс. руб. (средняя заработная плата в СССР в 1959 году была 780 руб.). Стоимость ЗАЗ-965 составляла 18 000 руб. В 1961 году, после деноминации рубля в 10 раз, она стоила 1800 руб., в 3 раза меньше, чем престижная «Волга».

Клевер обогатит почву азотом. Какие сидераты нужно сеять в июле

Муж Глюкозы сообщил об отчислении дочери из школы за неординарность

Не мучайте организм голоданием — такой же эффект даст спорт и здоровое питание

Для 60-х годов прошлого века «Запорожец» получился качественной машиной. У него была приличная проходимость. Он отличался экономичностью, прочностью, простотой в обслуживании. Основные недостатки: тесный салон, небольшое багажное отделение, шумный мотор с малой мощностью.

В ценах 2020 года первый «Запорожец» обошелся бы покупателю в 186 тыс. руб.

К базовой модификации постепенно добавлялись новые. ЗАЗ-965 стали выпускать с ручным управлением, с правым рулем, это был экспортный вариант под названием «Ялта».

Новая машина стала в СССР поистине народной маркой. 965-й в народе любовно называли «горбатым», «жужиком», «запором», «пузыриком», «чебурашкой». Она была и объектом многочисленных анекдотов.

Владимир Торсуев женился в четвертый раз. Супруга — рыжеволосая красавица

Домашний эффективный пятновыводитель: нужны лишь 3 простых ингредиента

Пандемия Covid-19 — самое время использовать уроки цифровой революции

Всего первую модель «Запорожца» выпускали 9 лет. Следующий ЗАЗ-966 был больше, просторнее и дороже.

[править] ЛуАЗ

Луаз — пособник мирового терроризма

ТРУЪ-повозка

На базе запорского мотора и с таким же уровнем гениальности конструкторской мысли в СССР выпускался и жып ЛуАЗ, причем в двух ипостасях — гражданский недокозёл и армейский ТРУ-повозЪ ТПК, способный плавать и управляться водителем в лежачем положении. Отличался феноменальной проходимостью. В числе причин такого феномена — небольшой вес машины и колёсные редукторы, сильно увеличивавшие дорожный просвет, жёсткая блокировка межколёсного дифа заднего моста и трансмиссия типа изиселекта — привод на выбор: передний или полный с задним межколёсным блоком. Большинство современных джипов такого не имеют. Разве что мицубиси, да некоторые амеры. Из недостатков — симметричная малоприспособленность к передвижению по дорогам, даже этой страны. Что уж говорить, когда даже в армии на расстояния поболее нескольких десятков км ТПК рекомендовалось перевозить верхом на нормальных машинах или хотя бы на буксире, для сбережения ресурса водителей.

Алсо, в конце 90-х завод попытался выпускать ЛуАЗы с дизелем от итальянских газонокосилок и генераторов Lamborghini Lombardini. Результаты анонимусу неизвестны. Можно было заказать чЮдо-аппарат по почте в разобранном виде.

Лулз состоит в том, что в 1972 году «Луаз» умудрился взять автоприз в Италии на выставке: минималистичную бюджетную проходимость и дизайн салона, куски говна из которого можно было вымывать из шланга вследствие отсутствия какой-либо ненужной фигни из ковролина (седушки были сделаны наподобие гамака из переплетённых ремней, ога) признали охрененной концепцией спецмашины для охотников, которую можно докупить к основной и которую не жалко завазюкать. Собственно говоря, послевоенные европейские машинки, например, w:Citroën 2CV, часто именно по такой схеме и строились.

Сей девайс в народе назывался «Волынянка», «Волынка», БМВ (Боевая «Машина» Волыни), «Луиза», «Фантомас», «Цыплёнок» и «Еврейский броневик». Имеется и отражение в народном творчестве тех лет: «Курица — не птица, „Волынянка“ — не машина, баба — не человек».

ЛуАЗ косплеит Гелендваген

Алсо анекдот про сабж на расовом западэнско-польском:
— Пан сам склэпав?
— Ни, дэржава.
— Матка Боска!.

Оружие массового уничтожения

Также его именовали «Луноходом» за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны.

Шумный новичок

Время поджимало, к тому же двойное назначение было экономически эффективно. Двигатель этот ставить предполагалось на находившийся в разработке легкий амфибийный транспортер ТПК. Исходя из своего предназначения, мотор имел некоторые специфические черты — расположенный сзади масляный радиатор, высокое расположение трамблера, корпус из алюминиево-магниевого сплава, облегченные блоки цилиндров.

Но всё это было не критично. Хуже было то, что мотор изначально предполагался для установки в носовой части боевой машины, и его охлаждение было рассчитано именно под такой вариант. А в малолитражке двигатель установили позади салона, что осложняло его охлаждение встречным потоком. Пришлось сделать в крыльях воздухоприемные прорези, которые по фамилии предложившего их инженера назвали «теркой Вассермана».

Слепить «горбатого»

Фото: commons.wikimedia.org

«Родовую травму» частого перегрева до конца устранить так и не удастся, как и проблему с шумоизоляцией: ограничений по звуку двигателя армейское руководство не предъявляло вообще, поэтому ревел этот малыш как трактор.

Помимо прочего, утвержденный двигатель был существенно больше, чем моторный отсек экспериментальной малолитражки. В итоге пришлось переделывать весь корпус, который получил сзади характерный «горб», — иначе мотор просто не помещался. Чтобы улучшить проходимость, инженеры заменили колеса с 12- на 13-дюймовые и установили подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах, которую «подсмотрели» у фольксвагеновского «Жука». Были и оригинальные находки — например, лобовое и заднее стекло были одинаковыми и взаимозаменяемыми, что удешевляло их производство.

Слепить «горбатого»

Презентация ЗАЗ-965 на ВДНХ СССР, 1960 год

Фото: pastvu.com

Хотя разрабатывали новый автомобиль в Москве, выпускать его в столице оказалось негде — МЗМА был полностью загружен, а построить новый завод к намеченному сроку уже не успевали. В итоге решено было передать Минавтопрому и модернизировать запорожский завод по производству комбайнов с гордым названием «Коммунар» и мелитопольский завод легких дизелей, которому доверили производство двигателей. С трудом, но в сроки уложиться удалось: летом 1960 года опытный образец машины ЗАЗ-965 был представлен правительству и на ней лично покатались Хрущев и Брежнев, а 22 ноября с конвейера сошла первая партия автомобилей «Запорожец». До конца года завод успел выпустить полторы тысячи машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector