Что такое шрус в автомобиле

Как эксплуатировать авто с хрустящей «гранатой»

При выполнении поворотов следует придерживаться невысокую скорости. Если сломан внутренний ШРУС, для его окончательного выхода из строя понадобится больше времени, чем в случае с наружным. » alt=»»> Когда посторонние звуки возникают при езде прямо или не исчезают вовсе, замену узла нельзя откладывать. Подобный шарнир может окончательно сломаться в любой момент. Это сделает дальнейшее движение невозможным.

ШРУС – новое слово для многих автолюбителей, так как при ремонте авто мало кто сталкивался с его ремонтом. Это, порой непонятное слово, является ничем иным, как аббревиатурой от словосочетания «шарнир равных угловых скоростей». В простонародье его часто называют гранатой.

Эта небольшая деталь, расположенная в ходовой части авто, выполняет важнейшую функцию, а точнее – передает крутящий момент от коробки передач к направляющему колесу. Кроме того, деталь передает вращательные движения одной полуоси к другой. Чаше всего он устанавливается вместе с независимой подвеской. Его угол поворота по отношению к оси может составлять до семидесяти градусов. Но чаще всего этот показатель не превышает двадцати градусов.

Как правило, ШРУСы устанавливаются на автомобили с передним приводом, но иногда это могут быть и заднеприводные автомобили, например – кроссоверы новых моделей. Преимущества использования ШРУСа на лицо:

  • он обладает практически безграничным запасом прочности, который часто превышает срок эксплуатации самого автомобиля;
  • деталь значительно уменьшает износ шин;
  • имеет небольшой вес по сравнению с карданным сцеплением.

ШРУС был изобретен достаточно давно, по наиболее распространенной версии он был изобретен еще в двадцатых годах прошлого века Альфредом Рцеппом. Потому не удивительно, что с тех пор появилось множество разновидностей данной детали:

  • сухариковый – устанавливается исключительно на грузовиках;
  • триподный – как правило, используется в качестве внутреннего ШРУСа;
  • спаренный шарнир – применяется довольно редко в силу сложной конструкции;
  • шариковый, или ШРУС Рцеппа – наиболее распространенный вид, который и применяется чаще всего на осях легковых автомобилей.

Именно это изобретение и стало революционным для конструирования легковых авто с передним приводом.

Устройство ШРУСа

Здесь можно увидеть фото ШРУСа шарикового, благодаря которому станет понятней, что же собой представляет данная деталь в собранном состоянии. Если говорить о ее составляющих, то их, на самом деле, не так много:

  1. Корпус с наружной обоймой.
  2. Сепаратор.
  3. Внутренняя обойма.
  4. 6 шариков.
  5. Вал.
  6. Кольцо стопора.
  7. Пыльники внешний и внутренний, их удерживают хомуты.

Если собрать воедино эти оставляющие, то они внешне действительно напоминают некую гранату.

Все эти детали собираются в ШРУС наружный и ШРУС внутренний. Внутренний передает вращательные движения к внешнему механизму, в результате и производится изменение угла полуоси по отношению к оси.

На видео можно посмотреть само устройство и его работу:

Типы ШРУСов, их устройство и принцип работы

В современных автомобилях используются различные ШРУСы, которые классифицируются:

  • по месту установки (внешние и внутренние);
  • по типу конструкции (шариковые, триподные, кулачковые и спаренные карданные).

Внешние и внутренние ШРУСы

На каждое колесо переднеприводного автомобиля устанавливаются 2 ШРУСа. Внутренний шарнир соединяет коробку передач и полуось, внешний – полуось со ступицей колеса. Работая в паре, они обеспечивают передачу крутящего момента при всех типах нагрузок.

В наиболее распространённых шариковых шарнирах, внешние ШРУСы оборудованы радиусными канавками, обеспечивающими бесперебойность работы автомобиля при поворотах колёс. Внутренние гранаты с прямыми канавками компенсируют перемещения деталей узла вдоль оси при колебаниях передней подвески и вибрации автомобиля.

Конструктивные отличия различных типов ШРУСов мы опишем ниже.

Шариковые

Состоят из корпуса (наружной обоймы) с 6 канавками, сепаратора, 6 шариков и внутренней обоймы с 6 канавками. В ходе эксплуатации автомобиля, шарики перемещаются по канавкам, обеспечивая передачу крутящего момента от двигателя на колёса.

Шариковые гранаты чаще всего встречаются на переднеприводных легковых автомобилях.

Внутреннее устройство шарикового ШРУСа

Принцип работы шарикового шруса

Триподные

В триподных ШРУСах вместо шариков используются сферические ролики, которые крепятся на пальцах опоры с помощью подшипников.

Триподные автомобильные гранаты устанавливаются как на легковые, так и на грузовые машины с малой грузоподъёмностью.

Принцип работы триподной автомобильной гранаты

Внутреннее устройство триподного ШРУСа

Кулачковые

Кулачковые ШРУСы конструктивно состоят из 2 вилок и 2 фасонных дисков. Площадь сцепления (контакта) вилок является значительной, поэтому элементы шарнира выдерживают серьёзные нагрузки при эксплуатации.

Кулачковые шарниры получили широкое распространение на грузовых автомобилях повышенной грузоподъёмности.

Внутреннее устройство кулачковой автомобильной гранаты

Спаренные карданные

Являются наименее востребованными устройствами. Изготавливаются из двух карданных шарниров, состыкованных между собой.

В настоящее время используются при производстве мощной строительной техники, тракторов, некоторых моделей грузовиков и внедорожников.

Принцип работы спаренного карданного ШРУСа

Типы автомобильных ШРУСОВ

Всего есть 4 типа автошрусов по конструктивной особенности:

  1. Сухариковый. Устанавливается на грузовые автомобили и автобусы.
  2. Трипоидный. Используется во внутренних конструкциях из-за осевого своего перемещения.
  3. Спаренный. Редкоиспользуемый тип шарниров. Сложный в конструкции.
  4. Шариковый. Это самый распространенный тип. Устанавливается во всех легковых переднеприводных машинах.

Классификация ШРУСОВ:

  • внутренние;
  • внешние.

Внутренний шрус является соединительным звеном между коробкой передач и полуоси. Внешний шрус является соединительным элементом между полуоси и ступицы колеса. Они работают в паре и передают все типы нагрузок. Если во время движения прокололо бескамерное колесо, в него можно закачать специальный герметик для бескамерных шин.

Признаки неисправности ШРУСа

Первый признак – это стук, гул, урчание (хотя главный звук – всё-таки стук), с той стороны колеса, где деталь, в общем-то, уже готова «вылетать». Кстати, этих звуков вполне достаточно, чтобы определить неисправность ШРУСа (даже без каких-либо проверок на станциях технического обслуживания).

Стоит помнить, что стучать граната может как неделю, так и несколько месяцев. В любом случае она рано или поздно выйдет из строя… и тогда – берегитесь в прямом значении этого слова. Если это произойдёт на трассе, избежать ДТП будет сложно, ну а при более низкой скорости быстрый тормоз вас спасёт…

Когда вылетает ШРУС, управлять автомобилем становится практически невозможно! Изначально очень тяжело поворачивать рулём в ту сторону, с которой он вылетел. Тем не менее некоторое время (примерно полчаса) ехать ещё возможно. Затем автомобиль попросту останавливается и уже не может тронуться с места.

При этом машина заводится как обычно, скорости включаются, но ни на одну из них авто не реагирует. Изначально может показаться, что вышла из строя коробка переключения скоростей, но это не так. Если вы перед этим слышали сильный грохот под каким-то из колес, потом оно практически заклинило (повезло, если не вылетело полностью), а затем перестала работать коробка, то стопроцентно это всего лишь граната – волноваться не стоит (менять нужно именно ШРУС, а не коробку, что будет стоит гораздо дешевле).

В любом случае важно не доводить свое авто до такого состояния… Лучше при первых признаках отремонтировать, нежели потом платить за ремонт, да и ещё неделю ждать ремонта (находясь в этом время без авто и будучи вынужденным передвигаться на общественном транспорте). Ну что же, теперь вам известно, что такое граната в автомобиле и что она собой представляет

Теперь, прочитав эту статью, вы знаете, как самостоятельно проверить внутренний ШРУС, не переплачивая за услуги профессионалов. Надеемся, что эта статья была полезной для вас. Желаем удачи!

Ну что же, теперь вам известно, что такое граната в автомобиле и что она собой представляет. Теперь, прочитав эту статью, вы знаете, как самостоятельно проверить внутренний ШРУС, не переплачивая за услуги профессионалов. Надеемся, что эта статья была полезной для вас. Желаем удачи!

Где он размещается?

Как правило, большая часть современных автомобилей укомплектовывается шарнирами на передней оси, так как их ходовая система является в основном переднеприводной. На полноприводных машинах ШРУС наружный укомплектовывается на обе оси, поскольку все 4 колеса обеспечивают привод и движение автомобиля. Соответственно, на заднеприводных данное устройство размещается на заднем мосту. Однако в двух последних случаях ШРУС может размещаться только при условии, что в автомобиле применена независимая подвеска и что данное колесо имеет несинхронизированную возможность передвижения в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Когда угол сочленения небольшой, с передачей усилий от трансмиссии легко справляется карданный шарнир неравных скоростей. Когда данное значение угла возрастает, вал начинает неравномерно вращаться, что усложняет работу передачи крутящего момента. Вследствие этого автомобиль теряет мощность и становится менее динамичным. Чтобы такого не происходило, на машину и устанавливается ШРУС (наружный и внутренний).

Конструкция и принцип работы

Более подробную конструкцию и принцип работы ШРУСов рассмотрим на примере авто ВАЗ-2199.

Данное авто обладает передним приводом, поэтому в конструкции привода задействованы ШРУСы.

Внешний элемент у этого авто выполнен по типу «Бирфильд».

На конце приводного вала, идущего от коробки передач, имеется внутренняя обойма с 6 канавками.

Внешняя обойма на внутренней поверхности имеет канавки. Сама обойма соединена с валом, на котором имеются шлицы, вставляющиеся в ступицу колеса.

Внутренняя обойма входит во внешнюю и в имеющиеся канавки обеих обойм помещены металлические рабочие шарики. Чтобы шарики не выпадали, они вставлены в сепаратор.

Работает этот ШРУС так: при движении колесо за счет независимой подвески постоянно перемещается относительно кузова авто, при этом угол между приводным валом и валом, вставленным в ступицу, постоянно изменяется из-за неровностей дороги.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Все про клиренс автомобиля

Шарики, перемещаясь по канавкам, обеспечивают постоянную передачу вращения при смене угла.

Конструкция внутренней «гранаты», которая у данного авто имеет тип GKN, та же, что и внешней, но внешняя обойма несколько длиннее, это и обеспечивает изменение длины приводного вала.

Наезжая на кочку, угол на внешнем ШРУСе меняется, а само колесо идет вверх. При этом смена угла влияет на длину самого приводного вала.

В случае применения GKN ШРУСа, внутренняя обойма вместе с шариками может заходить вглубь внешней обоймы, тем самым изменяется длина вала.

Конструкция шариковых шарниров с делительными канавками очень надежна, но при одном условии. Они очень чувствительны к загрязнению.

Попадание внутрь «гранаты» пыли и песка приводит к ускоренному износу канавок и шариков.

Поэтому внутренние элементы данного сочленения должны быть прикрыты пыльниками.

Повреждение пыльника приведет к вытеканию смазки ШРУСа и попаданию внутрь песка.

Выявить проблему с данными элементами очень просто – при полном повороте колес и начале движения со стороны приводных колес будут слышны характерные щелчки.

ВАЖНО ЗНАТЬ: Почему хрустит ШРУС, диагностика и устранение неисправностей

Лучшие производители шрусов

В автомагазинах большой выбор подобной продукции. Они отличаются друг от друга по стоимости и фирмы-производителя. Перечислим компании, изделия которых пользуются повышенным спросом у автолюбителей.

GKN

Описание. ШРУСы компании не требуют проведения балансировки при установке, что сокращает время монтажа. Фирменная фишка немецких производителей – наличие смазочного материала «под завязку». Это делает необслуживаемой деталь до конца срока её эксплуатации.

Шарнирные устройства GKN обеспечивают оптимальный баланс мощности и вращающего момента двигателя автомобиля. Пыльники изделия производят из высококачественного пластика и неопрена, способных работать в режиме высоких температур.

Комплектация. В компект входит: шрус, пыльник, стопорное кольцо, прокладка и крепежные элементы.

Срок службы. При правильной эксплуатации отходит около 80 тыс.км.

Плюсы GKN

  1. Длительный рабочий ресурс.
  2. Надёжные комплектующие: хомуты, пыльник, крепление.
  3. Большое количество смазки.

Минусы GKN

  1. Металл быстро покрывается ржавчиной.
  2. Высокая стоимость.

NKN

Описание. Причину успехов японцев следует искать в применении инновационных технологий при разработке деталей. Так при выпуске используется метод холодной ковки. Полученные детали покрываются защитным слоем из молибдена, пропитываются углеродом при высокой температуре, что обеспечивает повышенную прочность изделий.

Компания также проводит большую работу по защите своей продукции от фальшивого товара. Для этого разработаны оригинальные упаковочные материалы, название детали на коробке покрыто позолотой. Внутри упаковки благодарственная надпись от производителей за приобретение товара: «Thank you».

Комплектация. В состав комплекта ШРУСа входят помимо самой детали пыльник со смазкой, два хомута, стопорное кольцо и крепёж.

Срок службы. Как отмечают автолюбители, шарнирные изделия японской компании при правильной эксплуатации автомобиля способны пройти до 80 тыс. км.

Плюсы NKN

  1. Длительный срок службы.
  2. Надёжная защита от подделок.
  3. Выдерживают интенсивную нагрузку.
  4. Цена товара дешевле, чем стоимость оригинальной детали.
  5. Качественный материал пыльников.

Минусы NKN

  1. Попадается брак.

Stellox

Описание. Товар отличается неплохим качеством и приемлемой ценой. Stellox реализует широкий ассортимент автокомпонентов, в числе которых находятся ШРУСы.

Нужно отметить, что немцы контролируют качество своего товара. Многие владельцы автомобилей рекомендуют недорогие шарниры компании.

Комплектация. В комплекте – стандартный набор, в который входят ШРУС-трипоид, пыльник, 2 хомута, кольцо и крепёж.

Срок службы. На товар предоставляется гарантия производителя: 1 год или 80 тыс.км.

Плюсы Stellox

  1. Низкие цены.
  2. Хорошее качество материалов.
  3. Качественная упаковка.
  4. Отсутствие вибрации при движении.

Минусы Stellox

  1. Попадаются детали с небольшим рабочим ресурсом, начинают хрустеть.

Hola

Описание. Компоненты ШРУСа производятся из легированной стали и обрабатываются при высокой температуре по специальной технологии. Она придаёт каналам, по которым двигаются шарики, прочность, увеличивает рабочий ресурс.

Детали устройства собираются методом попарной селективной сборки, что обеспечивает их высокую надёжность.

Комплектация. В комплект входит ШРУС, пыдьник, хомуты, крепеж.

Срок службы. Отмечается что данный шрус при правильной эксплуатации может пройти около 80 тыс.км.

Плюсы Hola

  1. Привлекательный товарный вид деталей и упаковки.
  2. Длительный срок эксплуатации.
  3. Материал пыльника выдерживает низкую минусовую температуру, не дубеет.
  4. Хорошая комплектация: ШРУС, пыльник, тюбик со смазкой, хомуты, детали крепежа.
  5. Низкая стоимость товара.

Минусы Hola

  1. Иногда встречается бракованная продукция.

GSP

Описание. Её продукция отличается хорошим качеством, что подтверждается сертификатами соответствия стандартам различных стран. Автозапчасти, производимые фирмой, реализуются на рынках 120 государств.

Приоритетным направлением деятельности GSP является производство ШРУСов и приводных валов для различных марок автомобилей из Азии, Европы, Америки. В настоящее время компания выпускает более 2500 наименований ШРУСов различного типа.

Комплектация. В комплекте находятся шарнир, пыльник, хомуты, детали крепления.

Срок службы. При правильной эксплуатации проходит от 70 — 80 тыс.км.

Плюсы GSP

  1. Низкая цена.
  2. Хороший внешний вид.
  3. Широкий ассортимент шарнирных деталей.

Минусы GSP

  1. Быстро выходят из строя.
  2. Передают вибрацию при движении авто.
  3. Некачественный материал пыльника.

Замена внешнего ШРУСа

https://youtube.com/watch?v=4yO-p6J5vPc

Опытный владелец авто, обладающий практичными навыками, не встретит проблем, взявшись за замену наружного ШРУСа. Список необходимых для осуществления «операции» инструментов уже представлен выше. Кроме инструментов и расходных материалов стоит сделать еще кое-что. Перед снятием колеса, слейте немного масла с КПП – так будет удобнее работать. Также понадобится монтировка – она послужит рычагом при изъятии приводного вала.

Предположим, что неполадка возникла справа. Замена правого ШРУСа начинается со снятия колеса. Вывинчиваем гайку ступицы, убираем тормозной диск, суппорт, шаровую опору и рулевой наконечник. Берем монтировку или лом, убираем зашлицованный приводной вал. Легкими ударами молотка (пригодится подкладка, например деревянный брусок) выбиваем наружный шарнир. Далее выполняем такие действия:

  1. Необходимо снять ступичную гайку и сорвать болты крепления колеса. Под задние колеса ставим упоры.
  2. Домкратом приподнимаем автомобиль, вывешиваем и затем снимаем колесо.
  3. Болты, скрепляющие поворотный кулак с шаровой, убираем.
  4. Поворачиваем руль до конца. Оттянув поворотный кулак, вытаскиваем наружную половину ступицы вместе со старым ШРУСом. Если граната не поддается – легонько бьем молотком.
  5. Старый пыльник и хомуты снимаем и отправляем в мусор.
  6. Снимаем ШРУС ударами молотка, вращая его по полуоси.
  7. Закрепляем в ступице установленные новые шарниры вместе с пыльником.

Замена левого ШРУСа осуществляется так же. В процессе возвращения деталей на место, делать вышеописанные процедуры следует в обратном порядке. Сбивая молотком ШРУС, бейте четко – некоторые модели оснащены кольцом АБС, которое не любит сильных ударов по нему. Не забудьте долить масло для КПП. Устанавливая колеса обратно, будьте предельно аккуратны, дабы избежать развала.

Хрустит ШРУС — как определить какой из них, и что делать?

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Автолюбитель может считать себя настоящим только, когда его действительно беспокоит состояние узлов и агрегатов автомобиля, а каждый новый стук, скрип и другие признаки поломок авто не дают покоя.

Управление автомобилем можно назвать комфортным, только при условии исправности, налаженности всех элементов.

Однако у каждой детали, особенно, тех, которые работают в нагрузке и при трении как ШРУС, имеется свой рабочий ресурс.

Рано или поздно материал изнашивается, теряет свои свойства, что приводит к выходу из строя детали. Это объективно. И, «подсказку» о приближении поломки со стороны самой детали, нужно воспринимать серьезно. Лучше не ждать, когда автомобиль остановится в дальней дороге, а незамедлительно приступать к поиску неисправности и её устранению.

Владельцы машин с передним приводом знакомы с таким неприятным явлением как хруст ШРУСа. Учитывая, что передняя подвеска машины, кроме основных её функций, должна ещё и обеспечивать передачу вращения от шестерён дифференциала к ведущим колёсам, она снабжена уникальными устройствами: шарнирами равных угловых скоростей, что в сокращенном варианте звучит как «ШРУС».

Деталь эта очень важная и по конструкции достаточно сложная, соответственно она дорогая и требует повышенного внимания. Если хрустит ШРУС, то без всяких колебаний необходимо ставить машину на ремонт и менять его.

Почему хрустит ШРУС?

Видео замены внешнего левого ШРУСа

Опытные водители на слух способны определять место поломки автомобиля. Подобные навыки приобретаются с течением времени, но хруст ШРУСА нельзя спутать ни с чем.

Для того, чтобы понять природу этого характерного шума, следует вспомнить, как же ШРУС устроен. Задача ШРУСА – это передача вращения от одной полуоси к другой при условии, что угол между ними непрерывно изменяется.

Такое свойство обусловлено необходимостью не только вращать ведущее колесо, но также давать ему возможность поворачивать и перемещаться вверх-вниз на пружине.

ШРУС состоит из таких основных элементов:

  • внешний корпус в виде чаши с шестью полукруглыми бороздами внутри и полуосью снаружи;
  • внутренняя обойма в виде сферического кулака и тоже шестью канавками и шлицевым соединением для полуоси;
  • между внутренними стенками чаши и обоймой находятся 6 шариков в сепараторе.

Все элементы выполнены настолько точно, что в собранном виде не имеют люфта. Обойма через шарики передаёт усилие на корпус и вращает его, а перемещение шаров по канавкам даёт возможность изменять угол между полуосями.

С течением времени в месте соприкосновения шариков с другими элементами образовывается выработка, появляется люфт. Свободный ход шариков (перекатывание) и порождает звук, который очень похож на хруст.

Учитывая, что ШРУСЫ устанавливаются по два на каждое колесо, при появлении тревожных симптомов возникает затруднение с тем, как узнать, какой ШРУС хрустит: внутренний или наружный, правый или левый.

Как определить какой ШРУС хрустит: внешний или внутренний, правый или левый?

Как известно, каждое ведущее колесо переднеприводного автомобиля, имеет по два шарнира равных угловых скоростей: внутренний передаёт вращение от шестерен дифференциала к оси, а наружный непосредственно от оси к ступице колеса. Внешний и внутренний ШРУСы имеют одинаковую конструкцию, но разные размеры. Наружный изнашивается интенсивнее и выходит из строя быстрее.

Определить самостоятельно, какой ШРУС хрустит, можно двумя способами:

  • на стоящем автомобиле, пытаясь дёргать ось поочерёдно у шарниров. В исправном ШРУСе люфта быть не должно. Если стучит, значит выработка уже достаточно большая;
  • в движении, выполняя различные манёвры и прислушиваясь к издаваемым звукам.

Сначала следует попробовать диагностировать наружные ШРУСЫ. Для этого следует максимально вывернуть руль в движении по ровной площадке в одну сторону, а затем в другую.

Если стучит ШРУС при повороте вправо, значит, соответственно, неисправен правый, а при повороте влево – левый.

Износ внутреннего ШРУСА определяется при прямолинейном движении, но необходимо заведомо выбрать неровный участок дороги, где будет канава или яма, для того, чтобы колесо в движении опустилось максимально низко.

Въезжая в углубление поочерёдно правым и левым колесом можно определить, с какой стороны ШРУС требует замены. Ну и конечно же, после того, как вы диагностируете, какой хрустит, незамедлительно приступайте к замене ШРУСа.

Характерные поломки

Смотреть галерею

Стоит отметить одну особенность – ШРУС внутренний левый («Логан» или ВАЗ у вас, не имеет значения) и правый изнашиваются втрое медленнее, нежели внешний. Связано это с тем, что на него воздействует намного меньшая нагрузка. Что касается поломок, то для внутренних и внешних они одинаковые. Самая частая – это естественный износ шариков в шарнире. Увеличиваются зазоры, шарикоподшипники приобретают форму яйца, что приводит к появлению посторонних звуков, хрустов, стуков.

Еще одна распространенная поломка – это разрушенный пыльник ШРУСа. Несмотря на то что он изготовлен из толстой и прочной резины, срок службы не очень большой. Дело в том, что работает весь механизм в непосредственной близости от дорожного покрытия. Следовательно, вся грязь, вода, химикаты обязательно попадут на резину. Она начнет высыхать, появятся трещины, что приведет к попаданию внутрь агрессивных веществ – воды, песка и прочих. Результат – очень быстрый износ шариков в механизме, стучит ШРУС, издает жуткие звуки.

Типы шарниров равных угловых скоростей [ править | править код ]

Существуют различные конструкции ШРУСов. Различают обычно:

  • Сухариковые или кулачковые — были разработаны французом Грегуаром и запатентованы под обозначением «Тракта» в начале 1920-х, в наше время применяются в основном на грузовиках, так как при высоких скоростях вращения вала склонны к перегреву;
  • Кулачково-дисковые — «Урал-4320», КрАЗ-255Б; Часть автомобилей Газ-69 и Уаз-469 до1993г
  • Шариковые — «Бендикс-Вейс» (Bendix-Weiss) с делительными канавками, «Рцеппа» (Rzeppa) с делительными рычажками, «Рцеппа-Бирфильд» со смещёнными делительными канавками, «Рцеппа-Лебро» с непараллельными делительными канавками — наиболее распространены сегодня, первые варианты были разработаны в 1920-е годы;
  • Трипод(Tripod) со сферическими роликами и вилкой и Трипод-Уникардан со сферическими роликами — допускают бо́льшие осевые перемещения, но при этом — нелинейное изменение скорости при вращении под углом; часто используются как внутренние (то есть — устанавливаются со стороны привода, а не колеса); Используются чаще в задней независимой подвеске,и переднем редукторе полноприводных авто,например Nissan Terrano.

Спаренные карданные — представляют собой состыкованные друг с другом два карданных шарнира, которые взаимно компенсируют неравномерность вращения друг друга; применялись редко, например, на ряде американских автомобилей 1920-х годов, вроде Miller 91 или Cord L29, а также французских «Панарах» пятидесятых-шестидесятых годов и ГДР-овских Wartburg. В конце 20 века устанавливались на карданные валы американских вседорожников (пример — Jeep). В настоящее время применяются на грузовиках, тракторах, строительной технике.

Наиболее распространённый сегодня шариковый ШРУС состоит из шести шариков, внешнего и внутреннего колец с прорезями под шарики, которые соединяются с приводным валом шлицевым соединением, и сепаратора, удерживающего шарики.

Отдельно стоит остановиться на выборе смазки для ШРУС. Из-за высоких ударных нагрузок, например при трогании автомобиля с места, преодолении подъёмов, данный тип шарнира требует выбора специальной смазки. Применение неподходящей для шарнира смазки – низкого качества или неспособной выдерживать ударные нагрузки, приводит к быстрому износу и выходу ШРУСа из строя.

Для шарниров Рцеппа на 6 шариках применяется пластичная смазка чёрного цвета с содержанием дисульфида молибдена MoS2 3% или 5% (для особо тяжёлых условий эксплуатации), что прямо указывается в описании. Смазка для шарниров типа «трипод» на игольчатых подшипниках добавки молибдена MoS2 не содержит. В любом случае, категорически запрещено применение графитовой смазки.

Также шарнир требует периодического осмотра состояния резинового чехла, защищающего от загрязнения и попадания воды. Вода в сочетании с кислородом воздуха превращает MoS2 в абразивный диоксид молибдена, чем сильно ограничивает применимость его в смазках.

M o S 2 + 2 H 2 O → M o O 2 + 2 H 2 S <displaystyle <mathsf +2H_<2>O<xrightarrow < >>MoO_<2>+2H_<2>S>>> 2>

Если обнаружены трещины или сильные потёртости, а сам чехол сохраняет герметичность, то можно обойтись заменой чехла, хомутов крепления, и заново смазать шарнир. В случае, если разрушились хомуты крепления, или чехол порван – рекомендуется замена шарнира целиком.

При больших углах поворота максимальный передаваемый шарниром крутящий момент (допустимая нагрузка) меньше (чем при малых углах поворота), поэтому при эксплуатации рекомендуется избегать больших нагрузок при «вывернутых колёсах».

Шарниры равных угловых скоростей всегда герметизируются пыльником (чехлом), так как расположение шарнира способствует попаданию в него пыли, которая быстро выводит его из строя .

Ресурс ШРУС современных автомобилей (при соблюдении герметичности чехла) очень велик и сопоставим с ресурсом самого автомобиля.

Автомобили, оснащенные передним приводом, в 60-х годах очень заинтересовали инженеров и разработчиков практически всех автомобильных брендов. Считалось, что такая компоновка кузовов дает возможность получить больше свободного места в салоне. Для осуществления этой идеи инженеры придумали достаточно сложный на тот момент механизм. Он позволял обеспечить вращение передних колес и управлять ими при более компактных размерах конструкции.

Типы ШРУС

За прошедшее столетие было создано множество конструкций ШРУС, однако далеко не все из них получили распространение. Сегодня более или менее широко используются следующие типы шарниров:

— Шариковые (также известны, как шарниры «Рцеппа» — по фамилии их создателя Альфреда Рцеппа);

— Шарниры типа «Трипод» (Tripod);

— Спаренные карданные шарниры;

— Кулачковые (сухариковые) шарниры.

В современных легковых автомобилях работают шариковые ШРУС, некоторое распространение получили и шарниры типа «Трипод». Кулачковые и спаренные карданные шарниры находят применение в грузовых автомобилях, тракторах и спецтехнике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector