Стартер: как проверить работу стартера, не снимая с машины

Диагностика бендикса

Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.

Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.

Чтобы проверить, целы ли щётки, возьмите 12-вольтовую лампочку. Её провода подсоедините к держателю и к массе щёток. Если лампочка загорится – это признак поломки, и щётки придётся заменить.

Работа под большой нагрузкой, может привести к короткому замыканию обмоток якоря. Как определить место замыкания, кроме визуального осмотра, можно проверить якорь стартера мультиметром. Проверка заключается в измерении сопротивления между корпусом и обмотками.

Еще одним способом определения работоспособности пускового устройства силового агрегата является проверка его элементов: бендикса, щеток и обмотки. Для тестирования двух последних потребуется 12-вольтовая лампочка, контакты которой необходимо подключить к массе и держателю щеток при этом на стартер должно подаваться напряжение от источника питания автомобиля.

Бывает ситуация, когда при исправной детали мотор по-прежнему не начинает крутиться. Это можно увидеть после его снятия с автомобиля, при этом отключать деталь от сети не нужно. После замыкания соответствующих клемм движение бендикса будет отсутствовать. Эту неисправность вызывают изношенные ролики, послабление хода пружины либо отсутствие смазки. Ремонтировать бендикс нет смысла, единственное, следует взять с собой в автомагазин выработанную деталь, чтобы не ошибиться.

Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки.

Читать далее: Почему прикуриватель не работает в машине и не фиксируется: как его снять и подключить, ремонт

Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:

  • засохла или загустела смазка;
  • износились пружины;
  • на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.

Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.

Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.

Последовательность контроля работоспособности стартера

Если при переводе ключа зажигания в положение «Старт» стартер не подает никаких признаков жизни, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Измерить мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора. Должно быть не менее 12 Вольт для запуска двигателя. Если меньше, следует зарядить аккумуляторную батарею.

2. Далее необходимо произвести измерение качества шины «земля» автомобиля. Следует проверить контакты шины «минус АКБ» — кузов автомобиля и «минус АКБ»-корпус двигателя, собственно, стартера. Это лучше сделать, включив зажигание, и измеряя напряжения между минусом АКБ, металлическими элементами корпуса двигателя и зачищенными элементами кузова двигателя. Напряжения должны быть строго 0,0 Вольт. Если больше, возможно нарушены контакты соединений.

3. Перед проведением дальнейших действий лучше произвести компьютерную диагностику. Во многих автомобилях запуск двигателя может блокировать иммобилайзер, возможно, требуется привязка ключа. Неисправность узлов автоматической коробки переключения передач также может ввести режим запрета на запуск авто.

4. Для дальнейшей диагностики стартера требуется электрическая схема автомобиля и схема расположения реле и предохранителей. Система запуска автомобиля может быть организована одним из двух способов. В автомобилях более ранних годов выпуска напряжение на втягивающее реле стартера подавалось непосредственно с контактной группы замка зажигания. Неисправность контактной группы приводит к отсутствию напряжения, подающегося на втягивающее реле. В таком случае необходимо проверить наличие контактов по схеме подключения замка зажигания. В современных автомобилях для управления срабатыванием стартера используется реле стартера, обычно устанавливаемое в блоке реле и предохранителей в подкапотном пространстве. Необходимо проверить исправность реле, наличие на его входном контакте напряжения +12 Вольт. Можно принудительно включить стартер, замкнув контакты реле.

5. Далее переходят непосредственно к работам со стартером. Он обычно расположен в области маховика. Более удобное расположение – между двигателем и радиатором системы охлаждения. В этом случае доступ к нему упрощен. Хуже, если стартер расположен за двигателем под выпускным коллектором. В любом случае, необходимо отследить путь пролегания проводов, идущих от стартера. От него отходят два проводника: один толстый (сечение не менее 25 кв.мм.) для запуска электродвигателя и тонкий – для управления втягивающим реле.

6. В первую очередь необходимо в удобном месте зачистить тонкий проводник, подсоединить к нему провод сечением не менее 2 кв.мм. и заизолировать место соединения. Затем перевести коробку передач в нейтральное положение. После этого соединить подключенный проводник к положительной клемме заряженного АКБ. Если при этом не последует никаких действий со стороны стартера, возможны следующие варианты:

  • неисправность обмотки втягивающего реле (обрыв);
  • износ щеток электродвигателя стартера;
  • поломка ламелей коллектора;
  • обрыв обмотки якоря;
  • отсутствие контакта на разъеме тонкого провода (часто встречается, когда тонкий проводник приходит в разъем «под фишку», его иногда достаточно просто пошевелить);
  • отсутствие заземления на корпусе двигателя автомобиля (для большей уверенности можно мощным проводом соединить корпус двигателя с минусом АКБ).

7. Если втягивающее реле сработало уверенно, но электродвигатель стартера не вращается, следует проверить наличие напряжения + 12 Вольт на выходе толстого проводника. Он обычно имеет соединение «под гайку», иногда контакты подгорают и обугливаются. В таком случае следует снять и зачистить контактные зоны. Также следует проверить соединение толстого проводника в области положительной клеммы аккумуляторной батареи.

8. С помощью мультиметра можно проверить сопротивление обмотки втягивающего реле (между подсоединенным проводником и корпусом двигателя оно должно быть в пределах от 3 до 20 Ом для различных типов стартеров).

9. В случае, когда предыдущие действия не привели к положительному результату, необходимо приступить к диагностике неисправности на снятом с автомобиля стартере.

Видео — как замкнуть стартер на прямую, если он не крутит:

Виды поломок стартера и надежность его узлов

Поскольку стартер является электромеханическим устройством, то все его поломки можно разделить на две категории:

  • механического типа (износ трущихся деталей, деформация или заклинивание одного из элементов стартера и др.). Устранение этих поломок требует снятия агрегата с машины;
  • электрического типа (проблемы с подачей напряжения аккумулятора, разрыв или замыкание обмоток статора или якоря стартера, подгорание контактов или рабочих поверхностей и т. д.).

Конечно, проще всего было бы возить с собой запасной агрегат. Но он достаточно громоздок и массивен, а также стоит немалых денег. Так, за самый дешевый стартер на автомашину ВАЗ придется заплатить не менее 3 тысяч рублей, а на иномарку такого же класса – 6 тысяч рублей.

Основные узлы стартера

Причем, как показывает практика, в 90%!случаев проблемы стартера связаны с неисправностью проводки, щеточного механизма, втягивающего реле или аккумуляторной батареи. Устранение отмеченных недостатков обойдется намного дешевле, хотя некоторые из них потребуют стенда.

Если ранжировать неисправности среднестатистического стартера легкового авто, то частота поломок его узлов и частей уменьшается в следующем порядке:

  • щеточный коллектор;
  • передние и задние втулки;
  • вал якоря;
  • планетарный механизм (при его наличии);
  • обмотка статора;
  • бендикс с обгонной муфтой;
  • зубцы венца маховика.

Возрастающая роль стартера

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше». В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Якорь

Для контроля исправности якоря необходимо напряжение 12 Вольт с АКБ. Питание подается сразу к стартеру. Если устройство срабатывает, можно говорить о его исправности. В случае отказа в работе имеет место проблема со щетками или самим устройством. Для понимания причин нужно разобрать узел и проверить каждый элемент с помощью мультиметра.

К главным неисправностям якоря относится пробой в обмотке, КЗ между витками или отпаивание выводов. Для проверки используется мультиметр, ППЯ или обычный осмотр соответственно. КЗ легко определить визуально по ряду симптомов — появление металлической стружки и сгорание ламелей. Если ничего не предпринимать возможны более серьезные последствия — повреждение щеток и неисправность стартера. Глубина между проточками должна составлять от 0,5 мм и ниже.

Как правильно проверить стартер на аккумуляторе

Как видно на иллюстрации, узел состоит из двух отдельных составляющих:

  1. Втягивающее реле – работает по принципу сцепления механической коробки передач – соединяет шестерню бендикса с маховиком двигателя, для проворачивания коленвала.После успешного старта бендикс возвращается на «парковочное» место, чтобы вал электродвигателя не вращался вхолостую. Поломка реле приводит к тому, что исправный мотор стартера не может провернуть коленвал, и ДВС не стартует.
  2. Электродвигатель стартера. Поломки классические – перегорела обмотка якоря, стерся коллектор, изношены щетки. Статор не ломается, поскольку он без обмоточный.

Есть и чисто механические поломки – например, если стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе, и нормальном состоянии электрической части, возможно, дело в подшипниках или изношенности шестерен.

И если вы сняли блок с двигателя, проведите профилактическую чистку. Наличие грязи может привести к затруднению вращения якоря.

Рассмотрим проверку электрических компонентов. Для этого надо напрямую подключить стартер к аккумулятору.

Проверка электродвигателя

Надежно закрепив корпус, соединяем минусовую клемму аккумулятора с проушиной крепления стартера (то есть соединяем минус с корпусом, массой). Кабель должен быть сечением не менее 6 квадратов.

Проверка втягивающего реле

Этот элемент одновременно производит замыкание вала стартера с маховиком ДВС (посредством бендикса) и подает питание на обмотку мотора стартера.

Чтобы проверить втягивающее реле стартера от аккумулятора, достаточно подать плюсовой провод на управляющую клемму реле. Ее легко найти – на клемме нет резьбового соединения, в отличие от силовых контактов. При подаче 12 вольт, должен прозвучать характерный щелчок, и шестерня бендикса займет рабочее положение.

Можно проверить замыкание силовых контактов реле, подающих напряжение на мотор стартера. В момент срабатывания, сопротивление между ними должно равняться нулю. Если нет – просто почистите контакты (пятаки).

Если реле не срабатывает – его следует заменить. Этот узел приобретается отдельно от стартера, стоит недорого, и легко меняется. Восстановление перегоревшей обмотки реле нецелесообразно, хотя и возможно.

Получив доступ к «внутренностям» стартера, проверьте механическое состояние вилки бендикса и шестерен. Износ может присутствовать, но без деформации зубьев. Люфт на вилке не должен препятствовать надежному зацеплению шестерни бендикса.

После проверки узел продувается сжатым воздухом, подшипники смазываются. Места соединения контактов обрабатываются специальной смазкой для контактных групп.

Как проверить стартер на аккумуляторе видео рекомендации на примере машины ВАЗ 2110

Как проверить или прозвонить стартер – проверяем на автомобиле и в снятом состоянии

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Как бы то ни было, а начатое дело нужно доводить до конца. Когда стартер авто не прокручивает, а аккумуляторная батарея заряжена, не остается ничего другого, как прозвонить стартер.

Проверка стартера, дело вовсе не сложное, однако, не все автовладельцы знают, как проверить стартер в условиях гаража. Проверка стартера включает в себя несколько основных этапов:

  • проверка работоспособности стартера;
  • проверка тягового реле;
  • проверка целостности обмоток и состояния щеток;
  • проверка бендикса.

Как проверить, работает ли стартер?

После того, как вы сняли стартер, аккуратно зажмите его в тиски. Здесь главное не переусердствовать – одно неверное движение, и устройство будет повреждено. Приготовьте несколько проводов с маленьким сопротивлением.

Это могут быть, например, провода зарядки аккумуляторной батареи. Провода соедините с нижней клеммой и корпусом стартера, а провод, который идет от корпуса, соедините с «плюсом» и «минусом» аккумулятора. Таким образом, вы проверите его работоспособность – если стартер исправен, то начнет вращаться. Скорее всего, вам придется заменить тяговое реле.

Проверяем элементы стартера: обмотки и щетки

Как проверить работоспособность стартера, если он не вращается? В этом случае вам нужно произвести проверку щеток и обмоток стартера.

Для проверки щеток воспользуйтесь 12-вольтовой лампочкой с двумя проводами. Провода соедините к щеткодержателю и к массе. Если лампочка загорится – целостность щеток нарушена, и, соответственно, нужно заменить щетки.

При помощи все той же лампочки проверьте обмотки стартера, присоединив один провод к корпусу стартера, а другой – к выводу обмотки. Не забывайте, что перед тем, как проверить снятый стартер таким образом, его нужно подключить к аккумулятору. Для проверки на межвитковое замыкание якоря воспользуйтесь специальным стендом.

Если во время проверки вы выявили неисправность, просто замените вышедшие из строя детали и элементы, и работа стартера нормализуется.

Бендикс не крутит – продолжаем проверку стартера

Если стартер включается, однако двигатель не прокручивает, готовьтесь решать проблемы с бендиксом, который, скорее всего, придется заменить. Некоторые умельцы ремонтируют бендиксы, за исключением такой неисправности, как трещина в его корпусе.

Но, если у вас не эксклюзивный стартер, то проще будет купить бендикс в магазине и поменять его. Тем не менее, причины пробуксовки бендикса мы с вами знать должны:

  • высохла или загустела смазка;
  • ослабли пружины;
  • произошло уменьшение диаметра роликов (так называемый, диаметральный износ);
  • либо ролики износились односторонне и на них появились натертые плоские грани.

Прежде, чем отправляться в магазин за новым бендиксом, снимите и прихватите с собой старый, чтобы не приобрести абсолютно ненужную деталь.

Как проверить, работает ли стартер, когда он крутится очень тяжело, а фары горят тускло? В первую очередь обратите внимание на то, какое напряжение выдает аккумулятор. Если оно окажется нормальным, проверьте состояние всех контактов

Если эта проверка не помогла выявить неисправность, разберите стартер и замените втулки, чтобы устранить излишнее трение между деталями

Если оно окажется нормальным, проверьте состояние всех контактов. Если эта проверка не помогла выявить неисправность, разберите стартер и замените втулки, чтобы устранить излишнее трение между деталями.

Бывает, что стартер крутится медленно, но лампочки горят достаточно ярко. Это может свидетельствовать о выходе из строя тягового реле. Оно подлежит замене, если при касании «плюсом» нижней клеммы тягового реле он вдруг начнет легко крутиться.

Если он будет крутиться так же медленно, как и раньше – дело в стартере. Самая распространенная проблема – плохое прилегание щеток к коллектору, из-за чего они сильно искрят, а коллектор очень загрязняется.

Если вы до сих пор не уверенны в своих силах и не знаете, как проверить стартер, видео от мастеров, несомненно, придет вам на помощь. Но помните, что одного только видео урока может быть недостаточно.

Так как, разбирая стартер, важно обращать внимание и на запах. Если перед тем, как проверить исправность стартера, разбирая его, вы почувствуете запах гари – можете даже не продолжать дальнейшую проверку, а смело отправляться за покупкой нового стартера

Ну вот, пожалуй, и все. Теперь вы знаете, как проверить работу стартера в условиях гаража и сможете выполнить ее самостоятельно.

Видео проверки стартера на работоспособность

Для того, чтобы проверить стартер на исправность, необходимо знать, какие наиболее частые поломки с ним случаются. Итак, среди таких поломок, выделяют всего четыре неисправности:

  • При попытке запуска двигателя, стартер его не крутит;
  • Стартер крутит, однако коленчатый вал не вращается;
  • Недостаточная скорость оборотов стартера;
  • Стартер не выключается после запуска двигателя.

Сразу скажем о том, что проверить стартер – процедура несложная, которую могут выполнить даже начинающие автомобилисты (см. видео про проверку стартера ниже) . Общая схема такой проверки выглядит следующим образом:

  1. Диагностируем стартер;
  2. Проверяем работу релейного механизма;
  3. Проверяем работу якоря;
  4. Выполняем проверку щёток и обмотки;
  5. Диагностируем работу бендикса.

Процесс проверки стартера

Для начала, нужно демонтировать и зафиксировать стартер в тисках. Чтобы выполнить проверку, необходимо будет замкнуть болты, которые находятся с внутренней стороны стартера. Делается это, с помощью небольшого куска провода, либо с помощью любого предмета из металла. Важным условием данной диагностики является то, что температура самого механизма должна быть около 20°C.

Если стартер исправен, то он будет крутить, а причину неисправности нужно будет искать в тяговом реле.

Видео: Как проверить стартер

Если видео не показывает, обновите страницу или » style=»color:#CC3333″>нажмите здесь

https://youtube.com/watch?v=H7k6u1e25EU

Проверка реле стартера

Диагностика реле стартера делается, с помощью двух проводов, имеющих малое сопротивление, которые подключаются по следующей схеме:

  • Первый провод подключаем к реле, расположенному на корпусе стартера и к плюсовому выводу на аккумуляторе;
  • Второй провод подключаем к корпусу устройства и к отрицательному выводу на аккумуляторе.

После такого подключения, якорь должен щёлкнуть и выдвинуть шестерню. Если этого не произошло, то реле неисправно и нуждается в замене.

Видео: Проверка втягивающего реле и контактов стартера

Если видео не показывает, обновите страницу или » style=»color:#CC3333″>нажмите здесь

Для проверки якоря стартера, потребуется «контролька» на 220В. Из эксплуатационных характеристик якоря известно, что он может быть использован только при сопротивлении, не превышающем 10 кОм, и вибрациях порядка 0.08 мм. Процесс проверки якоря:

  • Подключаем якорь к источнику питания;
  • Лампу подключаем к корпусу устройства.

В том случае, если лампа загорелась или начала искрить, при этом распространяется запах гари, то якорь вышел из строя и нуждается в замене.

Видео: Диагностика статора и якоря стартера

Если видео не показывает, обновите страницу или » style=»color:#CC3333″>нажмите здесь

Видео: Как проверить якорь стартера

Если видео не показывает, обновите страницу или » style=»color:#CC3333″>нажмите здесь

Проверка щеток и обмотки

Диагностика щёток выполняется, с помощью двух проводов и лампочки на 12 Вольт. Проверку делают, подключив эту лампу к щёткодержателю и на массу. В том случае, если лампа загорится, то щётки неисправны, и их следует поменять (замена щеток стартера).

Чтобы проверить обмотку, используют опять ту же лампу, только теперь её подключают к корпусу устройства одним проводом и к выводу обмотки – другим.

Не забывайте о том, что все описанные выше работы, нужно выполнять при подключении всех устройств к аккумуляторной батарее.

Выполняется проверка бендикса в такой последовательности:

  • Используя мягкую прокладку, в тисках фиксируют звёздочку бендикса;
  • Муфта бендикса, поочерёдно, аккуратно крутится в обе стороны.

Если муфта исправна, то она будет вращаться в одну сторону, и не будет крутиться в другую. В противном случае, муфту необходимо заменить или заменить бендикс полностью. На этом, проверку стартера можно считать выполненной.

Видео: Замена бендикса стартера

Если видео не показывает, обновите страницу или » style=»color:#CC3333″>нажмите здесь

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера — проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле — на небольшое сопротивление.

Проверка стартера мультиметром

Разборка и проверка всех деталей стартера

Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).

Напоследок представляем для вас сводную таблицу, куда сведена информация о том, какими методами можно проверить ту или иную часть стартера.

Схема, теория и практика

Посмотрим, как выглядит схема соединений любого электрического стартера. На контакт B напряжение подаётся постоянно.

Стартер и его внешние цепи

На схеме мы видим три «плюсовых» контакта и один минусовой (8), который всегда соединён с корпусом. Что надо замыкать:

  1. Перед тем, как замкнуть стартер, найдите клемму S. Часто она изготовлена в виде лепестка;
  2. Как отличить контакты B и M: на первом будет присутствовать потенциал «+12»;
  3. Замыкать надо контакт B с клеммой S. Что делается кратковременно и после включения «нейтрали»;
  4. Замыкать контактыM и B нельзя.

От теории переходим к практике. На автомобиле ВАЗ-2114 всё выглядит просто.

Втягивающее реле ВАЗ-2114

Клемма B здесь закрыта резиночкой, а лепесток S контачит с клеммой в пластике. Пластиковый штекер перед «замыканием» снимают.

Замыкание контакта стартера отвёрткой

  • B – Bold, «толстый» провод;
  • M – Мотор (электромотор);
  • S – Start.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector